ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 309-ЭС21-25535 от 04.03.2022 Верховного Суда РФ


ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

№ 309-ЭС21-25535

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва

4 марта 2022 г.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М.В., изучив по материалам истребованного дела кассационные жалобы Министерства сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики (далее – министерство) и Министерства финансов Удмуртской Республики (далее – Минфин УР) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 20.02.2021 по делу № А71-7667/2020, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2021 и постановление Арбитражного суда Уральского округа от 16.09.2021 по тому же делу

по иску сельскохозяйственного производственного кооператива «Коммунар» (далее – СПК «Коммунар», кооператив) о взыскании с министерства 4 563 631 руб. 69 коп. в качестве убытков за счет казны Удмуртской Республики.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Минфин УР,

установила:

в целях реализации государственной программы Удмуртской Республики «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», утвержденной постановлением Правительства Удмуртской Республики от 15.03.2013 № 102 «Об утверждении государственной программы Удмуртской Республики «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», а также в рамках возложенных полномочий министерство как главный распорядитель бюджетных средств, осуществляет предоставление субсидий сельхозтоваропроизводителям Удмуртской Республики в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на соответствующий финансовый год Законом Удмуртской Республики «О бюджете Удмуртской Республики».

Утвержденные Законом о бюджете Удмуртской Республики бюджетные ассигнования подлежали выплате сельхозтоваропроизводителям, соответствовавшим категориям и критериям отбора получателей субсидий, определенным Положением о предоставлении субсидии на приобретение и модернизацию техники, оборудования предприятиям и организациям агропромышленного комплекса, утвержденным постановлением Правительства Удмуртской Республики от 23.03.2015 № 120 (далее – Положение о предоставлении субсидии, Положение).

Пункт 1 Положения (в редакции постановления Правительства Удмуртской Республики от 15.05.2017) определял условия и порядок предоставление субсидии, в том числе (подпункт 1) на возмещение части затрат на технику, оборудование, приобретенные по договорам купли-продажи (поставки), заключенным в году, предшествующему отчетному финансовому году, в отчетном финансовом году и (или) до 15 апреля текущего финансового года.

Согласно пункту 13 Положения (в редакции от 15.05.2017) субсидия на технику предоставляется в размере 30 процентов понесенных затрат заявителем, но не более максимального размера субсидии, установленного в пункте 13.1 Положения.

СПК «Коммунар», рассчитывая на получение субсидии, в мае-июле, сентябре, ноябре 2017 года приобрел сельскохозяйственную технику на общую сумму 15 791 712 руб. 76 коп. Оплата произведена в мае, июле, августе, сентябре, декабре 2017, феврале, апреле, июне, сентябре 2018.

Техника получена по актам от марта, июля-августа 2017, от апреля, июля 2018.

Полагая, что при обращении за субсидией на возмещение части затрат на приобретение техники следовало руководствоваться условиями Положения в редакции от 15.07.2017 № 185, согласно которой заявители при обращении за субсидией в 2019 году могли получить ее на технику приобретенную до 15.04.2019, приобретенную в 2018 году (отчетном финансовому году), приобретенную в 2017 году (в году, предшествующему отчетному финансовому году), истец подал в министерство заявки от 07.06.2019, от 16.07.2019 и от 02.08.2019 на предоставление субсидии .

На момент обращения истца с данными заявками Положение о предоставлении субсидии № 120 действовало в редакции Постановления Правительства Удмуртской Республики от 16.07.2018 № 291, подпунктом 1 пункта 6 которого предусмотрено, что субсидия на технику предоставляется заявителю, если договоры купли-продажи (поставки) техники и оборудования заключены в отчетном финансовом году и (или) до 15 апреля текущего финансового года; техника и оборудование оплачены в полном объеме, отгружены и получены в отчетном финансовом году и (или) до 15 апреля текущего финансового года.

В соответствии с пунктом 26 Положения в редакции от 16.07.2018 основанием для отказа в предоставлении субсидии является, в том числе, несоблюдение условий, установленных пунктами 1 и 6 настоящего Положения для предоставления соответствующей субсидии.

Министерство, рассмотрев заявки СП «Коммунар», приняло решения об отказе в предоставлении субсидии, ссылаясь на подпункт 1 пункта 6, пункт 26 Положения в редакции от 16.07.2018 и на то обстоятельство, что техника приобретена и оплачена истцом в 2017 году (договор от 16.05.2017 № 75, от 22.06.2017 № 300), а также приобретена и частично оплачена в 2017 году (договор от 25.07.2017 № 788, от 04.09.2017 № 1070-ПСХТ-12, от 30.11.2017   № 1415-ПСХТ-12).

Обращаясь в арбитражный суд за взысканием убытков в размере непредоставленной субсидии, истец указал на то, что постановление Правительства Удмуртской Республики от 16.07.2018 № 291 вступило в законную силу с 16.07.2018, следовательно, внесенные им в Положение о субсидии изменения должны применяться к правоотношениям, возникшим после 16.07.2018. Истец приобрел сельскохозяйственную технику в 2017 году и в соответствии с действовавшей на тот момент редакцией имел право обратиться за субсидией как в 2018, так и в 2019 году.

Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 20.02.2021, оставленным без изменения постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2021 и постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 16.09.2021, иск удовлетворен: с Удмуртской Республики в лице министерства за счет казны Удмуртской Республики в пользу СПК «Коммунар» взыскано 4 563 631 руб. 69 коп.

Удовлетворяя исковые требования, суды, руководствовались статьями 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – Бюджетный кодекс).

При этом суды ссылались на следующее.

Поскольку сельскохозяйственная техника была приобретена истцом в 2017 году, следовало применять условия Положения о предоставлении субсидии, действовавшие до принятия в постановления Правительства Удмуртской Республики от 16.07.2018 № 291.

Новые Правила о предоставлении субсидии в редакции от 16.07.2018 не имеют обратной силы и не могут применяться к правоотношениям, возникшим до издания этой редакции.

Кроме того, суды сочли возможным применить к настоящему спору по аналогии толкование пункта 6 Положения о предоставлении субсидии на приобретение и модернизацию техники, оборудования предприятиям и организациям агропромышленного комплекса, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 16.07.2018 № 291, сделанное Верховным Судом Российской Федерации в определении от 05.03.2019
№ 43-АПГ18-13, согласно которому приобретение и модернизация техники, оборудования предприятиями и организациями агропромышленного комплекса на условиях предоставления субсидии на данные цели, действующих до принятия постановления Правительства Удмуртской Республики от 16.07.2018 № 291, не приводит к возникновению права на предоставление субсидии, в случае если ее получатель не отвечает вновь введенным требованиям, не соответствует истолкованию оспариваемых норм, выявленному судом с учетом места оспариваемого нормативного правового акта в системе нормативных правовых актов.

Также суды пришли к выводу о доказанности материалами дела состава гражданского правонарушения: неправомерности действий министерства и наличия у истца убытков в результате таких действий.

В кассационных жалобах, поданных в Верховный Суд Российской Федерации, министерство и Минфин УР просят отменить состоявшиеся судебные акты, ссылаясь на неправильное применение норм права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.

В обоснование доводов заявители указывают следующее.

Судами применено Положение в редакции от 15.05.2017, не подлежащей применению к рассматриваемым отношениям: на момент обращения истца в министерство действовал Порядок в редакции от 16.07.2018, министерство не вправе при расчете субсидии применять редакцию Положения, утратившую силу.

Объем бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств рассчитывается только на финансовый год (ограничены во времени) и исключительно исходя из доходной базы бюджета.

Согласно статье 12 Бюджетного кодекса финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.

Исполнение обязательств по предоставлению субсидий в 2017 - 2018 годах в рамках постановления Правительства Удмуртской Республики № 120 ограничено соответствующим финансовыми годами и объемом бюджетных ассигнований, предусмотренных на указанные цели на 2017 и 2018 год соответственно.

Министерство не вправе было распределять субсидии в 2018 году исходя из объемов финансирования, предусмотренных бюджетом Удмуртской Республики в 2017 году.

Субсидии не являются безусловно гарантированными выплатами из бюджета в пользу юридических лиц и предпринимателей, а подлежат выплате при соблюдении определенных требований.

Предоставляемые субсидии на возмещение части затрат на приобретение и модернизацию техники и оборудования являются лишь способом оказания поддержки сельскохозяйственных производителей Удмуртской Республики со стороны государства, правом, а не обязанностью государства.

Решение о предоставлении субсидии на возмещение части затрат на приобретение, модернизацию техники и оборудования может быть принято министерством только при соблюдении условий, установленных постановлением Правительства Удмуртской Республики № 120, в том числе в части соответствия заявителя всем предъявляемым к нему требованиям. Сам факт приобретения техники или оборудования не свидетельствует о том, что выплата субсидии является гарантированной выплатой со стороны государства.

Истцом в 2019 году заявки на предоставление субсидии поданы и рассмотрены министерством в соответствии с требованиями, установленными постановлением Правительства Удмуртской Республики № 120 в редакции постановления от 16.07.2018 № 291, действовавшей на момент подачи заявки истцом. В предоставлении субсидии истцу было отказано, поскольку заявки истца не соответствовали условиям Положения в редакции от 16.07.2018. Это решение истцом не было оспорено.

Договор о предоставлении субсидии сторонами не заключен, в то время как заключение договора является юридическим фактом, порождающим обязанность министерства предоставить субсидию конкретному лицу.

Суды неверно применили позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в апелляционном определении от 05.03.2019
№ 43-АПГ18-13.

Суды при вынесении обжалуемых судебных актов фактически взыскали с министерства убытки в отсутствие установленного состава для их возникновения, тем самым в нарушение бюджетного законодательства установили обязанность министерства выдавать субсидии в императивном порядке.

Судами при разрешении данного спора не исследован вопрос об остатках бюджетных ассигнований, выделенных на предоставление субсидий на соответствующий год.

Обращение с заявлением о предоставлении субсидии не свидетельствует о безусловной ее выдаче заявителю.

Поскольку такие расходные обязательства субъекта Российской Федерации, как субсидия, устанавливаются органами государственной власти этого субъекта самостоятельно, исполняются за счет собственных доходов, причем обязательности заключения договоров на получение субсидий бюджетное законодательство не содержит, то субсидия не является результатом какой-либо экономической деятельности истца и не может рассматриваться в качестве дохода, получаемого при осуществлении нормального гражданского оборота, а финансовые последствия, связанные с ее неполучением, не могут рассматриваться как ущерб.

Возмещение убытков различного рода хозяйствующим субъектам не должно приводить к неосновательному их обогащению за счет средств соответствующего бюджета. Оставление постановления Арбитражного суда Уральского округа в силе повлечет дополнительные расходы бюджета Удмуртской Республики, потенциальный объем которых невозможно просчитать, а также риск предоставления субсидий юридическим лицам, не соответствующим установленным законодательством требованиям к получателям таких субсидий.

Основаниями для отмены или изменения Судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных актов в порядке кассационного производства являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Приведенные заявителями доводы заслуживают внимания, в связи с чем кассационные жалобы следует передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 291.9 - 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

определила:

кассационные жалобы Министерства сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики и Министерства финансов Удмуртской Республики с делом передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда Российской Федерации

М.В. Пронина