ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 309-КГ15-14348 от 23.11.2015 Верховного Суда РФ


ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № -КГ15-14348

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва

23.11.2015

Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С., рассмотрев жалобу (заявление) Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае на решение Арбитражного суда Пермского края от 15.12.2014 (судья
Аликина Е.Н.), постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2015 (судьи Дюкин В.Ю., Зеленина Т.Л., Скромова Ю.В.) и постановление Арбитражного суда Уральского округа от 15.07.2015 (судьи Рябова С.Э., Купреенков В.А., Платонова Е.А.) по делу № А50-20308/2014,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее – Управление Росреестра) от 04.07.2014 № 01/208/2014-447,486 об отказе в государственной регистрации соглашений об изменении договоров аренды лесных участков; возложении на Управление Росреестра обязанности провести государственную регистрацию дополнительного соглашения от 14.01.2014 № 2 к договору аренды лесного участка от 14.04.2010 № 43 и дополнительного соглашения от 14.01.2014 № 2 к договору аренды лесного участка от 29.03.2010 № 31.

Определением Арбитражного суда Пермского края от 27.11.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае (далее – Управление Росимущества) и Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (далее – Министерство).

Решением Арбитражного суда Пермского края от 15.12.2014, оставленным без изменения постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2015 и постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 15.07.2015, заявленные требования удовлетворены.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, заявитель просит состоявшиеся по делу судебные акты отменить, направив дело на новое рассмотрение в арбитражный суд Пермского края. При этом заявитель ссылается на существенное нарушение судами норм материального и процессуального права.

По мнению заявителя, суды необоснованно применили к спорным правоотношениям положения статьи 4.1 Федерального закона от 01.12.2006
№ 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (далее – Вводный закон).

Управление Росимущества полагает, что поскольку являющиеся предметом договоров аренды спорные лесные участки образованы из участков лесного фонда, в отношении которых проведен государственный кадастровый учет, то при передаче в пользование их частей, на государственный кадастровый учет должны быть поставлены и эти части. Кроме того, решение об образовании земельных участков, переданных в аренду, уполномоченным органом не принималось.

Управление Росимущества также указало на несостоятельность ссылки судов на Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.02.2014 № 13123/13, поскольку в настоящем случае имеют место иные обстоятельства дела, не сходные с рассматриваемым спором.

В соответствии с частью 1 статьи 291.1, частью 7 статьи 291.6 и статьей 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – Кодекса), кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Изучив судебные акты, состоявшиеся по делу, оценив доводы кассационной жалобы заявителя, суд не усматривает оснований для передачи кассационной жалобы для рассмотрения в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, исходя из следующего.

Как установлено судами, в соответствии с приказами Агентства по природопользованию Пермского края (далее – Агентство) от 02.03.2010
№ СЭД-48-01-02-76 и от 31.03.2010 № СЭД-48-01-02-134 между Агентством (арендодатель) и обществом (арендатор) были заключены договоры аренды лесных участков от 29.03.2010 № 31 и от 14.04.2010 № 43.

По условиям договора от 29.03.2010 № 31 арендодатель передает арендатору во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, площадью 1,373 га, категория земель – земли лесного фонда, расположенные по адресу: Пермский край, Пермский муниципальный район, Пермское лесничество, Лядовское участковое лесничество (закрытое акционерное общество «Урал-Агро»), квартал № 1 (части выделов 6, 9, 10), защитные леса (нерестоохранные полосы лесов). Схема расположения и границы лесного участка (план участка), а также характеристика участка приводятся в приложениях № 1, 2 (п. 3 договора). Лесной участок передается для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов с целью выполнения работ по строительству объекта «ВЛ 220 Кв Пермская ГРЭС - Соболи, 1, 2», сооружаемого по титулу «ПС 220 Кв Соболи с заходами ВЛ 220, 110 Кв и сооружением ВЛ 220 Кв Пермская ГРЭС - Соболи 1 и ВЛ 220 Кв Пермская ГРЭС - Соболи 2» Переход через р.Чусовую (п. 4 договора).

Пунктом 23 договора срок его действия установлен с 02.03.2010 по 01.03.2013; государственная регистрация договора проведена 12.05.2010.

По условиям договора от 14.04.2010 № 43 арендодатель передает арендатору во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, площадью 3,501 га, категория земель – земли лесного фонда, расположенный по адресу: Пермский край, Пермский муниципальный район, Пермское лесничество, Лядовское участковое лесничество (закрытое акционерное общество «Урал-Агро»), квартал № 1 (части выделов 10, 12), защитные леса (нерестоохранные полосы лесов), квартал № 1 (части выдела 30), защитные леса (ценные леса: запретные полосы лесов, расположенные вдоль водных объектов), квартал № 81 (части выделов 14, 15, 16, 17, 18), защитные леса (леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов: леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения), Лобановское сельское участковое лесничество (ФГУП УОХ «Липовая гора»), квартал № 4 (часть выдела 39), защитные леса (леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов, зеленая зона). Схема расположения и границы лесного участка (план участка), а также характеристика участка приводятся в приложениях № 1, 2 (п. 3 договора). Лесной участок передается для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов с целью выполнения работ по строительству объекта «ВЛ 220 Кв Пермская ГРЭС - Соболи, 1, 2», сооружаемого по титулу «ПС 220 Кв Соболи с заходами ВЛ 220, 110 Кв и сооружением ВЛ 220 Кв Пермская ГРЭС - Соболи 1 и ВЛ 220 Кв Пермская ГРЭС - Соболи 2» (п. 4 договора).

Пунктом 23 договора срок его действия установлен с 14.04.2010 по 30.03.2013 включительно; государственная регистрация договора проведена 16.06.2010.

Министерством 03.06.2013 было принято решение о продлении срока действия договоров (приказ № СЭД-30-01-02-737), на основании которого 24.07.2013 были заключены дополнительные соглашения к указанным выше договорам аренды № 1 – срок действия договоров продлен по 30.03.2015, данными соглашениями также произведена замена арендодателя по договору на Министерство, уточнено месторасположение участков, договоры дополнены приложениями № 3.1, 4.1 (расчеты размера арендной платы и сроки ее уплаты).

В государственной регистрации названных дополнительных соглашений было отказано.

Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 28.04.2015 по делу № А50-12697/2014 признано незаконным решение Управления Росреестра от 28.03.2013 № 01/027/2013-587,590 об отказе в государственной регистрации дополнительного соглашения от 24.07.2013 № 1 к договору аренды лесного участка от 14.04.2010 № 43 и дополнительного соглашения от 24.07.2013 № 1 к договору аренды лесного участка от 29.03.2010 № 31, суд обязал Управление Росреестра произвести государственную регистрацию дополнительного соглашения от 24.07.2013 № 1 к договору аренды лесного участка от 14.04.2010 № 43 и дополнительного соглашения от 24.07.2013 № 1 к договору аренды лесного участка от 29.03.2010 № 31 в тридцатидневный срок с момента вступления постановления в законную силу.

В связи с изменением границ участковых лесничеств, между Министерством и обществом 14.01.2014 были заключены дополнительные соглашения к договорам № 2, согласно которым местоположение лесных участков откорректировано с учетом внесенных изменений.

Общество 19.05.2014 обратилось в Управление Росреестра с заявлениями о государственной регистрации указанных дополнительных соглашений № 2 к договорам аренды лесных участков № 31 и № 43.

Регистрация дополнительных соглашений была приостановлена 05.06.2014 на основании части 1 статьи 19 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в связи с тем, что не были представлены документы, необходимые для проведения регистрации, а также ввиду отсутствия государственного кадастрового учета лесных участков.

Сообщением от 04.07.2014 № 01/208/2014-477,486 Управление Росреестра отказало обществу в государственной регистрации дополнительных соглашений к договорам аренды, указав, что оно не представило документы, подтверждающие осуществление государственного кадастрового учета лесных участков, являющихся предметом представленных на государственную регистрацию дополнительных соглашений. Также регистрирующий орган сослался на отсутствие решения Министерства об образовании лесных участков с условными номерами №№ 59-59-14/030/2010-761, 14/036/2010-715, и на отсутствие государственной регистрации права собственности Российской Федерации в отношении вновь образованных участков.

Полагая, что Управление Росреестра незаконно отказало в регистрации дополнительных соглашений, общество обратилось в арбитражный суд с указанными требованиями.

Согласно положениям статьи 198 и части 2 статьи 201 Кодекса, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия их закону или иным нормативным правовым актам и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс) по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Как установлено пунктом 3 статьи 607 Гражданского кодекса, в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды.

В силу статьи 4.1 Вводного закона до 01.01.2015 допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета, за исключением случаев предоставления лесных участков в целях использования лесов для осуществления рекреационной деятельности.

При предоставлении гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда, не прошедших государственного кадастрового учета, осуществляется их государственный учет (пункт 2 статьи 4.1 Вводного закона).

Согласно пункту 3 статьи 4.1 Вводного закона государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 – 83 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – Лесной кодекс), по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 Лесного кодекса.

Статьей 4.2 Вводного закона установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости (пункт 1). План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный
до 01.01.2015, признается юридически действительным (пункт 2 статьи 4.2).

В соответствии со ст. 4.4 Вводного закона в случае, если до 1 января 2015 года государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Законом о государственной регистрации прав.

Как верно указали суды, поскольку согласно статье 4.4 Вводного закона до 01.01.2015 допускается распоряжение лесным участком и государственная регистрация прав на него без осуществления его кадастрового учета при условии наличия плана лесного участка, то вхождение лесного участка, передаваемого в аренду, в состав участка, право собственности на который зарегистрировано за Российской Федерацией и который имеет кадастровый (условный) номер, само по себе не исключает применения к такому участку этого правила. (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.02.2014 № 13123/13).

Позиция, сформулированная в абзаце 6 пункта 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды», в силу специального правила ст. 4.4 Вводного закона применению к правоотношениям по аренде лесных участков в период до 01.01.2015 не подлежит.

Таким образом, до 01.01.2015 для целей государственной регистрации договора аренды лесного участка при наличии доказательств постановки такового на государственный учет в соответствии с требованиями Лесного кодекса Российской Федерации обязательная постановка объекта аренды на государственный кадастровый учет не требуется.

Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Кодекса представленные доказательства, руководствуясь вышеназванными положениями действующего законодательства, регулирующими спорные отношения, суды правомерно удовлетворили заявленные требования, установив, что лесные участки, являющиеся предметами договоров аренды от 29.03.2010 № 31, от 14.04.2010
№ 43 и дополнительных соглашений № 2 к указанным договорам учтены в государственном лесном реестре Пермского края, а также имеются план-схемы расположения и границы лесных участков с точным указанием координат, месторасположения, границ, площади, конфигурации, их характеристика и характеристика насаждений, цель использования, в связи с чем, планы участков лесного фонда (лесных участков) являются документами, индивидуализирующими лесные участки, и до постановки их на кадастровый учет приравниваются к кадастровым паспортам.

Кроме того, суды обоснованно приняли во внимание, что лесной участок площадью 3,501 га с условным номером 14/036/2010-715 и лесной участок площадью 1,373 га с условным номером 59-14/030/2010/761 расположены в границах соответствующих земельных участков, на которые зарегистрировано право собственности Российской Федерации.

Указанные выводы сделаны судами при правильном применении норм материального права.

Доводы, приведенные Управлением Росимущества, направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств и выражают несогласие с произведенной оценкой доказательств.

Такие доводы не могут быть предметом рассмотрения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

С учетом изложенного и руководствуясь статьей 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Отказать в передаче кассационной жалобы Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда Российской Федерации

                           Н.С.Чучунова