ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 310-ЭС19-11606 от 05.08.2019 Верховного Суда РФ


ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № -ЭС19-11606

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва

05.08.2019

Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С., изучив кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Южстройсервис» на постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2018 и постановление Арбитражного суда Центрального округа от 27.03.2019 по делу № А83-7609/2017 Арбитражного суда Республики Крым

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью "Южстройсервис" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании незаконным и отмене постановления администрации города Ялта Республики Крым (далее - Администрация) от 14.04.2017 N 1841-п "О рассмотрении обращения общества с ограниченной ответственностью "Южстройсервис" о предоставлении в аренду земельного участка по адресу: Республика Крым, г. Ялта, ул. Свердлова, 7-б, в порядке переоформления прав" и обязании Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялта Республики Крым (далее - Департамент) в течение четырнадцати дней с даты вступления в законную силу судебного решения направить в адрес общества подписанный проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 90:25:010106:176 из земель населенных пунктов общей площадью 2828 кв. м, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Ялта, ул. Свердлова, 7-б, в трех экземплярах.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Ялта Республики Крым.

Решением Арбитражного суда Республики Крым от 18.06.2018 (судья Колосова А.Г.) заявленные требования удовлетворены, признано недействительным постановление Администрации от 14.04.2017 N 1841-п, на Администрацию возложена обязанность в течение 65-ти дней со дня вступления решения суда в законную силу рассмотреть обращение общества о предоставлении в аренду земельного участка.

Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2018, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 27.03.2019, решение суда от 18.06.2018 отменено, в удовлетворении заявленного требования отказано.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, заявитель просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты,  ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам спора, а также существенное нарушение норм материального и процессуального права, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе судей.

В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что судами апелляционной и кассационной инстанций были неправильно применены  статья 12 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым  и образовании в составе  Российской Федерации новых субъектов –Республики Крым и города федерального значения  Севастополя», часть 4 статьи 3 Закона Республики Крым №38-ЗРК,пункты 9,10 Порядка переоформления прав и завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Крым от 02.09.2014 №313,статьти 271,552 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.

Особенности  регулирования  земельных и имущественных отношений, а также в сфере  государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым установлены  Законом Республики Крым №38-ЗРК.

В силу части 9 статьи 3 Закона Республики Крым №38-ЗРК право аренды земельного участка, право залога земельного участка, право пользования чужим земельным участком (сервитут),возникшие до вступления в силу  Федерального  конституционного закона, соответствуют праву аренды, залогу и сервитуту, которые предусмотрены  законодательством Российской Федерации.

Частью 14 статьи 3 Закона Республики Крым №38-ЗРК установлено, что в случае, если земельный участок, в отношении которого  до вступления  в силу федерального конституционного закона  заключен и зарегистрирован  действовавший на момент его заключения  порядке договор аренды, договор об установлении сервитута, находится в государственной или муниципальной собственности, орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение таким земельным участком, обязан по заявлению лица, с которым заключен соответствующий договор, заключить с таким лицом соответственно договор аренды, договор об установлении сервитута  в отношении соответствующего земельного участка.

Постановлением Совета Министров Республики Крым от 02.09.2014 №313 утвержден порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым.

Пункт 9 Порядка в редакции, действующей на момент обращения заявителя  в Департамент имущественных  земельных отношений, предусматривал, что уполномоченный орган в течение  пяти рабочих дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка в порядке завершения  оформления прав на земельные участки, начатого до вступления  в силу  Федерального конституционного закона, направляет копию поступившего заявления о предоставлении земельного участка и копию приложенного к нему паспорта  земельного участка  на рассмотрение в органы, указанные в подпунктах 1-3 данного пункта.

Заявитель обратился в уполномоченный орган с  заявлением о предоставлении земельного участка из земель населенных пунктов площадью 2828 кв.м., местоположение которого: Республика Крым, г. Ялта, ул. Свердлова, д.7б, кадастровый номер 90:25:010106:176, в  порядке переоформления  права, а не завершения оформления прав.

Департамент  архитектуры  и градостроительства  Администрации города Ялты не является уполномоченным органом по предоставлению земельных участков, находящихся в  муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав, не наделен полномочиями  по установлению вида разрешенного использования земельного участка.

Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Ялты Республики Крым вышел за пределы  полномочий  устанавливая  разрешенное использование земельному участку из земель населенных пунктов  общей площадью 2828 кв.м. с кадастровым номером 90:25:010106:176, расположенного по адресу: Республика Крым ,город Ялта,ул.Свердлова-7б как причалы маломерных судов.

В соответствии со статьей 3 Закона №38-ЗРК, пунктам 2,5-7,13,15 Порядка №313, пунктам 2,4-6,13,16 Правил №37 предоставление земельного участка в аренду по законодательству Российской Федерации в порядке переоформления ранее возникшего права аренды осуществляется по поданному арендатором заявлению с предоставлением подлинника  правоустанавливающего документа и кадастрового паспорта земельного участка или кадастровой выписки о земельном участке, содержащей сведения о его границах.

Испрашиваемый земельный участок, на котороми расположены здания, принадлеждащие заявителю на праве собственности, был сфлормирован в 2005, местопроложегние которого :Республика Крым,г.Ялта,ул.Свердлова,д.76 (кадастровый номер 0111900000:01:006:0156) с целевым назначением:для реконструкции с расширением, увеличением этажности на базе водной станции клуба юных моряков под яхт-клуб «Марина».

Договор аренды  земельного участка  от 28.04.2005 между Ялтинским городским Советом и ООО «Южностройсервис» был заключен на 25 лет. Договор не расторгнут , не признан недействительным в установленном законом порядке.

Земельный участок  с кадастровым номером 90:25:010106:176 является неделимым и предоставление в аренду части земельного участка, образованного путем раздела  либо путем образования  нового земельного участка исключительно под объектами  недвижимого имущества, принадлежащего заявителю на праве собственности, невозможно.

Единственным возможным способом соблюдения  прав и законных интересов «Южностройсервис» является заключение договора аренды с множественностью лиц на стороне арендатора, в котором размера обязательств арендаторов будет соразмерен  долям в правах на здания и сооружения, при установлении сервитута  на земельный участок с кадастровым номером 90:25:010106:176 с целью обслуживания противооползневых сооружений.

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.

При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов оснований, по которым жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, не установлено.

Как следует из обжалуемых актов, 28 апреля 2005 года между Ялтинским городским Советом (арендодатель) и частным предприятием "Южстройсервис" (арендатор) на основании решения Ялтинского городского Совета от 11.04.2005 N 114 был заключен договор аренды земельного участка площадью 0,2828 га, расположенного по адресу: Автономная Республика Крым, г. Ялта, ул. Свердлова, 7-б, для реконструкции с расширением, увеличением этажности на базе водной станции клуба юных моряков под яхт-клуб "Марина", сроком на 25 лет.

15 ноября 2016 года общество обратилось в Департамент с обращением о предоставлении в порядке переоформления права на земельный участок площадью 2828 кв. м по адресу: Республика Крым, г. Ялта, ул. Свердлова, д. 7б, ранее находящийся в пользовании на условиях аренды (договор аренды от 28.04.2005) с целевым назначением - для реконструкции с расширением, увеличением этажности на базе водной станции клуба юных моряков под яхт-клуб "Марина" и видом разрешенного использования, установленным согласно приложенным документам.

Постановлением Администрации от 14.04.2017 N 1841-п обществу отказано в предоставлении в аренду в порядке переоформления прав земельного участка с кадастровым номером 90:25:010106:176 общей площадью 2828 кв. м, категории земель - земли населенных пунктов, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Ялта, ул. Свердлова, 7-б, в границах, указанных в кадастровом паспорте.

Не согласившись с отказом Администрации, общество обратилось в Арбитражный суд Республики Крым.

Признавая незаконным постановление от 14.04.2017 N 1841-п, суд первой инстанции пришел к выводу, что фактическим основанием для принятия Администрацией данного постановления послужило отсутствие вида разрешенного использования спорного земельного участка, который возможно определить только после утверждения Генерального плана муниципального образования городской округ Ялта, вместе с тем удовлетворил заявленное обществом требование ввиду непредставления в материалы дела доказательств, подтверждающих несоответствие вида функционального использования земельного участка градостроительной документации по установлению границ населенного пункта, утвержденной до 18 марта 2014 года.

Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства,  пришел к выводу о несоответствии места расположения предоставляемого для строительства спорного земельного участка градостроительной документации (Генеральному плану Большой Ялты, утвержденному решением Ялтинского городского совета от 27.11.2013 N 33), не предусматривающей такое строительство, в связи с чем в удовлетворении заявления общества отказал.

Суд округа, признав выводы  апелляционного суда правильными ,исходил из следующего.

Согласно части 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (в ред. Федерального конституционного закона от 23.06.2016 N 5-ФКЗ) до 01.01.2019 на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

Особенности регулирования земельных и иных имущественных отношений на территории Республики Крым установлены Законом Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Республики Крым" (далее - Закон N 38-ЗРК).

Пунктом 9 статьи 3 Закона N 38-ЗРК определено, что право аренды земельного участка, право залога земельного участка, право пользования чужим земельным участком (сервитут), возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона N 38-ЗРК, соответствуют праву аренды, залога и сервитуту, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 13 статьи 3 Закона N 38-ЗРК (в редакции Закона Республики Крым от 28.06.2016 N 255-ЗРК/2016) стороны по договору аренды или залога земельных участков и иных объектов недвижимости, стороны по договору об установлении сервитута, заключившие такие договоры до вступления в силу Федерального конституционного, обязаны до 1 января 2017 внести изменения в соответствующий договор, если не истек срок действия такого договора, в целях его приведения в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации.

Законом Республики Крым от 29.12.2018 N 560-ЗРК/2018 внесены изменения в пункт 13 статьи 3 Закона N 38-ЗРК, продлен срок внесения изменений в договор аренды, заключенный до вступления в силу Федерального конституционного закона, до 1 января 2020 года.

Постановлением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 N 313 утвержден "Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым (далее - Порядок N 313).

Процедура предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городской округ Ялта установлена "Правилами предоставления земельных участков в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым", утвержденными решением Ялтинского городского совета от 30 марта 2015 N 37 (далее - Правила N 37).

Согласно пунктам 2, 5 Порядка N 313 возникновение прав на земельный участок в соответствии с настоящим Порядком осуществляется на основании заявления, которое заинтересованное лицо подает в соответствующий уполномоченный орган.

Уполномоченным органом по предоставлению земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городской округ Ялта является администрация города Ялты Республики Крым в лице Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым (пункт 4 Правил N 37).

Согласно пункту 8 Правил N 37 в случае соответствия заявления и прилагаемых к нему документов пунктам 5, 6 Правил Департамент в течение трех рабочих дней со дня поступления заявления направляет копию поступившего заявления и копию приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка на рассмотрение в Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Ялты Республики Крым (в случае предоставления земельного участка для строительства), который осуществляет проверку на предмет соответствия места расположения объекта документации по планировке территории, градостроительной документации, в том числе утвержденной до вступления в силу Федерального конституционного закона, с указанием вида разрешенного использования.

Основанием для отказа в удовлетворении заявления является: 1) нахождение испрашиваемого участка на землях лесного фонда и землях особо охраняемых территорий и объектов; 2) несоответствие места расположения объекта градостроительной документации, документации по планировке территории (в случае предоставления земельного участка для строительства). Решение об отказе в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городской округ Ялта подготавливается Департаментом и издается главой администрации города Ялты в виде постановления (п. 11, п. 12 Правил N 37).

Согласно, представленному в материалы дела заключению Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Ялты от 08.09.2016 N 02-08/8252, составленному на основании генерального плана г. Ялта, утвержденного решением 36-й сессии Ялтинского городского Совета 6-го созыва от 27.11.2013 N 33, земельный участок площадью 0,2828 га по адресу: Республика Крым, г. Ялта, ул. Свердлова, 7-б образован из земель муниципальной собственности, имеет вид функционального использования - существующая водная станция, разрешенное использование образуемого земельного участка - причалы для маломерных судов, на земельном участке расположена водная станция, ограничения (обременения) земельного участка - охранная зона исторического ядра "Старая Ялта".

Пунктом 2.5 договора аренды земельного участка от 28.04.2005 установлены ограничения и обременения права пользования землей: соблюдение режима 100-метровой охранной зоны Черного моря; соблюдение режима зоны регулирования застройки; охрана зеленых насаждений.

Согласно сведениям, содержащимся в разделе 4 кадастрового паспорта земельного участка от 13.07.2016 "Сведения о частях земельного участка и обременениях" на земельный участок существуют ограничения прав, предусмотренные статьями 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации и статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, спорный земельный участок расположен в границах 100-метровой водоохранной зоны Черного моря.

Водоохранная зона является неотъемлемой частью охраняемого объекта, связана с ним территориально и функционально и составляет с ним единое целое как природный комплекс, обеспечивая сохранность водного объекта, путем использования водоохранной зоны в особо установленном режиме.

В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности (часть 2 статьи 65 Водного кодекса).

В силу части 8 статьи 65 Водного кодекса ширина водоохранной зоны моря составляет пятьсот метров.

Данные нормы водного законодательства корреспондируют с положениями пункта 12 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, которым установлено, что территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

Отклоняя ссылку заявителя  на исключительное право приобретения спорного земельного участка, так на данном земельном участке расположены здания, принадлежащие обществу на праве собственности, суд округа указал,  что учитывая специфику арендных отношений, возникших у заявителя до 18.03.2014, Порядком N 313, Правилами N 37, предусмотрена возможность именно переоформления заключенного до названной даты и продолжающего действовать договора аренды земельного участка, а не право арендатора заключить новый договор аренды, учитывая положения норм главы V.1 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 12 статьи 3 Закона N 38-ЗРК положения договора аренды земельного участка, договора залога земельного участка, договора об установлении сервитута, заключенных до вступления в силу Федерального конституционного закона и зарегистрированных в действовавшем на момент заключения таких договоров порядке, применяются в части, не противоречащей Гражданскому кодексу Российской Федерации и Земельному кодексу Российской Федерации.

Доводы заявителя жалобы не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела.

 Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.1, 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации

ОПРЕДЕЛИЛ:

Отказать в передаче кассационной жалобы общества с ограниченной ответственностью «Южстройсервис» для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

                Н.С. Чучунова