ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 38-АПА19-6 от 15.08.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело № 38-АПА19-6

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва 15 августа 2019 г. 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации в составе 

председательствующего Александрова В.Н.,
судей Нефедова О.Н., Николаевой О.В.
при секретаре Гроховской В.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному  исковому заявлению Коробова Е.И., Новожиловой Л.Л., Фридинской В.Г.,  Поветкиной Г.А., Богдановой Г.Л., Якушина В.П., Жарикова ЮЗ.,  Климовой Н.Д., Люляевой В.Г., Долговой Л.П., Тимониной Н.И., Кузиной Л.В.,  Быксенкова И.А., Брыксенковой Л.В., Желниной ВВ., Орловой ВВ.,  Елагиной Л.Г., Евсенгнеевой Л.В., Лырмина, А.В., Штенфельда В.Г.,  Кирсанова Н.С., Артемовой В.Н., Дмитриенко Н.Н., Волкова Е.Д.,  Ворониной Л.В., Филимонова В.И., Панежиной Л.П., Котляровой Т.Я.,  Купцовой Н.Н., Малик-Мухамедовой С.Ю., Гусевой Н.И., Ефановой А.А.,  Паляницы П.А., Королевой Е.В., Пивченко Н.С., Фомина СЮ. о признании не  действующим в части постановления комитета Тульской области по тарифам от  19 декабря 2017 г. № 60/4 «Об установлении тарифов на тепловую энергию,  производимую в режиме комбинированной выработки электрической и  тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной  генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и  более, на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячее  водоснабжение), теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими  организациями, владеющими источником тепловой энергии, на котором  производится теплоноситель, на 2018 год долгосрочного периода  регулирования 2016 - 2018 гг. для организаций Тульской области» по  апелляционной жалобе Коробова Е.И. на решение Тульского областного суда  от 14 марта 2019 г., которым в удовлетворении административного искового 


заявления отказано. 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Александрова В.Н., объяснения Коробова Е.И., его представителя - Какова А.В., представителя комитета Тульской области по тарифам  Волковой А.А., представителей общества с ограниченной ответственностью  «Щекинская ГРЭС» Винниковой А.А., Потетиновой Е.В., заключение  прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В.,  Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской  Федерации 

установила:

Коробов Е.И., Новожилова Л.Л., Фридинская В.Г., Поветкина Г.А.,  Богданова Г.Л., Якушин В.П., Жариков Ю.З., Климова Н.Д., Люляева В.Г.,  Долгова Л.П., Тимонина Н.И., Кузина Л.В., Быксенков И.А., Брыксенкова Л.В.,  Желнина В.В., Орлова В.В., Елагина Л.Г., Евсенгнеева Л.В., Лырмин, А.В.,  Штенфельд В.Г., Кирсанов Н.С., Артемова В.Н., Дмитриенко Н.Н., Волков Е.Д.,  Воронина Л.В., Филимонов В.И., Панежина Л.П., Котлярова Т.Я., Купцов Н.Н.,  Малик-Мухамедова С.Ю., Гусева Н.И., Ефанова А.А., Паляница П.А.,  Королева Е.В., Пивченко Н.С., Фомин СЮ. обратились в Тульский областной  суд с административным исковым заявлением о признании не действующим  постановления комитета Тульской области по тарифам от 19 декабря 2017 г.   № 60/4 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, производимую в  режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии  источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью  производства электрической энергии 25 мегаватт и более, на горячую воду в  открытых системах теплоснабжения (горячее водоснабжение), теплоноситель,  поставляемый теплоснабжающими организациями, владеющими источником  тепловой энергии, на котором производится теплоноситель, на 2018 год  долгосрочного периода регулирования 2016 - 2018 гг. для организаций  Тульской области» в части установления тарифа на тепловую энергию и  горячую воду для потребителей (жителей г. Советск) ООО «Щекинская ГРЭС»  с 1 июля 2018 г. в размере 3 216,21 руб. 

В обоснование заявленного требования административные истцы  сослались на то, что названное постановление принято с нарушением статьи 

от 30 апреля 2014 г. № 400, которым установлен запрет превышения индекса  по субъекту Российской Федерации более чем на величину отклонения, 

составляющую в данном случае 2,1%.

Решением Тульского областного суда от 14 марта 2019 г. в  удовлетворении административного искового заявления отказано. 

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Коробов Е.И. 


обратился в Судебную коллегию по административным делам Верховного  Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит  указанный судебный акт отменить, ссылаясь на нарушение и неправильное  применение норм материального права, не соглашаясь с выводами,  изложенными в обжалуемом судебном акте, относительно непревышения  при установлении тарифа индекса изменения размера вносимой гражданами  платы за коммунальные услуги, а также соблюдения баланса экономических  интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей  тепловой энергии. 

Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе,  комитетом по тарифам Тульской области и прокуратурой Тульской области  представлены возражения. 

В судебное заседание представители Правительства Тульской области,  администрации МО г. Советск, Щекинского района, извещенные  надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не  явились. 

Проверив материалы дела, обсудив доводы, содержащиеся в  апелляционной жалобе, возражений на нее, заслушав объяснения  представителей участвующих в деле лиц, заключение прокурора  Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по  административным делам Верховного Суда Российской Федерации не  находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта исходя из  следующего. 

Комитетом Тульской области по тарифам 19 декабря 2017 г. принято  постановление № 60/4 «Об установлении тарифов на тепловую энергию,  производимую в режиме комбинированной выработки электрической и  тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной  генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт  и более, на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячее  водоснабжение), теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими  организациями, владеющими источником тепловой энергии, на котором  производится теплоноситель, на 2018 год долгосрочного периода  регулирования 2016-2018 гг. для организаций Тульской области». 

Указанное постановление опубликовано в интернет-издании «Сборник  правовых актов Тульской области и иной официальной информации»  пп.р://праШ1а.ги, 20 декабря 2017 г., а также на официальном интернет-портал  правовой информации \у\у\у.ргауо.§оу.ш, 25 декабря 2017 г. 

Данным постановлением, в числе прочих, в приложении № 3  установлены скорректированные тарифы на тепловую энергию,  поставляемую потребителям обществом с ограниченной ответственностью  «Щекинская ГРЭС» (далее - ООО «Щекинская ГРЭС», Общество) на 1 и 2-е  полугодие 2018 года, при этом одноставочный тариф для населения на  первое полугодие 2018 года установлен в размере 1 389,14 руб., на второе  полугодие 2018 года- 3 216,21 руб. 

Изучив и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд 


первой инстанции сделал вывод об отсутствии правовых оснований для  удовлетворения заявленного требования, посчитав, что указанный  нормативный правовой акт в оспариваемой части не противоречит  нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в  сфере государственного регулирования тарифов на теплоснабжение. 

Отношения в сфере теплоснабжения регулируются Федеральным  законом от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о  теплоснабжении). 

В целях реализации указанного Закона Правительством Российской  Федерации 22 октября 2012 г. принято постановление № 1075, которым  утверждены, в том числе Основы ценообразования в сфере теплоснабжения  (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в  сфере теплоснабжения. 

В соответствии со статьями 3 и 7 Закона о теплоснабжении  регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в том  числе в соответствии с принципами соблюдения баланса экономических  интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей,  обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих  организаций. 

Согласно пунктам 12 и 13 Правил регулирования цен (тарифов),  установление тарифов производится органом регулирования тарифов путем  открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов, осуществляемого, в  том числе, по предложению регулируемой организации, с приложением  необходимых обосновывающих материалов, предусмотренных пунктами 15  и 16 данных Правил. 

ООО «Щекинская ГРЭС» 28 апреля 2017 г. представило в комитет по  тарифам заявление об установлении тарифов на тепловую энергию и  теплоноситель для потребителей на 2018 год - являющийся третьим годом  долгосрочного периода, с приложением обосновывающих заявление  материалов и расчетов, предложило к утверждению тариф на 2018 год на  тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями  потребителям в размере 2 271,49 руб./Гкал без НДС. 

По итогам проведенной экспертизы комитетом по тарифам  предложены тарифы на тепловую энергию для потребителей, оплачивающих  производство и передачу тепловой энергии с учетом НДС на первое  полугодие 1 389,14 руб./Гкал, на второе полугодие 3 216,21 руб./Гкал, при  этом тарифным органом из необходимой валовой выручки регулируемой  организации исключены полностью или частично некоторые заявленные  расходы. 

В долгосрочный период регулирования 2016 - 2018 гг. для  ООО «Щекинская ГРЭС» расчетный объем полезного отпуска тепловой  энергии, отпускаемой из тепловой сети на расчетный период регулирования  2017 год определен в размере 148,13 тыс. Гкал., а НВВ - 144 196,7 тыс. руб.,  на 2018 год расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии,  отпускаемой из тепловой сети, - 96,31 тыс. Гкал, а НВВ -111 746,5 тыс. руб. 


В соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования орган  регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования  осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на  год, следующий за текущим годом, в соответствии с методическими  указаниями с учетом отклонения значений параметров регулирования  деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования  от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов,  за исключением долгосрочных параметров регулирования. Корректировка  осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой  валовой выручки, установленной в методических указаниях и включающей, в  том числе отклонение объема услуг, реализуемых в ходе осуществления  регулируемой деятельности, от объема, учтенного при установлении тарифов  для регулируемой организации. 

В силу пунктов 16, 17 Методических указаний по расчету  регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных  приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. № 760-э  (далее - Методические указания № 760-э), объемы отпуска тепловой энергии,  поставляемой с коллекторов источников тепловой энергии,  функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и  тепловой энергии с установленной генерирующий мощностью 25 МВт и  более, определяются в соответствии со сводным прогнозным балансом  производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках  Единой энергетической системы России по субъектам Российской  Федерации. 

Расчетный объем полезного отпуска на 2018 год был скорректирован  для ООО «Щекинская ГРЭС» на основании Сводного прогнозного баланса  производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках  Единой энергетической системы России по субъектам РФ на 2018 год, с  учетом изменений, внесенных приказом ФАС России от 30 ноября 2017 г.   № 1613/17-ДСП, и составляет на первое полугодие 2018 года - 61,37 тыс.  Гкал, а на второе полугодие - 34,94 тыс. Гкал., то есть всего на год 96,31 тыс.  Гкал. 

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о  том, что органом регулирования не допущено нарушения требований  законодательства при расчете необходимой валовой выручки на третий год  долгосрочного периода регулирования для ООО «Щекинская ГРЭС»,  поскольку она определена исходя из необходимости производства тепловой  энергии заданного объема (утверждаемого соответствующим приказом ФАС  России), учитывая мощность котлов, времени их работы и необходимых  ресурсов. 

Порядок согласования федеральным органом исполнительной власти в  области государственного регулирования тарифов решений органов  регулирования об установлении тарифов выше максимального уровня  тарифов, установленный разделом 5 Правил регулирования цен (тарифов) в  сфере теплоснабжения, административным ответчиком был соблюден, о чем 


свидетельствует принятое в соответствии с положением пункта 51 Правил  регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения приказ Федеральной  антимонопольной службы от 26 декабря 2017 г. № 1776/17 «О согласовании  постановления Комитета Тульской области по тарифам об установлении  тарифов на тепловую энергию, приводящих к превышению установленного в  Тульской области предельного максимального уровня тарифов на тепловую  энергию во втором полугодии 2018 года». 

Проверяя доводы административного истца об установлении тарифа на  тепловую энергию в нарушение требований жилищного законодательства  суд первой инстанции обоснованно исходя из положений стаей 154, 157'  Жилищного кодекса указал, что общий уровень роста размера вносимой  гражданами платы за коммунальные услуги зависит от роста либо снижения  стоимости всех коммунальных ресурсов в совокупности. 

К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской  Федерации в области жилищных отношений в силу пункта 84 статьи 13,  части 1 статьи 157 Жилищного кодекса относится, в том числе утверждение  предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой  гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях. 

Пунктом 72 распоряжения Правительства Российской Федерации  от 26 октября 2017 г. № 2353-р утверждены индексы изменения размера  вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по Тульской  области, как субъекту Российской Федерации, на 2018 год: 0% на первое  полугодие 2018 года, 4,8% на второе полугодие 2018 года. 

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 ноября  2014 г. № 2222-р утверждены предельно допустимые отклонения по  отдельным муниципальным образованиям от величины индексов на 2015- 2018 годы, в том числе для Тульской области на 2018 год: 0% на первое  полугодие и 2,2% на второе полугодие. 

Первоначально постановлением Правительства Тульской области  от 21 ноября 2017 г. № 554 для муниципального образования г. Советск  Щекинского района установлен предельный индекс на первое полугодие  2018 года 0%, на второе полугодие - 6,9%. 

Постановлением Правительства Тульской области от 1 июня 2018 г. №  217 «О внесении изменений в постановление Правительства Тульской  области от 21 ноября 2017 г. № 554» предельный индекс на второе полугодие  2018 года для муниципального образования город Советск Щекинского  района Тульской области изменен и установлен в размере 131,5%. 

Изменения предельных индексов обусловлены ростом тарифа на  тепловую энергию с 1 июля 2018 г. по отношению к 31 декабря 2017 г. на  131,5%, который в свою очередь повысился в связи со снижением полезного  отпуска тепловой энергии на 35% с 148,13 тыс. Гкал в 2017 году до 96,31  тыс. Гкал в 2018 году по причине отключения со 2-го квартала 2018 года  крупнейшего потребителя пара - общества с ограниченной ответственностью  «ЭсСиЭй Хайджин Продактс Раша». 


В соответствии с пунктом 50 Основ формирования индексов изменения  размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации,  утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации  от 30 апреля 2014 № 400 (далее - Основы), предельные индексы могут быть  изменены (пересмотрены) в течение долгосрочного периода их действия в  сторону увеличения по решению высшего должностного лица субъекта  Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа  государственной власти субъекта Российской Федерации). Указанное  решение об изменении (пересмотре) предельных индексов в течение  долгосрочного периода их действия в сторону увеличения принимается после  согласования проекта акта об установлении предельного индекса с  представительным органом муниципального образования (в городах  федерального значения - законодательным (представительным) органом  государственной власти субъекта Российской Федерации). 

Как установлено судом первой инстанции, проект постановления  Правительства Тульской области, предусматривавший увеличение  предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные  услуги в муниципальном образовании город Советск Щекинского района на  второе полугодие 2018 года, согласован решением Собрания депутатов  муниципального образования город Советск Щекинского района 3 созыва  от 14 мая 2018 г. № 67-223. 

При этом Судебная коллегия учитывает, что предельные индексы не  могут превышать индекс по субъекту Российской Федерации более чем на  величину отклонения по субъекту Российской Федерации, за исключением  случаев, когда это необходимо в целях организации, в том числе электро-,  теплоснабжения населения, а также повышения надежности и качества  оказываемых населению коммунальных услуг. По решению  представительного органа муниципального образования предельные индексы  могут превышать индекс по субъекту Российской Федерации более чем на  величину отклонения по субъекту Российской Федерации для соблюдения  или установления долгосрочных тарифов (пункт 43, подпункт «д» пункта 46  пункт 58 Основ). 

Указанные выше постановление Правительства Тульской области  от 1 июня 2018 г. № 217 и решение Собрания депутатов муниципального  образования город Советск Щекинского района от 14 мая 2018 г. № 67-223 в  предусмотренном законом порядке не оспаривались. 

Перечисленные судом первой инстанции в решении дополнительные  меры социальной поддержки потребителей коммунальных услуг, которые  были приняты органами местного самоуправления (постановление  администрации Щекинского района от 25 мая 2018 г. № 5-680), направлены  на получение потребителями компенсаций ввиду увеличения предельных  индексов и на устранение последствий их увеличения в виде резкого роста  платы населения за коммунальные услуги, соответствуют принципу  соблюдения баланса экономических интересов регулируемой организации и  интересов потребителей. 


При таких обстоятельствах, оценив в совокупности и взаимосвязи  имеющиеся в материалах дела доказательства, Судебная коллегия считает,  что основания для отмены решения суда первой инстанции отсутствуют. 

С учетом изложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса  административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная  коллегия по административным делам Верховного Суда Российской  Федерации 

определила:

решение Тульского областного суда от 14 марта 2019 г. оставить без изменения,
апелляционную жалобу Коробова Е.И. -/%р> удовлетворения.
Председательствующий
Судьи