ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А12-30187/18 от 22.11.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 № 306-ЭС19-11845

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва22 ноября 2019 года

Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М. В., изучив по  материалам истребованного дела кассационную жалобу Управления  Федерального казначейства по Волгоградской области (далее – УФК по  Волгоградской области, казначейство) на решение Арбитражного суда  Волгоградской области от 06.11.2018 по делу  № А12-30187/2018,  постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2019  и постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 15.04.2019 по тому  же делу

по заявлению Комитета строительства Волгоградской области (далее –  Комитет строительства, комитет) к казначейству о признании  недействительным представления от 30.07.2018  № 29-11-53/23-16700,

с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований  относительно предмета спора, - Комитета финансов по Волгоградской области,  Министерства просвещения Российской Федерации, Администрации  Волгоградской области,

установила:

решением Арбитражного суда Волгоградской области от 06.11.2018,  оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного 


апелляционного суда от 22.01.2019 и постановлением Арбитражного суда  Поволжского округа от 15.04.2019, заявленные требования удовлетворены в  полном объеме.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской  Федерации, УФК по Волгоградской области ставит вопрос об отмене  указанных судебных актов, ссылаясь на нарушение судами норм материального  и норм процессуального права.

Письмом от 15.07.2019 дело  № А12-30187/2018 Арбитражного суда  Волгоградской области истребовано в Верховный Суд Российской Федерации.

По смыслу части 1 статьи 291.1, части 7 статьи 291.6, статьи 291.11  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная  жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной  коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней  доводы подтверждают наличие существенных нарушений норм материального  права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, без  устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и  законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной  экономической деятельности.

Как следует из материалов дела, в рамках подпрограммы «Обеспечение  государственной поддержки семей, имеющих детей» государственной  программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан»  постановлением Администрации Волгоградской области от 08.02.2016  № 46-п  утверждена государственная программа Волгоградской области «Обеспечение  доступным и комфортным жильем жителей Волгоградской области» на 2016 –  2020 годы» (далее – государственная программа Волгоградской области).

Одной из подпрограмм государственной программы Волгоградской  области является подпрограмма «Обеспечение жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – подпрограмма  государственной программы Волгоградской области).

Ответственным исполнителем подпрограммы государственной  программы Волгоградской области является Комитет строительства  Волгоградской области.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009

 № 1203 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из  федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на 


предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без  попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма 

специализированных жилых помещений (далее – Правила  № 1203), в  соответствии с пунктом 8 (1) которых предоставление субсидий  осуществляется в соответствии с установленным пунктом 5 Правил  распределением субсидий между бюджетами субъектов Российской Федерации  и соглашением, заключенным в соответствии с типовой формой, утвержденной  Министерством финансов Российской Федерации.

В целях предоставления субсидии между Министерством образования и  науки Российской Федерации и Администрацией Волгоградской области  заключено соглашение от 08.04.2016  № 07 G22.24.0026 (далее – соглашение о  предоставлении субсидии), согласно которому объем субсидии из  федерального бюджета составляет 120 295 300 рублей, минимальный объем  бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете Волгоградской области  на исполнение софинансируемых расходных обязательств, составляет 51 55 100  рублей.

УФК по Волгоградской области на основании приказа от 25.01.2018   № 57-ОД (в соответствии с поручением Федерального казначейства от  13.12.2017  № 07-04-05/17-960) провело проверку соблюдения Комитетом  строительства как ответственным исполнителем программы условий  софинансирования из областного бюджета расходных обязательств  Волгоградской области, на выполнение которых предоставлялась субсидия.

По итогам проверки казначейство пришло к выводу о допущенном  комитетом нарушении в части несоблюдения условий соглашения о  предоставлении субсидии, которое выразилось в необеспечении уровня  софинансирования за счет средств бюджета Волгоградской области, что  привело к перерасходу средств субсидии из федерального бюджета.

Казначейство установило, что в 2016 году Комитетом строительства  произведены кассовые выплаты на сумму 153 177 612 рублей 32 копейки, в том  числе за счет средств федерального бюджета 120 295 300 рублей, за счет  средств областного бюджета 32 882 312 рублей. Минимальный размер расходов  за счет собственных средств бюджета Волгоградской области на  финансирование мероприятия, предусмотренный соглашением о  предоставлении субсидии, не обеспечен. Фактический уровень  софинансирования за счет средств субсидии из федерального бюджета 


расходных обязательств Волгоградской области в 2016 году составил 

В адрес комитета вынесено представление от 30.07.2018  № 29-11-53/23- 16700, в котором казначейство указало на необходимость принять меры по  устранению допущенного нарушения.

Признавая представление казначейства не соответствующим  действующему законодательству, суды руководствовались статьями 132, 270.2  Бюджетного кодекса Российской Федерации, Правилами предоставления и  распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов  Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и  детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам  найма специализированных жилых помещений, утвержденных постановлением  Правительства Российской Федерации от 31.12.2019  № 1203 (далее – Правила   № 1203), положениями государственной программы Волгоградской области  «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Волгоградской  области» на 2016 - 2020 годы, утвержденной постановлением администрации  Волгоградской области от 08.02.2016  № 46-п, условиями соглашения от  08.04.2016  № 07 G22.24.0026.

Исследовав обстоятельства дела и оценив имеющиеся доказательства в  соответствии со статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, суды нашли, что Комитетом строительства не  были нарушены условия предоставления субсидии.

По условиям соглашения о предоставлении субсидии субсидия из  федерального бюджета предоставляется, в частности, при наличии в бюджете  субъекта Российской Федерации на 2016 год бюджетных ассигнований на  исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации не менее  минимального объема, наличие утвержденной государственной программы  субъекта Российской Федерации, софинансируемой за счет субсидии и  предусматривающей мероприятия по предоставлению благоустроенных жилых  помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям,  оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые должны  обеспечивать отсутствие или сокращение задолженности региона перед  получателями мер социальной поддержки.

Эти и другие условия были выполнены Волгоградской областью,  результатом чего явилось перечисление субсидии из федерального бюджета на  счет Комитета строительства.


Иных условий представления субсидии, касающихся, в частности,  соблюдения уровня софинансирования из бюджета Волгоградской области,  соглашением о предоставлении субсидии не предусмотрено. Порядок  расходования бюджетных средств субсидии не установлен. Специальные  предписания Комитету строительства исполнять расходные обязательства  Волгоградской области определенным образом в соглашении не содержатся.

Суды согласились с тем, что Волгоградская область не обеспечила  финансирование мероприятий, на выполнение которых предоставлялась  субсидия, в объеме, предусмотренном соглашением о предоставлении  субсидии. Однако обжалуемое представление адресовано Комитету  строительства, который является главным распорядителем средств бюджета  Волгоградской области и вправе распоряжаться лишь теми бюджетными  ассигнованиями, которые доведены до него в установленном порядке.  Полномочий по финансированию у комитета не имеется.

В кассационной жалобе УФК по Волгоградской области возражает  против выводов судов, указывая, что уровень софинансирования расходного  обязательства является ключевым показателем, исходя из которого  определяется объем субсидии, подлежащей предоставлению из федерального  бюджета бюджету Волгоградской области. По условиям соглашения о  предоставлении субсидии установлен минимальный объем бюджетных  ассигнований, который должен быть предусмотрен в бюджете Волгоградской  области на 2016 год на выполнение мероприятий по обеспечению жильем  детей-сирот. Этот минимальный объем бюджетных ассигнований исчислен  исходя из уровня софинансирования, установленного в соответствии с  Правилами  № 1203. В случае, если объем бюджетных ассигнований,  предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации, не обеспечивает  уровень софинансирования, Правила  № 1203 предписывают сократить размер  предоставляемой субсидии.

Как отмечает казначейство, в окончательной форме уровень  софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации  за счет двух бюджетов (федерального и регионального) согласуется и  утверждается сторонами в соглашении о предоставлении субсидии в виде  денежных сумм, подлежащих использованию при исполнении расходного  обязательства субъекта Российской Федерации. Суммы средств,  предоставляемые за счет каждого из бюджетов, не могут быть произвольно  изменены в одностороннем порядке одной из сторон. Соглашением о 


предоставлении субсидии непосредственно предусмотрена обязанность  Волгоградской области обеспечить расходование средств бюджета  Волгоградской области в размере не меньше минимального объема. 

По мнению казначейства, соглашение о предоставлении субсидии и  Правила  № 1203 устанавливают принцип соблюдения долей между средствами  субсидии и собственными средствами бюджета Волгоградской области при  расходовании бюджетных средств, то есть принцип соблюдения пропорции  между средствами двух бюджетов при софинансировании расходных  обязательств Волгоградской области, который в настоящем деле был нарушен. 

При соблюдении указанных условий, в случае сокращения общего объема  расходов в результате, например, эффективного использования бюджетных  средств, такое сокращение не может возникнуть только у буюджета субъекта  Российской Федерации, оно возникает также и в отношении средств  федерального бюджета. При этом уровень софинансирования должен  применяться и к общему остатку неиспользованных бюджетных средств.  Возникновение остатка средств только у субъекта Российской Федерации  указывает на нарушение баланса интересов Российской Федерации,  предоставившей субсидии, которые были израсходованы в полном объеме, а  собственные средства субъекта Российской Федерации незаконно  сэкономлены.

Казначейство выражает несогласие с позицией судов о том, что у  Комитета строительства отсутствовали обязательства в рамках соглашения о  предоставлении субсидии. Соглашение заключено с Волгоградской областью –  публично-правовым образованием, которое реализует свои полномочия через  систему органов государственной власти. Комитет является органом  государственной власти, уполномоченным на осуществление от имени  Волгоградской области полномочий при реализации мероприятий  подпрограммы государственной программы Волгоградской области  «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Волгоградской  области» на 2016 – 2020 годы». В соглашении о предоставлении субсидии  указаны реквизиты Комитета строительства, денежные средства субсидии  поступили из федерального бюджета непосредственно на его лицевой счет.  Оплата расходных обязательств, возникающих вследствие реализации  подпрограммы, осуществлялась комитетом. Следовательно, условия  соглашения о предоставлении субсидии, касающиеся порядка 


софинансирования мероприятий подпрограммы, распространяют свое действие  на комитет.

Приведенные доводы заслуживают внимания и свидетельствуют о  наличии оснований для передачи кассационной жалобы на рассмотрение  Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 291.6, 291.9 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации

определила:

передать кассационную жалобу Управления Федерального казначейства  по Волгоградской области с делом на рассмотрение Судебной коллегии по  экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда М. В. Пронина Российской Федерации