ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 46-КГ21-8 от 24.05.2021 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 46-КГ21-8-К6

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва 24 мая 2021 г. 

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской
Федерации в составе
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Гуляевой Г.А., Фролкиной СВ.

рассмотрела в открытом судебном заседании 24 мая 2021 г. кассационную  жалобу Фокеевой Натальи Валентиновны на решение Октябрьского районного  суда г. Самары от 10 июня 2020 г., апелляционное определение судебной  коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 25 августа  2020 г., определение судебной коллегии по гражданским делам Шестого  кассационного суда общей юрисдикции от 16 ноября 2020 г. 

по делу № 2-897/2020 Октябрьского районного суда г. Самары по иску  Фокеевой Натальи Валентиновны к государственному казённому учреждению  Самарской области «Главное управление социальной защиты населения  Самарского округа», Министерству социально-демографической и семейной  политики Самарской области о признании права на предоставление  компенсационных выплат, об обязании предоставить компенсацию в связи с  расходами по оплате коммунальных услуг. 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Гуляевой Г.А., выслушав объяснения истца Фокеевой Н.В., поддержавшей  доводы кассационной жалобы, 

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской  Федерации 


установила:

Фокеева Наталья Валентиновна через представителя по доверенности  Пожидаеву Ю.П. обратилась 19 ноября 2019 г. в суд с иском к  государственному казённому учреждению Самарской области «Главное  управление социальной защиты населения Самарского округа» (далее также - Главное управление социальной защиты населения Самарского округа,  территориальный орган социальной защиты населения), Министерству  социально-демографической и семейной политики Самарской области о  признании права на предоставление компенсационных выплат, об обязании  предоставить компенсацию в связи с расходами по оплате коммунальных  услуг. 

В обоснование требований Фокеева Н.В. ссылалась на то, что является  вдовой сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации Фокеева  Вячеслава Александровича. 

С целью получения мер социальной поддержки в виде компенсационных  выплат в связи с расходами по оплате жилого помещения и коммунальных  услуг, Фокеева Н.В. в 2019 году обратилась по месту своего жительства в  Управление социальной защиты населения в Кировском районе городского  округа Самара с соответствующим заявлением. 

Решением Управления социальной защиты населения по Кировскому  району городского округа Самара от 13 сентября 2019 г. Фокеевой Н.В. было  отказано в предоставлении компенсации расходов по оплате коммунальных  услуг по тем основаниям, что представленные ею документы подтверждают  регистрацию Фокеевой Н.В. по месту жительства по адресу: <...> следовательно, за назначением компенсационных  выплат ей надлежит обратиться в орган социальной защиты населения по месту  жительства по названному адресу. 


16 сентября 2019 г. Фокеева Н.В. была уведомлена Управлением  социальной защиты населения по Кировскому району городского округа  Самара об отказе в назначении ей компенсационных выплат с разъяснением,  что за получением мер социальной поддержки она вправе обратиться в  Управление социальной защиты населения по Ленинскому району (по месту  жительства). 

Фокеева Н.В. указала, что жилое помещение по адресу: <...> принадлежит ей на праве собственности  с 26 декабря 2003 г., она постоянно проживала и проживает в нём, производит  оплату коммунальных услуг по названному адресу. 

Решением Управления социальной защиты населения в Кировском  районе городского округа Самара от 15 октября 2019 г. Фокеевой Н.В. отказано  в предоставлении компенсации расходов по оплате коммунальных услуг по  причине отсутствия полного пакета документов, необходимых для  предоставления государственной услуги. В уведомлении об отказе в  предоставлении компенсационных выплат от 17 октября 2019 г.  Фокеевой Н.В. разъяснено, что расчёт компенсации производится с учётом  количества граждан, зарегистрированных по месту жительства в жилом  помещении, расходы по оплате которого подлежат компенсации, в связи с чем  назначение компенсации за последние три года возможно произвести по  предыдущему месту жительства Фокеевой Н.В. по адресу: <...>. В уведомлении сообщено, что назначение и  выплата компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных  услуг по адресу: <...> будет произведена при предъявлении Фокеевой Н.В. документов, подтверждающих  такие расходы после 11 октября 2019 г. 

По мнению Фокеевой Н.В., решение территориального органа социальной  защиты населения об отказе в предоставлении ей меры социальной поддержки  в виде компенсации по оплате жилого помещении и коммунальных услуг по  адресу: <...> является незаконным,  поскольку спорная компенсация должна быть ей назначена по месту  постоянного проживания и несения расходов по оплате жилого помещения и  коммунальных услуг. 

По приведённым основаниям с учётом уточнённых исковых требований  Фокеева Н.В. просила суд признать за ней право на предоставление  компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилого помещения,  коммунальных и других видов услуг по адресу: <...>; обязать Министерство социально-демографической и 


семейной политики Самарской области предоставить компенсационные  выплаты расходов по оплате жилого помещения, коммунальных и других видов  услуг на жилое помещение - квартиру по адресу: <...> за последние три года с момента обращения. 

Представитель ответчиков Главного управления социальной защиты  населения Самарского округа и Министерства социально-демографической и  семейной политики Самарской области в суде исковые требования не признал. 

Решением Октябрьского районного суда г. Самары от 10 июня 2020 г.  исковые требования Фокеевой Н.В. оставлены без удовлетворения в полном  объёме. 

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам  Самарского областного суда от 25 августа 2020 г. решение суда первой  инстанции оставлено без изменения. 

Определением судебной коллегии по гражданским делам Шестого  кассационного суда общей юрисдикции от 16 ноября 2020 г. решение суда  первой инстанции и апелляционное определение суда апелляционной  инстанции оставлены без изменения. 

В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной  жалобе Фокеевой Н.В. ставится вопрос о передаче жалобы с делом для  рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам  Верховного Суда Российской Федерации для отмены указанных судебных  постановлений, как незаконных. 

По результатам изучения доводов кассационной жалобы 2 марта  2021 г. судьёй Верховного Суда Российской Федерации Гуляевой Г.А. дело  было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и её же  определением от 23 апреля 2021 г. кассационная жалоба с делом передана для  рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам  Верховного Суда Российской Федерации. 

Представители ответчиков, надлежащим образом извещённые о времени  и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда  кассационной инстанции не явились. Представитель Главного управления  социальной защиты населения Самарского округа сведений о причинах неявки  не представил, представитель Министерства социально-демографической и  семейной политики Самарской области направил письменное ходатайство о  рассмотрении дела в его отсутствие. Ввиду изложенного Судебная коллегия по  гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь  частью 4 статьи 39012 Гражданского процессуального кодекса Российской  Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей  ответчиков. 

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и  письменные возражения на неё представителя Министерства социально- демографической и семейной политики Самарской области, заслушав  объяснения истца Фокеевй Н.В., явившейся в судебное заседание, Судебная  коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации  находит жалобу подлежащей удовлетворению. 


Основаниями для отмены или изменения судебной коллегией Верховного  Суда Российской Федерации судебных постановлений в кассационном порядке  являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм  процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения  которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и  законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов  (статья 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). 

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской  Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела  судебными инстанциями были допущены такого рода существенные  нарушения норм материального и процессуального права, и они выразились в  следующем. 

Судом установлено и из материалов дела следует, что Фокеева Н.В.  является вдовой сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации  Фокеева Вячеслава Александровича. 

Решением Управления социальной защиты населения по Кировскому  району городского округа Самара от 13 сентября 2019 г. Фокеевой Н.В. было  отказано в удовлетворении заявления о предоставлении компенсации расходов  по оплате коммунальных услуг по тем основаниям, что представленные ею  документы подтверждают регистрацию Фокеевой Н.В. по месту жительства по  адресу: <...>, и указано на то, что за  назначением компенсационных выплат ей следует обратиться в орган  социальной защиты населения по месту жительства по названному адресу. 

Решением Управления социальной защиты населения в Кировском районе  городского округа Самара от 15 октября 2019 г. Фокеевой Н.В. отказано в 


?
I

предоставлении компенсации расходов по оплате коммунальных услуг по  причине отсутствия полного пакета документов, необходимых для  предоставления государственной услуги. 

Руководителем Главного управления социальной защиты населения  Самарского округа 6 ноября 2019 г. на жалобу Фокеевой Н.В. был дан ответ о  том, что выплата компенсации расходов на оплату коммунальных услуг за  последние три года возможна в отношении жилого помещения по адресу места  регистрации Фокеевой Н.В. до 11 октября 2019 г. <...>). 

Не согласившись с решением территориального органа социальной  защиты населения об отказе в предоставлении меры социальной поддержки в  виде компенсации расходов на оплату коммунальных услуг по месту  постоянного проживания по адресу: <...>, Фокеева Н.В. обратилась в суд с указанными выше исковыми  требованиями. 

Разрешая спор и принимая решение об отказе в удовлетворении исковых  требований Фокеевой Н.В. о признании за ней права на предоставление  компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилого помещения,  коммунальных и других видов услуг по адресу: <...>и об обязании предоставить компенсационные выплаты  на жилое помещение, расположенное по названному адресу, за последние три 


года, суд первой инстанции со ссылкой на нормы Закона Российской  Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской  Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в  пределах Российской Федерации» и Правила предоставления членам семей  погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных  органов исполнительной власти компенсационных выплат в связи с расходами  по оплате жилых помещений, коммунальных и других видов услуг,  утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации  от 2 августа 2005 г. № 475, пришёл к выводу о том, что назначение  Фокеевой Н.В. компенсации по оплате коммунальных услуг в жилом  помещении по адресу: <...> за  последние три года при отсутствии у неё регистрации по месту жительства  по данному адресу будет являться существенным нарушением норм  действующего законодательства. При этом суд указал, что право Фокеевой Н.В.  на предоставление компенсации в связи с расходами по оплате жилых  помещений, коммунальных и других видов услуг не нарушено, поскольку она  имеет право на обращение в Управление социальной защиты населения по  Ленинскому району Самарского округа за получением названной выплаты за  последние три года в отношении жилого помещения, в котором она  зарегистрирована по месту жительства по адресу: <...>

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой  инстанции и их правовым обоснованием. 

Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда  общей юрисдикции, оставляя без изменения судебные постановления судов  первой и апелляционной инстанций, признала содержащиеся в них выводы  законными и обоснованными. 

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской  Федерации считает, что выводы судов первой, апелляционной и кассационной  инстанций сделаны с существенным нарушением норм материального и  процессуального права. 

Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации Российская  Федерация - социальное государство, политика которого направлена на  создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие  человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей,  устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда,  обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства,  детства, инвалидов и пожилых людей, развивается система социальных служб,  устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии  социальной защиты. 

Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае  болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных  случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные  пособия устанавливаются законом (части 1, 2 статьи 39 Конституции  Российской Федерации). 


Федеральным законом от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных  гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и  внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской  Федерации» (нормы закона приведены в редакции, действовавшей в период  спорных отношений и до 1 марта 2020 г.) (далее - Федеральный закон  от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ) регулируются отношения, связанные с денежным  довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних  дел Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми  помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской  Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и  лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением  им иных социальных гарантий (часть 1 статьи 1 Федерального закона от 19  июля 2011 г. № 247-ФЗ). 

Статьёй 10 Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ определены  меры социальной поддержки членов семьи сотрудника, погибшего (умершего)  вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с  выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания,  полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел. Среди  этих мер, в частности, - право на получение денежных компенсаций расходов  на оплату: коммунальных услуг независимо от вида жилищного фонда;  установки квартирных телефонов, услуг местной телефонной связи, оказанных  с использованием квартирных телефонов, а также абонентской платы за  пользование радиотрансляционными точками и коллективными  телевизионными антеннами; топлива, приобретаемого в пределах норм,  установленных для продажи населению, и его доставки (для проживающих в  домах, не имеющих центрального отопления); общей площади занимаемых ими  жилых помещений (в коммунальных помещениях - жилой площади), найма,  содержания и ремонта жилых помещений, а собственники жилых помещений и  члены жилищно-строительных (жилищных) кооперативов - содержания и  ремонта объектов общего пользования в многоквартирных домах (пункты 1-3, 5  части 1 статьи 10 Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ). 

Согласно части 3 статьи 10 Федерального закона от 19 июля 2011 г.   № 247-ФЗ порядок выплаты денежных компенсаций, предусмотренных  частью 1 статьи 10 данного закона, и размеры таких денежных компенсаций  определяются Правительством Российской Федерации. 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа  2005 г. № 475 утверждены Правила предоставления членам семей погибших  (умерших) военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов  исполнительной власти компенсационных выплат в связи с расходами по  оплате пользования жилым помещением, содержания жилого помещения,  взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме,  коммунальных и других видов услуг (далее - Правила). 

В силу подпункта «г» пункта 2 Правил право на получение  компенсационных выплат имеют члены семей сотрудников органов внутренних  дел Российской Федерации, погибших (умерших) вследствие увечья или иного 


повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных  обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период  прохождения службы в органах внутренних дел. 

К членам семей погибших (умерших) военнослужащих относятся, в  частности, вдовы (вдовцы), за исключением вступивших в новый брак  (подпункт «а» пункта 3 Правил). 

Пунктом 7 Правил установлено, что компенсационные выплаты членам  семей погибших (умерших) военнослужащих назначаются на основании  заявления, поданного в орган в сфере социальной защиты населения,  уполномоченный в соответствии с законодательством субъекта Российской  Федерации (далее - орган социальной защиты населения), по месту жительства. 

В заявлении, предусмотренном пунктом 7 Правил, указываются: фамилия,  имя, отчество (при наличии) члена семьи погибшего (умершего)  военнослужащего; сведения о документе, удостоверяющем личность члена  семьи погибшего (умершего) военнослужащего; сведения о количестве  граждан, зарегистрированных по месту жительства в жилом помещении,  расходы по оплате которого подлежат компенсации (пункт 7(1) Правил). 

Право члена семьи погибшего (умершего) военнослужащего на получение  компенсационных выплат подтверждается справкой по форме согласно  приложению № 1,2,3 или 4 (далее - справка). Справка выдается в соответствии  с пунктом 9 Правил на основании данных личного дела погибшего (умершего)  военнослужащего или иных документов, определяющих состав его семьи. При  этом в справке указывается срок, с которого это право действует, но не ранее  1 января 2005 г. Справка оформляется один раз и действительна в течение всего  периода пользования правом на получение компенсационных выплат (пункт 8  Правил). 

В соответствии с абзацем первым пункта 9 Правил уполномоченный орган  федерального органа исполнительной власти (федерального государственного  органа), в котором погибший (умерший) военнослужащий проходил службу по  последнему месту службы либо состоял на пенсионном обеспечении,  оформляет и выдает справки, а также выдает дубликат справки в порядке,  определяемом этим федеральным органом исполнительной власти  (федеральным государственным органом), взамен утраченной или пришедшей в  негодность справки на основании заявления ее владельца. 

Для назначения компенсационных выплат в орган социальной защиты  населения по месту жительства членами семей погибших (умерших)  военнослужащих представляются документы, в их числе: заявление,  предусмотренное пунктом 7 Правил; документ, содержащий сведения об  оплате пользования жилым помещением, содержания жилого помещения,  взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме,  коммунальных и других видов услуг (пункт 13 Правил). 

Учёт членов семей погибших (умерших) военнослужащих ведется органом  социальной защиты населения по месту их жительства со дня представления  справки в этот орган, выданной в соответствии с пунктом 9 Правил (пункт 14  Правил). 


Компенсационные выплаты назначаются с месяца гибели (смерти)  военнослужащего и производятся за любой истекший период начиная  с 1 января 2005 г., но не более чем за 3 года в порядке, определённом  Правилами (пункт 19 Правил). 

Члены семей погибших (умерших) военнослужащих, получающие  компенсационные выплаты, обязаны своевременно информировать  уполномоченный орган федерального органа исполнительной власти  (федерального государственного органа), выдающий справки, и орган  социальной защиты населения, в котором они зарегистрированы, об изменении  условий, обязательных для получения компенсационных выплат (о перемене  места жительства, вступлении в новый брак, достижении детьми возраста  18 лет и др.) (пункт 29 Правил). 

Из приведённых нормативных положений следует, что гражданам,  являющимся членами семей сотрудников органов внутренних дел Российской  Федерации, погибших (умерших) вследствие увечья или иного повреждения  здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо  вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах  внутренних дел, предоставляются меры социальной поддержки, в частности,  компенсационные выплаты в связи с расходами по оплате пользования жилым  помещением, содержанию жилого помещения, взноса на капитальный ремонт  общего имущества в многоквартирном доме, коммунальных и других видов  услуг (далее также - компенсационные выплаты). Условия и порядок  предоставления компенсационных выплат членам семей таких сотрудников  определяются Правительством Российской Федерации. Компенсационные  выплаты назначаются гражданину при предоставлении им в территориальный  орган социальной защиты населения по месту жительства необходимых  документов, в том числе, подтверждающих отнесение гражданина к  определённой категории лиц, имеющих право на получение выплаты (справки,  выданной уполномоченным органом федерального органа исполнительной  власти), а также документов, содержащих сведения об оплате пользования  жилым помещением, в котором гражданин проживает, содержания этого  жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в  многоквартирном доме, коммунальных и других видов услуг. Территориальный  орган социальной защиты населения ведёт учёт по месту жительства членов  семей погибших (умерших) сотрудников органов внутренних дел Российской  Федерации со дня представления такими гражданами справки,  подтверждающей право на получение компенсационных выплат.  Компенсационные выплаты назначаются территориальным органом  социальной защиты населения членам семьи сотрудника с месяца его гибели  (смерти) и производятся за любой истекший период, начиная с 1 января  2005 года, но не более чем за 3 года. 

В соответствии со статьёй 20 Гражданского кодекса Российской  Федерации местом жительства признаётся место, где гражданин постоянно или  преимущественно проживает. 


Согласно части 1 статьи 1 Закона Российской Федерации от 25 июня  1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу  передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской  Федерации» (далее - Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1)  в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными  актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет  право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в  пределах Российской Федерации. 

Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу  передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской  Федерации допускается только на основании закона (часть 2 статьи 1 Закона  Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1). 

Частью 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г.   № 5242-1 установлено, что граждане Российской Федерации обязаны  регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах  Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить  основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан,  предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными  законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской  Федерации. 

Абзацем вторым статьи 2 Закона Российской Федерации  от 25 июня 1993 г. № 5242-1 определено, что регистрационный учёт граждан  Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах  Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и  обобщению предусмотренных данным законом сведений о регистрации  граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан  Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской  Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан  Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в  пределах Российской Федерации. 

Регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по  месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом  регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской  Федерации и о его нахождении в данном месте жительства (абзац четвертый  статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1). 

Абзацем восьмым статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня  1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу  передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской  Федерации» определено, что местом жительства является жилой дом, квартира,  комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное  жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно  проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору  найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, 


предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он  зарегистрирован по месту жительства. 

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении  от 2 февраля 1998 г. № 4-П указал на то, что сам по себе факт регистрации или  отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и  обязанностей и, согласно части 2 статьи 3 Закона Российской Федерации  «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор  места жительства в пределах Российской Федерации», не может служить  основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан,  предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными  законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации. 

Из содержания статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации,  статей 2 и 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1  «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор  места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации»  следует, что регистрация не совпадает с понятием «место жительства» и сама  по себе не может служить условием реализации прав и свобод граждан,  предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской  Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской  Федерации (пункт 12 раздела IV Обзора судебной практики Верховного Суда  Российской Федерации, № 4 (2016), утверждённого Президиумом Верховного  Суда Российской Федерации 20 декабря 2016 г.). 

По смыслу приведённых нормативных положений Закона Российской  Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 и Гражданского кодекса Российской  Федерации в их системной взаимосвязи, местом жительства признается место  (жилой дом, квартира, жилое помещение и др.), где гражданин постоянно или  преимущественно проживает на основаниях, предусмотренных законом (право  собственности, договор найма и др.). Граждане Российской Федерации вправе  выбрать место пребывания и место жительства в пределах Российской  Федерации, на них возложена обязанность регистрироваться по месту  пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. При  этом регистрация не совпадает с понятием «место жительства», является одним  из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту  жительства или месту пребывания. Установление места жительства гражданина  возможно на основе других данных, не обязательно исходящих из органов  регистрационного учета. Регистрация или отсутствие таковой не может  служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод  граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации,  федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов  Российской Федерации. 

Нормативные положения федерального законодательства о порядке  предоставления членам семей погибших (умерших) сотрудников органов  внутренних дел Российской Федерации мер социальной поддержки  (компенсационных выплат в связи с расходами по оплате пользования жилым  помещением, содержанию жилого помещения, коммунальных и других видов 


услуг) во взаимосвязи с нормами Закона Российской Федерации от 25 июня  1993 г. № 5242-1 и Гражданского кодекса Российской Федерации судами  первой и апелляционной инстанций к спорным отношениям применены  неправильно. Вследствие этого спор по иску Фокеевой Н.В. разрешён при  неустановлении обстоятельств, имеющих значение для дела. 

Разрешая исковые требования Фокеевой Н.В. о признании за ней права на  предоставление компенсационных выплат в связи с расходами по оплате  жилого помещения, коммунальных и других видов услуг по адресу: <...> и возложении обязанности предоставить  компенсационные выплаты на жилое помещение по названному адресу за  последние три года, судебные инстанции сослались на отсутствие у  Фокеевой Н.В. до 11 октября 2019 г. регистрации по месту жительства по  данному адресу. 

В силу части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса  Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд определяет, какие обстоятельства  имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит  обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не  ссылались. 

В соответствии с частью 1 статьи 196 ГПК РФ при принятии решения суд  оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие  значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не  установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть  применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению. 

Судами первой и апелляционной инстанций при решении вопроса о  правомерности отказа территориального органа социальной защиты населения  в предоставлении Фокеевой Н.В. меры социальной поддержки в виде  компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилого помещения,  коммунальных и других видов услуг по адресу: <...> в нарушение подлежащих применению к спорным  отношениям норм материального права, а также требований процессуального  закона не приняты во внимание обстоятельства, на которые ссылалась  Фокеева Н.В. в обоснование исковых требований. 

Так, в исковом заявлении о признании права на предоставление  компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилого помещения,  коммунальных и других видов услуг по адресу: <...> Фокеева Н.В. указывала на то, что она с 26 декабря 2003 г. является собственником жилого помещения,  расположенного по названному адресу, проживала и на момент обращения за  назначением ей компенсационных выплат проживает в этом жилом помещении,  производит оплату за его содержание и коммунальные услуги, лицевые счета  по таким расходам оформлены на её имя. В жилом помещении по адресу:  <...>. Фокеева Н.В. не проживала и не  проживает, расходы по содержанию названного жилого помещения не несёт. В  справке, выданной Фокеевой Н.В. 18 декабря 2012 г. Главным управлением  Министерства внутренних дел Российской Федерации по Самарской области, о 


наличии у неё права на получение компенсационных выплат в связи с  расходами по оплате жилого помещения, коммунальных и других видов услуг  указан адрес места жительства Фокеевой Н.В.: <...> В справке содержится указание о её представлении в  Управление социальной защиты населения в Кировском районе городского  округа Самара. 

Суды первой и апелляционной инстанций названные обстоятельства  вследствие неправильного применения норм материального права в качестве  юридически значимых для правильного разрешения спора не определили,  оставив их без внимания и соответствующей правовой оценки. 

Судебными инстанциями не учтено, что нормы статьи 10 Федерального  закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ, а также Правила связывают право на меры  социальной поддержки в виде компенсационных выплат в связи с расходами по  оплате жилого помещения, коммунальных и других видов услуг членов семей  погибших (умерших) сотрудников органов внутренних дел Российской  Федерации не с фактом их регистрации в жилом помещении, а с их постоянным  проживанием (местом жительства) в жилом помещении, в отношении которого  члены семьи сотрудника несут расходы по оплате жилого помещения и  коммунальных услуг при предоставлении соответствующих сведений в  территориальный орган социальной защиты населения о несении таких  расходов. 

Ввиду изложенного выводы судебных инстанций об отсутствии  оснований для предоставления Фокеевой Н.В. как вдове сотрудника органов  внутренних дел Российской Федерации меры социальной поддержки в виде  компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилого помещения,  коммунальных и других видов услуг по адресу: <...>со ссылкой на наличие у Фокеевой Н.В. до 11 октября  2019 г. регистрации по месту жительства по иному адресу, не могут быть  признаны правомерными. 

Суд кассационной инстанции, проверяя по кассационной жалобе  Фокеевой Н.В. законность судебных постановлений судов первой и  апелляционной инстанций, допущенные ими нарушения норм материального и  процессуального права не выявил и не устранил, тем самым не выполнил  требования статей 3796 и частей 1-3 статьи 3797 Гражданского процессуального  кодекса Российской Федерации. 

Учитывая изложенное, решение Октябрьского районного суда г. Самары  от 10 июня 2020 г., апелляционное определение судебной коллегии по  гражданским делам Самарского областного суда от 25 августа  2020 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Шестого  кассационного суда общей юрисдикции от 16 ноября 2020 г. нельзя признать  законными. Они приняты с существенными нарушениями норм материального  и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения  невозможна защита нарушенных прав и законных интересов Фокеевой Н.В.,  что согласно статье 39014 Гражданского процессуального кодекса Российской  Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных 


постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой  инстанции. 

При новом рассмотрении дела суду следует разрешить спор в  соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон  нормами материального права, требованиями гражданского процессуального  законодательства и установленными по делу обстоятельствами. 

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской  Федерации, руководствуясь статьями 39014, 39015, 39016 Гражданского  процессуального кодекса Российской Федерации, 

определила:

решение Октябрьского районного суда г. Самары от 10 июня 2020 г.,  апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам  Самарского областного суда от 25 августа 2020 г., определение судебной  коллегии по гражданским делам Шестого кассационного суда общей  юрисдикции от 16 ноября 2020 г. по делу № 2-897/2020 Октябрьского  районного суда г. Самары отменить. 

Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Октябрьский районный суд г. Самары. 

Председательствующий
Судьи


I