ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А10-3059/18 от 03.04.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  № 302-ЭС19-3666

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва03 апреля 2019 г.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Грачева И.Л., изучив  кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной  регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия (г. Улан-Удэ) на  решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 06.09.2018, постановление  Четвертого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2018 и постановление  Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 12.02.2019 по делу 

 № А10-3059/2018,

 у с т а н о в и л:

Муниципальное учреждение «Комитет по управлению имуществом и  землепользованию Администрации г. Улан-Удэ» (далее – Комитет) обратилось  в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением, уточненным в порядке  статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  (далее – АПК РФ), о признании незаконными отказов Управления Федеральной  службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике  Бурятия (далее – Управление) в государственной регистрации перехода права  собственности на объекты недвижимого имущества, изложенных в  уведомлениях от 15.05.2018  № КУВД-03/106/001/2017-57074, от 16.05.2018 

 № КУВД-03/106/001/2018-4079, от 15.05.2018  № КУВД03/106/001/2017-57069,  от 15.05.2018  № КУВД-03/106/001/2017-57061, от 16.05.2018 

 № КУВД-03/106/001/2018-4068; об обязании Управления осуществить  государственную регистрацию перехода права собственности. 

Арбитражный суд Республики Бурятия решением от 06.09.2018,  оставленным без изменения постановлениями Четвертого арбитражного 


апелляционного суда от 21.11.2018 и Арбитражного суда Восточно-Сибирского  округа от 12.02.2019, удовлетворил требования Комитета.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской  Федерации, Управление, ссылаясь на нарушение судами трех инстанций норм  материального и процессуального права, просит отменить указанные судебные  акты и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных  Комитетом требований.

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 АПК РФ по результатам изучения  кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит  определение об отказе в передаче жалобы для рассмотрения в судебном  заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если  изложенные в жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм  материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на  исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных  актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении  компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а  также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.

Изучив доводы жалобы и принятые по делу судебные акты, судья  Верховного Суда Российской Федерации считает, что оснований для передачи  жалобы Управления на рассмотрение в судебном заседании Судебной коллегии  по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации не имеется.

Как следует из обжалуемых судебных актов, в связи с признанием  многоквартирного дома аварийным Комитет заключил с собственниками пяти  квартир, расположенных в данном доме, соглашения об изъятии недвижимости  для муниципальных нужд городского округа «Город Улан-Удэ». Данными  соглашениями установлено, что Комитет изымает путём выкупа жилые  помещения, доли в праве общей собственности на общее имущество в  многоквартирном доме, доли в праве общей собственности на земельный  участок с кадастровым номером 03:24:021630:749. Собственникам выплачены  установленные соглашениями денежные суммы.

Управление отказало Комитету в государственной регистрации перехода  к муниципальному образованию права собственности на изъятые жилые  помещения, сославшись на то, что в нарушение статьи 42 Федерального закона  от 13.07.2015  № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»  (далее – Закон  № 218-ФЗ) при заключении соглашений об изъятии квартирсделок, направленных на возмездное отчуждение всеми участниками долевой  собственности своих долей в праве общей долевой собственности на квартиру,  не соблюдено правило об обязательном нотариальном удостоверении таких  сделок.

Комитет, полгая, что отказы в регистрации перехода к муниципальному  образованию права собственности на изъятое имущество являются  незаконными, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив по  правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела, руководствуясь  статьями 198, 200, 201 АПК РФ, статьями 14, 32 Жилищного кодекса 


Российской Федерации, статьями 56.9-56.11 Земельного кодекса Российской  Федерации, статьями 42, 60 Закона  № 218-ФЗ, пришли к выводу о  незаконности отказов Управления в государственной регистрации перехода  права собственности на жилые помещения к муниципальному образованию и  обязании Управления устранить допущенное нарушение прав и законных  интересов Комитета.

Суды исходили из следующего: муниципальное образование в лице  Комитета заключило спорные соглашения для обеспечения защиты  конституционного права собственников помещений в многоквартирном доме  на жилье; установленное статьей 42 Закона  № 218-ФЗ требование к  нотариальному удостоверению сделок по отчуждению долей в праве на  недвижимое имущество направлено на защиту преимущественного права  приобретения этой доли другим долевым собственником; поскольку изъятие  производится Комитетом путем выкупа жилых помещений, в том числе доли в  праве на эти помещения, у всех собственников, которые не являются  несовершеннолетними и не признанны ограниченными в дееспособности,  преимущественное право на приобретение доли в праве другими долевыми  собственниками не может быть нарушено; статьей 60 Закона  № 218-ФЗ,  регламентирующей особенности государственной регистрации прав и  государственного кадастрового учета при изъятии недвижимого имущества для  государственных или муниципальных нужд, не предусмотрено требование об  обязательном нотариальном удостоверении соглашений об изъятии имущества  для государственных и муниципальных нужд.

Суд кассационной инстанции признал выводы судов первой и  апелляционной инстанций законными и обоснованными.

Доводы кассационной жалобы не опровергают приведенные выводы  судов, не подтверждают существенных нарушений судами норм материального  и процессуального права, повлиявших на исход дела.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.6, 291.8  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья  Верховного Суда Российской Федерации

о п р е д е л и л:

отказать Управлению Федеральной службы государственной  регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия в передаче  кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной  коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации И.Л. Грачева