ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 55-АПА19-4 от 16.05.2019 Верховного Суда РФ

>

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело № 55-АПА19-4

АПЕЛЛЯЦИОНОЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Москва 16 мая 2019 г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации в составе 

председательствующего Александрова В.Н.,
судей Борисовой Л.В., Нефедова О.Н.
при секретаре Гроховской В.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному  исковому заявлению Шоева В.В. о признании не действующим в части решения  Совета депутатов Аскизского района Республики Хакасия от 30 марта 2017 г.   № 73-рс «Об утверждении коэффициентов вида разрешенного использования  (Кв), устанавливаемых в зависимости от вида разрешенного использования и  категории земель земельных участков, для расчета арендной платы за  земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, и за  земельные участки, государственная собственность на которые не  разграничена, расположенные на территории муниципального образования  Аскизский район» по апелляционной жалобе Шоева В.В. на решение  Верховного Суда Республики Хакасия от 10 января 2019 г., которым в  удовлетворении административного искового заявления отказано. 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Александрова В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры  Российской Федерации Русакова И.В., Судебная коллегия по  административным делам Верховного Суда Российской Федерации 

установила:

Шоев В.В. обратился в Верховный Суд Республики Хакасия с  административным исковым заявлением о признании недействующим решения  Совета депутатов Аскизского района Республики Хакасия от 30 марта 2017 г.   № 73-рс «Об утверждении коэффициентов вида разрешенного использования  (Кв), устанавливаемых в зависимости от вида разрешенного использования и 


категории земель земельных участков, для расчета арендной платы за  земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, и за  земельные участки, государственная собственность на которые не  разграничена, расположенные на территории муниципального образования  Аскизский район» в части утверждения коэффициента вида разрешенного  использования в размере 0,42 для земельных участков под размещение  офисных зданий делового и коммерческого назначения. 

Решением Верховного Суда Республики Хакасия от 10 января 2019 г. в  удовлетворении административного искового заявления отказано. 

Не согласившись с решением суда первой инстанции, ФИО1 обратился  в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда  Российской Федерации с апелляционной жалобой, ссылаясь на неправильное  применение судом норм права. 

Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе  прокуратурой Республики Хакасия представлены возражения. 

Извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения  апелляционной жалобы административный истец, представители Совета  депутатов Аскизского района Республики Хакасия в судебное заседание не  явились. 

Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной  жалобе, возражении на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной  прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным  делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее. 

Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) использование земли в Российской Федерации является  платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог  (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. 

В силу подпункта 2 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса порядок  определения размера арендной платы за земельные участки, государственная  собственность на которые не разграничена и которые представлены в аренду  без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта  Российской Федерации. 

Согласно пункту 2.2 Порядка определения размера арендной платы за  земельные участки, государственная собственность на которые не  разграничена. на территории Республики Хакасия, утвержденным  постановлением Правительства Республики Хакасия от 23 января 2008 г. № 05  (в редакции от 09 марта 2010 г. № 108, от 10 сентября 2010 г. № 472,  от 08 ноября 2012 г. № 744, от 29 апреля 2014 г. № 203, от 07 октября 2014 г.   № 505), размер годовой арендной платы за земельный участок определяется по  формуле: Ап = КС х Кв х Ки где: Ап - размер годовой арендной платы за  земельный участок, руб.; КС - кадастровая стоимость земельного участка,  определенная в соответствии с земельным законодательством, руб.;  КС = 8 х УПКС, где: 8 - площадь земельного участка, кв.м., УПКС - удельный  показатель кадастровой стоимости земельного участка, руб./кв.м.; Кв -


коэффициент, устанавливаемый уполномоченными органами муниципальных  районов и городских округов в зависимости от вида разрешенного  использования и категории земельного участка с учетом экономического  обоснования; Ки - коэффициент инфляции. 

Решением Совета депутатов муниципального образования Акизский район  от 30 марта 2017 г. № 73-рс утверждены коэффициенты для определения  размера арендной платы за землю в зависимости от вида разрешенного  использования земельных участков на территории муниципального  образования Аскизский район. 

В пункте 7 таблицы «Земельные участки, относящиеся к категории земель  населенных пунктов» приложения к вышеуказанному решению в редакции  решения Совета депутатов Усть-Абаканского района Республики Хакасия  от 26 декабря 2017 г. № 92-рс, указано, что для земельных участков с видом  разрешенного использования - «земельные участки, предназначенные для  размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения», значение  коэффициента Кв составляет 0,42. 

Указанное решение с учетом изменений, внесенных решением Совета  депутатов Усть-Абаканского района Республики Хакасия от 26 декабря 2017 г.   № 92-рс, официально опубликовано в издании «Официальный вестник»,  приложение к газете «Аскизский труженик», от 06 апреля 2017 г. № 11,  29 декабря 2017 г. № 50. 

Согласно материалам дела между комитетом по управлению  муниципальным имуществом администрации муниципального образования  Аскизский район и ФИО1 24 августа 2018 г. заключен договор аренды  земельного участка № <...>, в соответствии с которым ФИО1 принимает в  аренду земельный участок с кадастровым номером <...>, общей  площадью 578, расположенный по адресу: <...>

Для расчета арендной платы за арендуемый земельный участок  используется коэффициент Кв в размере 0,42. 

По мнению административного истца, оспариваемое решение в части  установления указанного коэффициента в размере 0,42, не отвечает принципу  экономической обоснованности определения арендной платы при аренде  земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной  собственности, предусмотренного постановлением Правительства Российской  Федерации от 16 июля 2009 г. № 582. 

Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из  следующего. 

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.7 Земельного кодекса размер  арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или  муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными  принципами определения арендной платы, установленными Правительством  Российской Федерации. 

Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных  участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности 


утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля  2009 г. № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при  аренде земельных участков, находящихся в государственной или  муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной  платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли,  находящиеся в собственности Российской Федерации». 

Принцип экономической обоснованности, на несоблюдение которого  ссылается административный истец, предполагает установление арендной  платы в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом  категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и вид его  разрешенного использования, а также с учетом государственного  регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций,  осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и  субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на  таком земельном участке. 

Суд первой инстанции, исследовав представленные административным  ответчиком в материалы дела в качестве экономического обоснования  оспариваемого нормативного правового акта отчет от 09 января 2017 г.   № 01-17/1Г, подготовленный оценщиком ООО «Консалтинговый центр  «Эксперт-оценка-сервис» Т. пришел к выводу о том, что он содержит многофакторный анализ характеристик земельных участков с учетом  местоположения, видов разрешенного использования и иных экономических  факторов, влияющих на уровень их доходности. 

Согласно отчету размер коэффициента (Кв) для земель населенных  пунктов с видом разрешенного использования «земельные участки,  предназначенные для размещения (в том числе реконструкции и строительства)  административных и офисных зданий делового и коммерческого назначения»  составил 0,45 как предельно допустимый для данной территории. В целях  соблюдения интересов физических лиц и индивидуальных предпринимателей  рассчитанный ООО «Консалтинговый центр «Эксперт-оценка-сервис» размер  Кв снижен административным ответчиком до 0,42. 

При определении размера оспариваемого коэффициента оценщиком  использовался сравнительный подход. Для определения ежегодной арендной  платы за пользование земельными участками, входящими в состав земель  населенных пунктов, с разрешенным видом использования «для размещения  офисных зданий делового и коммерческого назначения» использованы  сведения объектов аналогов - земель населенных пунктов с видом  разрешенного использования «для строительства магазина», которые, имеют  одинаковую коммерческую ценность и использованы оценщиком в связи с  отсутствием сведений о сделках с земельными участками, предназначенными  для размещения административных и офисных зданий на территории  муниципального образования Аскизский район. Использование в качестве  аналогов земель населенных пунктов с видом разрешенного использования  «для строительства магазина» не свидетельствует о нарушении требований  действующего законодательства при обосновании размера коэффициента. 


Учитывая изложенное, норма решения Совета депутатов Аскизского  района Республики Хакасия от 30 марта 2017 г. № 73-рс, которой утвержден  коэффициент вида разрешенного использования для земельных участков под  размещение офисных зданий делового и коммерческого назначения, не  противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу. 

Руководствуясь статьями 309 и 311 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по  административным делам Верховного Суда Российской Федерации, 

определила:

решение Верховного Суда Республики Хакасия от 10 января 2019 г. оставить  без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без  удовлетворения. 

Председательствующий
Судьи