ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 309-ЭС21-4948 от 21.07.2021 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 309-ЭС21-4948

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва 27 июля 2021 г.

Дело № А34-13025/2019

 Резолютивная часть определения объявлена 21 июля 2021 года.
 Полный текст определения изготовлен 27 июля 2021 года.

Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда  Российской Федерации в составе: 

председательствующего судьи Антоновой М.К.,  судей Прониной М.В., Тютина Д.В. 

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу  общества с ограниченной ответственностью «Сервис» на постановление  Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2020 и  постановление Арбитражного суда Уральского округа от 26.01.2021 по делу 

 № А34-13025/2019 Арбитражного суда Курганской области

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Сервис» о  признании недействительным предписания Государственной жилищной 


инспекции Курганской области от 27.08.2019 № 03540 об устранении  выявленных нарушений лицензионных требований. 

В судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи  приняли участие представители: 

от общества с ограниченной ответственностью «Сервис» - ФИО1; 

от Государственной жилищной инспекции Курганской области –  ФИО2 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Антоновой М.К., выслушав объяснения представителей участвующих в деле  лиц, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда  Российской Федерации 

установила:

общество с ограниченной ответственностью «Сервис» (далее - общество)  обратилось с заявлением в Арбитражный суд Курганской области о признании  недействительным предписания Государственной жилищной инспекции  Курганской области (далее – жилищная инспекция) от 27.08.2019 № 03540 об  устранении выявленных нарушений лицензионных требований. 

Решением Арбитражного суда Курганской области от 31.07.2020  заявленное требование удовлетворено, предписание инспекции от 27.08.2019 

 № 03540 признано недействительным.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда

от 14.10.2020 решение Арбитражного суда Курганской области от 31.07.2020  отменено, в удовлетворении заявления отказано. 

Арбитражный суд Уральского округа постановлением от 26.01.2021  оставил постановление суда апелляционной инстанции от 14.10.2020 без  изменения. 

В кассационной жалобе общество ставит вопрос об отмене судебных  актов арбитражных судов апелляционной и кассационной инстанций, ссылаясь 


на существенные нарушения судами норм материального и процессуального  права. 

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации  Антоновой М.К. от 23.06.2021 кассационная жалоба общества вместе с делом  передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии  по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. 

В отзыве на кассационную жалобу жилищная инспекция просит оставить  обжалуемые судебные акты без изменения. 

Основаниями для отмены или изменения Судебной коллегией  Верховного Суда Российской Федерации судебных актов в порядке  кассационного производства являются существенные нарушения норм  материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на  исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита  нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и  иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом  публичных интересов (часть 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации). 

Проверив в соответствии с положениями статьи 291.14 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых  судебных актов, Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации  пришла к выводу о том, что жалоба общества подлежит удовлетворению по  следующим основаниям. 

Как установлено судами и следует из материалов дела, общество на  основании договора управления от 01.06.2016 осуществляло деятельность по  управлению многоквартирным домом № 95, расположенным по улице Пугачева  в городе Кургане. Договор заключен сроком на три года с возможностью  продления на тех же условиях при отсутствии заявления одной из сторон о  прекращении действия договора (пункты 9.1 и 9.2 договора). 

Обществом 13.05.2019 в адрес собственников жилых помещений  направлены уведомления о прекращении управления данным домом с 


15.06.2019, в связи с истечением срока действия договора управления  указанным домом. 

Приказом жилищной инспекции от 30.07.2019 № 211-л обществу  отказано в удовлетворении заявления о внесении изменений в реестр лицензий  Курганской области о многоквартирном доме в связи с прекращением  договора управления многоквартирным домом с 15.06.2019. 

Решением Арбитражного суда Курганской области от 05.03.2020 по делу   № А34-11258/2019 приказ инспекции от 30.07.2019 № 211-л об отказе во  внесении изменений в реестр лицензий Курганской области признан  недействительным. 

На основании приказа от 20.08.2019 № 03540 жилищной инспекцией в  отношении общества проведена внеплановая выездная проверка с целью  проверки изложенных в обращениях собственников жилого помещения от  30.07.2019 № 4648-Ф/лп, от 31.07.2019 № 4671-Ф/П, от 14.08.2019 № 4965-К  фактов нарушения лицензионных требований, о чем составлен акт 

от 27.08.2019 № 03540.

В ходе проверки жилищной инспекцией установлено, что общество в  нарушение Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда,  утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 

от 27.09.2003 № 170, не производит содержание и ремонт общего имущества  собственников в многоквартирном доме. 

По результатам проверки обществу выдано предписание от 27.08.2019

 № 03540 об устранении выявленных в ходе проверки нарушений в срок до  13.09.2019 (провести гидравлические испытания системы отопления,  выполнить текущий ремонт шиферной кровли над лестничной клеткой в  подъезде № 1 (установить недостающий конек, заменить поврежденные листы  шифера); выполнить уборку придомовой территории в границах земельного  участка и подъездах). 


Не согласившись с предписанием жилищной инспекции, общество  обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании указанного  ненормативного правового акта недействительным. 

Удовлетворяя заявление общества, суд первой инстанции  руководствовался положениями статей 161, 192, 193, 200 Жилищного кодекса  Российской Федерации (далее – Жилищный кодекс), и исходил из того, что  предписание жилищной инспекции является незаконным, поскольку с  исключением общества из реестра лицензий в отношении данного дома по  окончании срока действия договора управления, у общества прекратилась  обязанность по управлению многоквартирным домом. 

Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции  и отказывая в удовлетворении требования общества, согласился с позицией  жилищной инспекции о том, что в случае исключения сведений о  многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации  лицензиат обязан надлежащим образом исполнять обязанности по управлению  многоквартирным домом, оказанию услуг и (или) выполнению работ по  содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в  соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации до  наступления событий, указанных в части 3 статьи 200 Жилищного кодекса

Суд округа поддержал выводы суда апелляционной инстанции.

Между тем, судами апелляционной и кассационной инстанций не учтено  следующее. 

Предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными  домами является одним из видов деятельности, подлежащей лицензированию,  сведения о которой отражены в соответствующем реестре, и осуществляется на  основании договора управления многоквартирным домом (статья 1  Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных  видов деятельности», глава 19 Жилищного кодекса). 

Реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать  раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома 


или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми  осуществляет лицензиат (часть 2 статьи 195 Жилищного кодекса). 

В силу части 1, пункта 1 части 5 статьи 162 Жилищного кодекса договор  управления многоквартирным домом заключается с управляющей  организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности  по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями  данного кодекса, в письменной форме или в электронной форме с  использованием системы путем составления одного документа, подписанного  сторонами, на срок не менее чем один год, но не более чем пять лет. 

При отсутствии заявления одной из сторон о прекращении договора  управления многоквартирным домом по окончании срока его действия такой  договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, какие были  предусмотрены таким договором (часть 6 статьи 162 Жилищного кодекса). 

Жилищный кодекс Российской Федерации разграничивает основания и  порядок внесения сведений о многоквартирном доме в реестр лицензий  субъекта Российской Федерации (части 2, 3 статьи 198) и основания и порядок  исключения сведений о многоквартирном доме из указанного реестра 

(части 5–5.4 статьи 198).

Изменение перечня многоквартирных домов, деятельность по  управлению которыми осуществляет лицензиат, может иметь место в связи с  заключением, прекращением, расторжением договора управления  многоквартирным домом, при этом названные обстоятельства обязывают  лицензиата в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения,  расторжения указанного договора разместить эти сведения в государственной  информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, а также  направить их в орган государственного жилищного надзора 

(части 1, 2 статьи 198 Жилищного кодекса, статья 2, часть 18 статьи 7  Федерального закона от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О государственной  информационной системе жилищно-коммунального хозяйства»). 


В указанных случаях лицо, осуществляющее деятельность по управлению  многоквартирным домом, представляет органу государственного жилищного  надзора (далее также – орган ГЖН) заявление о внесении изменений в реестр  согласно Порядку и срокам внесения изменений в реестр лицензий субъекта  Российской Федерации, утверждённым приказом Министерства строительства  и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 

 № 938/пр.

В свою очередь, частями 5–5.4 статьи 198 Жилищного кодекса  определены случаи, при наличии которых орган государственного жилищного  надзора принимает самостоятельное решение об исключении сведений о  многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации. 

Порядок прекращения деятельности по управлению многоквартирным  домом в связи с исключением сведений о многоквартирном доме из реестра  лицензий субъекта Российской Федерации не совпадает с порядком  прекращения деятельности в силу прекращения договора управления  многоквартирным домом по окончании срока его действия. 

Исключение сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий  субъекта Российской Федерации согласно части 6 статьи 198 Жилищного  кодекса является основанием для прекращения лицензиатом деятельности по  управлению таким домом в порядке, установленном статьей 200 данного  кодекса. С даты исключения сведений о многоквартирном доме из реестра  лицензий субъекта Российской Федерации лицензиат не вправе осуществлять  деятельность по управлению таким многоквартирным домом, в том числе  начислять и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги,  выставлять платежные документы потребителям, за исключением случаев,  предусмотренных частью 3 статьи 200 Жилищного кодекса

В соответствии с частью 3 статьи 200 Жилищного кодекса лицензиат, в  случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий  субъекта Российской Федерации, а также в случае прекращения или  аннулирования лицензии в соответствии со статьей 199 данного кодекса обязан 


надлежащим образом исполнять обязанности по управлению многоквартирным  домом, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту  общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями  законодательства Российской Федерации до дня: 1) возникновения в  соответствии с частью 7 статьи 162 Кодекса обязательств по управлению таким  домом у управляющей организации, выбранной общим собранием  собственников помещений в многоквартирном доме или отобранной по  результатам проведенного органом местного самоуправления открытого  конкурса; 2) возникновения обязательств по договору управления  многоквартирным домом, заключенному управляющей организацией с  товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным  специализированным потребительским кооперативом; 3) возникновения  обязательств по договорам, указанным в частях 1 и 2 статьи 164 Кодекса; 

Приведенные положения законодательства не возлагают на иных  лицензиатов, в частности, по заявлениям которых внесены изменения в реестр  лицензий в связи с прекращением договора управления по окончании срока его  действия, исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом  после внесения соответствующих изменений в реестр лицензий. 

Принимая во внимание положения части 6 статьи 162 Жилищного  кодекса, когда одна из сторон (в данном случае управляющая компания)  заявила о прекращении договора управления многоквартирным домом по  окончании срока его действия, такой договор не считается продленным. 

При прекращении договора управления многоквартирным домом в связи  с истечением (окончанием) срока его действия сторона, не желающая  пролонгировать договор, обязана уведомить другую сторону об этом, в том  числе, как отмечено выше, направить данную информацию в орган  государственного жилищного надзора и орган местного самоуправления. 


В этом случае, согласно части 10 статьи 162 Жилищного кодекса  управляющая организация в течение трех рабочих дней со дня прекращения  договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую  документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением  таким домом документы, ключи от помещений, входящих в состав общего  имущества собственников помещений в многоквартирном доме, электронные  коды доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества  собственников помещений в многоквартирном доме, и иные технические  средства и оборудование, необходимые для эксплуатации многоквартирного  дома и управления им, вновь выбранной управляющей организации,  товариществу собственников жилья либо жилищному или жилищно- строительному кооперативу либо иному специализированному  потребительскому кооперативу, а в случае непосредственного управления  таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных  собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников  о выборе способа управления таким домом, или, если данный собственник не  указан, любому собственнику помещения в таком доме. 

Таким образом, исходя из системного толкования приведенных норм,  положения части 3 статьи 200 Жилищного кодекса, предусматривающие в том  числе меры, направленные на обеспечение непрерывности осуществления  деятельности по управлению и обслуживанию многоквартирных домов,  распространяются на лицензиатов, в отношении которых органом  государственного жилищного надзора принято решение об исключении  сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской  Федерации по основаниям, предусмотренным частями 5, 5.1, 5.2, 5.3, 5.4 статьи  198 Жилищного кодекса, а также в случаях прекращения или аннулирования  лицензии в соответствии со статьей 199 Жилищного кодекса

Данная правовая позиция ранее уже высказывалась Судебной коллегией  по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в  определении от 19.04.2021 № 309-ЭС20-23313. 


Соглашаясь с выводами жилищной инспекции о допущенных обществом  нарушениях, судом апелляционной инстанции, постановление которого  оставлено без изменения судом округа, установлено, что общество прекратило  исполнение обязанностей по оказанию услуг и (или) выполнению работ по  содержанию и ремонту общего имущества в данном доме до наступления  событий, указанных в подпунктах 1 - 4 части 3 статьи 200 Жилищного кодекса,  при этом товарищество собственников жилья в многоквартирном доме  зарегистрировано 31.10.2019. 

Констатировав обязанность общества продолжать осуществление  возложенных на него функций управляющей организации в отношении  рассматриваемого многоквартирного дома до наступления одного из  поименованных в приведенной выше норме обстоятельств, судами  апелляционной и кассационной инстанций не было принято во внимание, что в  рассматриваемом случае, договор управления спорным многоквартирным  домом прекращен в связи с окончанием срока его действия, что и явилось  основанием для внесения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации  изменений в сведения о спорном многоквартирном доме. 

Поскольку изменения сведений о многоквартирном доме внесены в  реестр лицензий Курганской области не по мотивам, изложенным в частях 5-5.4  статьи 198 Жилищного кодекса, у жилищной инспекции отсутствовали  правовые основания для выдачи оспариваемого предписания. 

Выводы судов апелляционной инстанции и округа о том, что общество  несет обязанность по управлению спорным домом после прекращения договора  управления и внесения соответствующих сведений о доме в реестр лицензий,  следует признать ошибочными с учетом вышеизложенной правовой позиции  применительно к установленным обстоятельствам дела. 

Таким образом, оспариваемое предписание инспекции не соответствует  действующему законодательству и нарушает права и законные интересы  заявителя, в связи с чем подлежит признанию недействительным. 


Принимая во внимание изложенное, Судебная коллегия Верховного Суда  Российской Федерации приходит к выводу о том, что при разрешении спора  судом первой инстанции правильно применены нормы материального и  процессуального права, исследованы все обстоятельства, входящие в предмет  доказывания, и у судов апелляционной и кассационной инстанций не имелось  оснований для отмены решения суда. Постановление Восемнадцатого  арбитражного апелляционного суда от 14.10.2020 и постановление  Арбитражного суда Уральского округа от 26.01.2021 подлежат отмене на  основании части 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, как принятые с существенными нарушениями норм  материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, а  решение суда первой инстанции от 31.07.2020 - оставлению в силе. 

Руководствуясь статьями 176, 291.11 - 291.15 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия  по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации 

определила:

 постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда
от 14.10.2020 и постановление Арбитражного суда Уральского округа
от 26.01.2021 по делу № А34-13025/2019 отменить.

Решение Арбитражного суда Курганской области от 31.07.2020 оставить  в силе. 

Председательствующий судья М.К. Антонова

Судья М.В.Пронина

Судья Д.В.Тютин