| |
№ -КГ16-1578 | |
ОПРЕДЕЛЕНИЕ | |
г. Москва | 01 апреля 2016 г. |
Судья Верховного Суда Российской Федерации Грачева И.Л., изучив кассационную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (г. Уфа) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15.04.2015, постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2015 и постановление Арбитражного суда Уральского округа от 24.11.2015 по делу № А07-15150/2014,
у с т а н о в и л:
Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан (далее – Министерство лесного хозяйства) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением, уточненным в порядке стать 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительным решения федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Башкортостан (далее - Кадастровая палата) от 16.05.2014 № Ф/14-53-0072 «Об исправлении технической ошибки в кадастровых сведениях» в части изменения категории земельных участков с кадастровыми номерами 02:55:000000:27494, 02:55:010715:1369, 02:55:010715:1370, 02:55:010715:1371, 02:55:010715:1372, 02:55:010715:1373, 02:55:010715:1374, 02:55:010715:1375 с категории «земли лесного фонда» на «земли населенных пунктов»; обязании Кадастровой палаты устранить техническую ошибку и внести изменения в государственный кадастр недвижимости (далее – ГКН) об указанных земельных участках, изменив их категорию с категории «земли населенных пунктов» на «земли лесного фонда».
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан, государственное бюджетное учреждение «Уфимское лесничество» Республики Башкортостан (далее - Уфимское лесничество), Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее – Министерство), администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее – Администрация), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, общество с ограниченной ответственностью «Группа компаний СУ-10», государственное унитарное предприятие «Лесцентр» Республики Башкортостан.
Арбитражный суд Республики Башкортостан решением от 15.04.2015, оставленным без изменения постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2015 и постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 24.11.2015, удовлетворил заявленные требования.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Министерство, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов обстоятельствам дела, просит отменить указанные судебные акты и отказать в удовлетворении заявленных требований.
Согласно пунктам 1 и 2 части 7 статьи 291.6 АПК РФ по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит либо определение об отказе в передаче жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, либо о передаче кассационной жалобы вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.
Определение об отказе в передаче жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации судья выносит в том случае, если изложенные в жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
Изучив доводы жалобы и принятые по делу судебные акты, судья Верховного Суда Российской Федерации считает, что оснований для передачи жалобы Министерства на рассмотрение в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации не имеется.
При рассмотрении спора суды установили следующие обстоятельства.
Земельные участки с кадастровыми номерами 02:55:010715:1369, 02:55:010715:1370, 02:55:010715:1371, 02:55:010715:1372, 02:55:010715:1373, 02:55:010715:1374, 02:55:010715:1375 образованы в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 02:55:000000:27494, относящегося к категории земель лесного фонда, находящегося в федеральной собственности и предоставленного на праве постоянного (бессрочного) пользования Уфимскому лесничеству. Указанные участки поставлены на государственный кадастровый учет 15.04.2014.
Кадастровая палата на основании обращения Администрации в порядке статей 8, 83 Земельного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» и Закона Республики Башкортостан от 17.12.2004 № 126-З приняла решение от 16.05.2014 № Ф/14-53-0072 «Об исправлении технической ошибки в кадастровых сведениях», которым изменила категорию указанных лесных земельных участков на категорию «земли населенных пунктов».
Министерство лесного хозяйства, ссылаясь на то, что Кадастровая палата неправомерно изменила категорию земельных участков с категории «земли лесного фонда» на «земли населенных пунктов», обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, проанализировав оспариваемое решение, принятое в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 02:55:010715:1369, 02:55:010715:1370, 02:55:010715:1371, 02:55:010715:1372, 02:55:010715:1373, 02:55:010715:1374, 02:55:010715:1375, руководствуясь статьями 65, 198, 200, 201 АПК РФ, статьями 1, 7, 8, 70, 83, 101 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 6, 8 Лесного кодекса Российской Федерации, статьей 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», статьями 2, 8 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», статьями 1, 7, 11, 14, 16, 28 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», пунктами 4, 18, 47 Порядка ведения государственного кадастра, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.02.2010 № 42, пришли к выводу о том, что у Кадастровой палаты не было оснований для внесения в ГКН исправлений в отношении категории спорных участков, образованных из земельного участка, поставленного на государственный кадастровый учет и внесенного в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним как земельный участок из земель лесного фонда. Суды указали следующее: действия Кадастровой палаты по внесению 16.05.2014 сведений в ГКН об изменении категории указанных земельных участков не могут быть квалифицированы в качестве исправления технической ошибки; у Кадастровой палаты не имелось правовых оснований для внесения в ГКН в качестве исправления кадастровой ошибки сведений об иной категории спорных участков, образованных из лесного участка, находящегося в федеральной собственности, без согласования с собственником и без представления доказательств соблюдения установленной законодательством процедуры перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов; оспариваемое решение нарушает права и охраняемые законом публичные интересы заявителя, поскольку необоснованное исключение участков из категории земель лесного фонда влечет незаконное уменьшение лесного фонда на территории Республики Башкортостан.
Суд кассационной инстанции согласился с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Доводы кассационной жалобы не опровергают приведенные выводы арбитражных судов и основаны на неверном толковании норм права, направлены на переоценку обстоятельств дела, установленных судами, не подтверждают существенных нарушений судами норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации
о п р е д е л и л:
отказать Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации И.Л. Грачева