| |
№ -КГ16-5407 | |
ОПРЕДЕЛЕНИЕ | |
г. Москва | 10.06.2016 |
Судья Верховного Суда Российской Федерации Борисова Е.Е., изучив кассационную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 09.06.2015 по делу № А60-6974/2015, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2015 и постановление Арбитражного суда Уральского округа от 12.02.2016 по тому же делу
по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (г. Александровск) к администрации Сысертского городского округа (г. Сысерть) о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в аренду,
при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Департамента лесного хозяйства Свердловской области (г. Екатеринбург), федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии»,
УСТАНОВИЛ:
глава крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (далее – предприниматель) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным отказа администрации Сысертского городского округа (далее - администрация) в предоставлении крестьянскому (фермерскому) хозяйству в аренду земельного участка площадью
176 066 кв. метров с кадастровым номером 66:25:1301002:2, о возложении на администрацию обязанности заключить договор аренды указанного земельного участка.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 09.06.2015, оставленным без изменения постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2015, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Арбитражный суд Уральского округа постановлением от 12.02.2016 принятые по делу судебные акты оставил без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, предприниматель просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права.
В соответствии с пунктом 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.
При изучении доводов кассационной жалобы, а также принятых по делу судебных актов, суд пришел к выводу об отсутствии достаточных оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Требования предпринимателя направлены на получение в аренду находящегося в муниципальной собственности земельного участка площадью 176 066 кв. метров с кадастровым номером 66:25:1301002:2 из земель сельскохозяйственного назначения для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.
Суды установили несоблюдение администрацией процедуры обязательного публичного информирования населения о возможном предоставлении земельного участка, предусмотренной действовавшими в период спорных правоотношений положениями статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002
№ 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее - Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения).
Федеральный закон от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (в ранее действовавшей редакции; далее – Закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве), устанавливая порядок предоставления земель сельскохозяйственного назначения гражданам, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, не определяет процедуру предоставления земельного участка.
В настоящее время согласно пункту 1 статьи 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве (в редакции Федерального закона от 23.06.2014
№ 171-ФЗ) порядок предоставления земельных участков для осуществления фермерским хозяйством его деятельности устанавливается Земельным кодексом Российской Федерации. Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов определены положениями статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации. Из подпунктов 12 и 15 пункта 2 указанной правовой нормы следует, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления: земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения; земельного участка гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
Статья 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что в случае поступления заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления заявления, совершает одно из следующих действий: обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 Кодекса (подпункты 1 и 2 пункта 1).
Учитывая заявленные предпринимателем требования и направленность его интересов исключительно на получение земельного участка в аренду, и принимая во внимание установленную статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации процедуру предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, предусматривающую необходимость совершения указанных в ней мероприятий, признание недействительным оспариваемого отказа администрации не приведет к восстановлению его нарушенных прав.
При указанных обстоятельствах обжалуемые судебные акты не подлежат пересмотру в кассационном порядке.
Между тем предприниматель не лишен возможности повторно обратиться с заявлением о предоставлении земельного участка, необходимого для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ОПРЕДЕЛИЛ:
отказать в передаче кассационной жалобы главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации Е.Е. Борисова