ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
№ 309-ЭС21-15795
г. Москва
Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С., изучив кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ЗападноАбдулинО» на решение Арбитражного суда Оренбургской области
от 26.10.2020, постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2021 и постановление Арбитражного суда Уральского округа
от 07.06.2021 по делу N А47-13112/2019,
УСТАНОВИЛ:
федеральное государственное учреждение культуры и искусства "Дом офицеров Оренбургского гарнизона" Министерства обороны Российской Федерации (далее - учреждение "Дом офицеров Оренбургского гарнизона" Минобороны России, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к обществу "ЗападноАбдулино" об обязании ответчика ликвидировать котлован на земельном участке с кадастровым номером 56:44:0220001:9.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация города Оренбурга, инспекция Государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области (далее - третьи лица, Администрация, Инспекция).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 26.10.2020, оставленным без изменения постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2021 и постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 07.06.2021, требования удовлетворены.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, заявитель просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, ссылаясь на существенное нарушение норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что истцом не представлено доказательств надлежащего содержания здания библиотеки (литер Е7), как и не представлено доказательств наличия причинно-следственной связи между разрушением здания библиотеки, появлением трещин на стенах здания и расположением торгово-административного комплекса «Атриум» на соседнем земельном участке.
Органом технической инвентаризации уже за год до начала строительства торгово-административного комплекса «Атриум» было зафиксировано неудовлетворительное состояние данного объекта с износом в 46%.
Проведенная в рамках настоящего дела судебная экспертиза является необъективной , как в части ее назначения, так и в части выводов. Суды не дали оценку рецензиям на судебную экспертизу, необоснованно отказали в удовлетворении ходатайства о назначении повторной экспертизы.
Судебные акты по настоящему делу направлены на переоценку обстоятельств, установленных при внесении судебных актов по делу №А47-11213/2012,№А47-14642/2012,№А47-7274/2014.
Так, в постановлении восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2015 по делу №А47-7274/2014 указано, что спорный объект относится к объектам недвижимого имущества и является объектом незавершенного строительства, состоящим из двух составных и неотъемлемых частей-блоков «А» и «Б»,расположенных на земельных участках с кадастровыми номерами 56:44:0220001:9 и 56:44:0220001:12.В соответствии с требованиями статьи 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации блок «А2» и блок «В» торгово-административного комплекса «Атриум» являются составными и неотъемлемыми частями единой вещи, торгово-административного комплекса «Атриум», блок «А» и блок «В» незавершенного строительства торгово-административного комплекса «Атриум» образуют единый неделимый объект недвижимости (капитального строительства). Разделение торгово-административного комплекса «Атриум» на отдельные объекты недвижимого имущества и использование каждой ее части по самостоятельному целевому назначению недопустимо, исходя из его функционального назначения, из наличия общего проекта и выполнения общих работ при строительстве, из совместной работы всех элементов конструкции подземной части блока «А» и блока «В».
Таким образом, незавершенный торгово-административный комплекс «Атриум» 33% готовности (котлован блока «А» и подземная часть блока «В») является единым объектом недвижимого имущества. Аналогичные выводы содержатся и в судебных актах по делу №А47-14642/2012.
Удовлетворяя требование о ликвидации котлована, суд фактически обязал ликвидировать объект недвижимого имущества.
Истец не доказал, что действиями ответчика нарушается его право собственности, доказательств невозможности ремонта и восстановление памятника культуры без ликвидации объекта невозможно.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов оснований, по которым жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, не установлено.
Как следует из обжалуемых актов, учреждение "Дом офицеров Оренбургского гарнизона" Минобороны России владеет на праве оперативного управления трехэтажным зданием библиотеки литер Е7, общей площадью 607 кв. м, по адресу <...> д. N. 48/35, о чем в ЕГРН 19.09.2001 внесена запись за номером 56-01/00-1/2001-1739. Право оперативного управления зарегистрировано и подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 56-00 N 283609.
Указанное здание на основании Решения Исполнительного комитета Оренбургского областного Совета народных депутатов от 13.05.1987 N 179, Постановления Правительства Оренбургской области от 16.04.2012 N 334-п, Постановления Правительства Оренбургской области от 14.01.2013 N 9-п является памятником градостроительства и архитектуры 2 пол. XIX века регионального значения "Военное собрание" за регистрационным номером 561310313300005 в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
В рамках осуществления государственного надзора за состоянием объектов культурного наследия на основании приказа и.о. заместителя начальника Инспекции от 05.08.2019 N 42 проведена внеплановая проверка соблюдения законодательства об охране объектов культурного наследия в отношении учреждения "Дом офицеров Оренбургского гарнизона" Министерства обороны Российской Федерации в период с 07 по 23 августа 2019 года.
В ходе проведения проверки инспекцией установлено, что объект культурного наследия "Военное собрание находится в недопустимом состоянии по причине воздействия открытого в течение долгого времени котлована, расположенного в непосредственной близости от фундамента памятника. Инспекцией 23.08.2019 начальнику учреждения "Дом офицеров Оренбургского гарнизона" Минобороны России А.В. Краснокуцкому выдано предписание исх. N 55-2-1195 об устранении нарушений законодательства в области сохранения и содержания объектов культурного наследия регионального значения "Дом купца В. Трошина" и "Военное собрание", расположенных по адресу: <...>.
В связи с поступившем обращением руководителя учреждения "Дом офицеров" в прокуратуру города Оренбурга комиссией в составе: департамента градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга, председателя комитета по управлению имуществом города Оренбурга, Главного специалиста государственного строительного надзора Оренбургской области, начальника хозяйственной части учреждения "Дом офицеров Оренбургского гарнизона" МО РФ, главного инженера акционерного общества НПО ПИ "Оренбурггражданпроект", главного специалиста инспекции государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области, старшего помощника прокурора города Оренбурга, заместителя начальника управления по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности, в присутствии участкового уполномоченного отдела полиции N 1 УУП ОУУП ИПДИ ОП N 1 МУ МВД России "Оренбургское" 30.08.2019 произведено визуальное обследование основных конструкций здания библиотеки (литер Е), расположенного по адресу: <...> (объект культурного наследия регионального значения "Военное собрание"), и прилегающей к зданию территории, включая расположенные в непосредственной близости от объекта конструкции недостроенного здания торгово-административного комплекса "Атриум" и котлована недостроенного здания.
При визуальном обследовании объекта культурного наследия "Военное собрание" уполномоченные органы пришли к выводу, что объект находится в неудовлетворительном состоянии.
По результатам совместного осмотра специалистом акционерного общества НПО ПИ "Оренбурггражданпроект" составлено заключение по обследованию участка здания "Военного собрания", находящегося в непосредственной близости от подземных конструкций недостроенного здания "Атриума" и котлована.
Согласно данному заключению, практически все вертикальные стенки котлована не закреплены, возможно их внезапное локальное обрушение. Наиболее опасным является незакрепленный участок вертикальной стенки котлована, расположенный в непосредственной близости от стен здания (литера Е7) библиотеки "Дома офицеров Оренбургского гарнизона". На этом участке может произойти внезапное обрушение большой массы грунта и части здания библиотеки, расположенной на данном грунте; шпунтовая стенка, предназначенная для сдерживания бокового давления грунта и предотвращения его обрушения, не выполняет эту функцию.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, учреждение "Дом офицеров Оренбургского гарнизона" Минобороны России обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования учреждения "Дом офицеров Оренбургского гарнизона" Минобороны России, суды исходили из следующего.
Согласно статье 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Права, предусмотренные статьями 301 - 304 настоящего Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника (статья 305 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление Пленума от 29.04.2010 N 10/22), в силу статей 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
Таким образом, негаторный иск может быть удовлетворен при доказанности совокупности следующих обстоятельств: наличия у истца права собственности или иного права, предусмотренного статьей 305 Гражданского кодекса Российской Федерации, наличия препятствий в осуществлении этого права, а также наличия обстоятельств, свидетельствующих о том, что именно ответчиком чинятся указанные препятствия.
Удовлетворяя иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, суд вправе как запретить ответчику совершать определенные действия, так и обязать ответчика устранить последствия нарушения права истца (пункт 47 постановления Пленума от 29.04.2010 N 10/22).
Вступившими в законную силу судебными актами по делам N А47-5695/2019, N А47-9903/2016, N А47-11113/2019, N А47-13114/2019 установлено, что общество "ЗападноАбдулинО" является собственником объекта незавершенного строительства Торгово-административного комплекса "Атриум.
По результатам проведения открытых торгов в форме аукциона 03.10.2006 между обществом "Атриум" в лице конкурсного управляющего ФИО1 (продавец) и обществом "ЗападноАбдулинО" (покупатель) заключен договор N 1 купли-продажи недвижимого имущества, согласно которому покупателем в собственность приобретены, в том числе, незавершенный строительством торгово-административный комплекс "Атриум", расположенный по адресу: <...>.
Строительство объекта предполагалось на двух земельных участках с кадастровыми номерами 56:44:0220001:9 площадью 3 053 кв. м (Блок А) и единое землепользование с кадастровым номером 56:44:0000000:12 площадью 6 946 кв. м (Блок В).
Право собственности общества "ЗападноАбдулинО" на незавершенный строительством торгово-административный комплекс "Атриум" на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 03.10.2006 N 1 зарегистрировано за ответчиком 03.04.2013, о чем сделана запись регистрации N 56-56-01/141/2006-346 и выдано свидетельство о государственной регистрации серии 56-АБ N 884423.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 20.02.2016 по делу N А47-7180/2015 по заявлению общества "ЗападноАбдулинО" к Департаменту градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга о признании незаконными уведомлений (решений) департамента градостроительства и земельных отношений Администрации об отказе в заключении договоров аренды земельных участков от 15.05.2015 N 4724/15, N 4722/15 и об обязании департамента заключить с обществом "ЗападноАбдулинО" договоры аренды земельных участков с кадастровыми номерами 56:44:0000000:12 и 56:44:0220001:9, суд обязал департамент устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, заключив с обществом "ЗападноАбдулинО" договоры аренды земельных участков с кадастровыми номерами 56:44:0220001:9 и 56:44:0000000:12.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Оренбургской области от 19.12.2019 по делу N А47-13113/2019 удовлетворены исковые требования Департамента градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга к обществу "ЗападноАбдулинО" о расторжении договора аренды земельного участка от 30.03.2016 N 16/л-99юр с кадастровым номером 56:44:0000000:12.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Оренбургской области от 04.12.2019 по делу N А47-13114/2019 удовлетворены исковые требования Департамента градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга к обществу "ЗападноАбдулинО" о расторжении договора аренды земельного участка от 30.03.2016 N 16/л-101юр с кадастровым номером 56:44:0220001:9. Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером 56:44:0220001:9 является смежным с земельным участком, на котором располагается памятник "Военное собрание".
Судами установлено, что длительное бездействие ответчика по не проведению строительных работ (с 2007 по 2020) привело к ненадлежащему состоянию временных строительных конструкций, сооруженных на земельном участке с кадастровым номером 56:44:0220001:9.
В ходе судебного разбирательства, по ходатайству общества "ЗападноАбдулинО" по делу назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено экспертам общества с ограниченной ответственностью "Промтехнология" ФИО2 и ФИО3
Согласно экспертному заключению от 29.06.2020 N НПП-007/02-2020 ограждающая стена, находящаяся в котловане в связи с условиями эксплуатации не выполняет своей защитной функции и как следствие существует возможность внезапного сдвига грунта внутрь котлована по призме обрушения, в результате чего находящиеся на берме котлована здания, сооружения, люди также попадут под обрушение; ликвидация котлована путем его засыпки в пределах земельного участка с кадастровым номером 56:44:0220001:9 не может нанести ущерб никаким объектам незавершенного строительства за их отсутствием на данном земельном участке.
Суды на основании экспертного заключения, а также иных доказательств, в том числе заключения акционерного общества НПО ПИ "Оренбурггражданпроект" от 30.08.2019, заключения Самарской лаборатории судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации от 16.04.2012 N 741/5-4 (внесудебная экспертиза), установив наличие реальной угрозы обрушения соседнего с котлованом здания "Военное собрание" и как следствие, возможности причинения вреда, руководствуясь указанными выше нормами права, пришли к выводам о необходимости ликвидации котлована на земельном участке с кадастровым номером 56:44:0220001:9.
Отклоняя довод заявителя жалобы о том, что регистрация права собственности осуществлена на оба блока спорного объекта недвижимости, то есть на весь объект недвижимости в целом и оспаривая такое право, истец намерен прекратить право собственности ответчика на часть, принадлежащего ему имущества, право на которое зарегистрировано, суды правомерно указали, в рамках настоящего дела право собственности ответчика на незавершенный строительством торгово-административный комплекс "Атриум" 33% готовности, состоящий из котлована блока "А" и подземной части блока "В" не оспаривается, ввиду чего не имеет правового значения для правильного разрешения настоящего спора.
Вместе с тем, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Оренбургской области от 04.12.2019 по делу N А47-13114/2019 удовлетворены исковые требования Департамента градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга к обществу "ЗападноАбдулинО" о расторжении договора аренды земельного участка от 30.03.2016 N 16/л-101юр с кадастровым номером 56:44:0220001:9.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области по делу N А47-3071/2020 у общества "ЗападноАбдулино" изъят объект незавершенного строительства "Торгово-административный комплекс "Атриум", расположенный по адресу <...> путем продажи с публичных торгов по начальной цене продажи объекта незавершенного строительства, равной 58 952 000 руб.
С учетом всех указанных обстоятельств суды правомерно удовлетворили требования.
Доводы заявителя жалобы не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.1, 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации
ОПРЕДЕЛИЛ:
Отказать в передаче кассационной жалобы общества с ограниченной ответственностью «ЗападноАбдулинО» для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С. Чучунова