ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А14-7336/19 от 11.05.2021 Верховного Суда РФ


ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

№ 310-ЭС21-4995

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва

Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С., изучив кассационную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области
от 29.01.2020, постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2020 и постановление Арбитражного суда Центрального округа от 13.01.2021 по делу № А14-7336/2019

УСТАНОВИЛ:

Индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Воронов Петр Павлович (далее - ИП глава К(Ф)Х Воронов П.П., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконными действий Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области (далее - ДИЗО, Департамент, уполномоченный орган), выраженных в письменном отказе от 25.01.2019 N 52-17-1052з ИП главе К(Ф)Х Воронову П.П. продать земельный участок с кадастровым номером 36:13:3100021:80, и обязании принять решение о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 36:13:3100021:80 по цене 15% от его кадастровой стоимости, а также совершить действия по заключении договора купли-продажи земельного участка (с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Решением Арбитражного суда Воронежской области от 29.01.2020, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2020 и постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 13.01.2021, требования предпринимателя удовлетворены.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, заявитель просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, ссылаясь на существенное нарушение норм материального и процессуального права.

В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что судами сделаны неверные выводы о том, что ИП глава КВХ Воронов П.П. представил документы, подтверждающие использование земельного участка, из которого образован спорный земельный участок, до возникновения муниципальной (и государственной собственности) (договоры аренды земельного участка №14 от 14.12.2015,№4 от 02.12.2016).

Воронежской области на праве собственности принадлежит земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 36:13:3100021:80 площадью 1308160 кв.м, расположенный по адресу: Воронежская область, Каширский район, в границах ООО «Колдезянское».Данное право возникло у Воронежской области на основании постановления администрации Колодезянского сельского поселения Каширского муниципального района Воронежской области №46 от 05.04.2017 «О передаче земельных участков, находящихся в собственности Колодезянского сельского поселения Каширского муниципального района Воронежской области».

В свою очередь право муниципальной собственности возникло у Колодезянского сельского поселения Каширского муниципального района Воронежской области(далее- Администрация) на основании решений Каширского районного суда Воронежской области по делам №2-333/2016 от 27.09.2016, №2-435/2016, №2-437/2016, №2-438/2016 от 20.10.2016 о признании за муниципальным образованием Колодезянским сельским поселением права муниципальной собственности в общей сложности на 32 невостребованной земельной доли, размером 5,84 га в границах землепользования бывшего ООО «Колодезянский»Каширского района Воронежской области.

Земельный участок с кадастровым номером 36:13:3100021:80 был образован и поставлен на кадастровый учет 23.03.2017.

Согласно статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее- Закон №101-ФЗ), земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5.1 статьи 10 Закона №101-ФЗ земельный участок, находящейся в муниципальной собственности и выделенный за счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, передается использующим такой земельный участок сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству в собственность или в аренду без проведения торгов в случае, если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство обратились в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи или договора аренды такого земельного участка в течение шести месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок. При этом цена такого земельного участка устанавливается в размере не более 15 процентов его кадастровой стоимости, а арендная плата- в размере 0,3 процента его кадастровой стоимости.

Администрация приобрела в собственность земельные участки сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 36:13:3100021:80 на основании решения Каширского районного суда Воронежской области от октября 2016 года в счет невостребованных земельных долей.

Земельный участок был передан в собственность Воронежской области на основании заключенного 03.06.2015 между Департаментом имущественно -земельных отношений Воронежской области, Администрацией Каширского муниципального района Воронежской области, соглашения об оформлении невостребованных земель на территории Воронежской области в рамках основного мероприятия «оформление невостребованных земельных долей» государственной программы Воронежской области «Управление государственным имуществом».

В силу указанного соглашения Департамент имущественно -земельных отношений Воронежской области обязан организовать работы по оформлению невостребованных земельных долей в собственность сельских (городских) поселений в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Программой (пункт 2.1) по передаче части образованных земельных участков из муниципальной собственности в собственность Воронежской области, а Администрация сельского поселения обязалась в течение шести месяцев после получения свидетельства на право собственности на земельные участки передать 70% таких земельных участков в собственность Воронежской области (п.2.3).

Испрашиваемый земельный участок был передан в государственную собственность Воронежской области из муниципальной собственности Колодезянского сельского поселения Каширского муниципального района Воронежской области. Право собственности на испрашиваемый земельный участок было зарегистрировано 09.11.2018.

На дату подписания представленных заявителем договоров аренды (№14 от 14.12.2015, №4 от 02.12.2016) право распоряжаться переданным в аренду спорными земельными участками у Администрации Колодезянского сельского поселении Каширского муниципального района не подтверждено.

Земельный участок, из которого образован спорный земельный участок, находились у работников ООО «Колодезянское» на праве долевой собственности до вынесений решений Каширского районного суда Воронежской области в октябре 2016 года о признании земельных долей невостребованными.

Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в частной собственности и принадлежащих нескольким собственникам, осуществляется по соглашению между ними об образовании земельного участка, за исключением выдела земельных участков в счет доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения в порядке, предусмотренном законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Земельная доля без выделения земельного участка в счет земельной доли не может являться объектом купли-продажи или аренды (статья 12 Закона №101-ФЗ).

Заявителем не подтверждена тождественность земельного участка, выделенных в счет невостребованных земельных долей, и земельных участков, используемых сельскохозяйственной организацией, следовательно, у Администрации отсутствовали предусмотренные пунктом 5.1 статьи 10 Закона №101-ФЗ законные основания для предоставления заявителю спорного земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в порядке, предусмотренной указанной нормой.

Заявителем не доказано использование земельного участка до момента государственной регистрации права муниципальной собственности на него.

Основания для предоставления в собственность без проведения торгов испрашиваемого земельного участка в соответствии с пунктом 4 и пунктом 5.1 статьи 10 Закона №101-ФЗ, а также подпункта 9 пункта 2 статьи 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации отсутствуют.

Вместе с тем заявителю разъяснено право обратится в Департамент с заявлением о предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка без проведения торгов на основании подпункта 10 пункта 2 статьи 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.

При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов оснований, по которым жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, не установлено.

Как следует из обжалуемых актов, на основании решений Каширского районного суда Воронежской области по делам 2-233/2016 от 27.09.2016, N 2-435/2016, 2-437/2016, 2-438/2016 от 20.10.2016 за муниципальным образованием Колодезянским сельским поселением признано право муниципальной собственности в общей сложности на 32 невостребованной земельной доли, размером 5,84 га каждая в границах землепользования бывшего ООО "Колодезянский" Каширского района Воронежской области.

Впоследствии Колодезянское сельское поселение выделило принадлежавшие ей 32 невостребованные земельные доли из исходного земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 36:13:0000000:134 в два земельных участка сельскохозяйственного назначения: с кадастровым номером 36:13:3100021:80 площадью 1308160 кв. м и с кадастровым номером 36:13:3100021:81 площадью 560640 кв. м, расположенных по адресу: Воронежская область, Каширский район, в границах ООО "Колодезянское".

Администрация Колодезянского сельского поселения разместила в газете "Воронежский курьер" N 14 от 04.10.2017 публикацию о возможности приобретения двух земельных участков с кадастровыми номерами 36:13:3100021:81 и 36:13:3100021:80 на основании пункта 5.1 статьи 10 Закона №101-ФЗ.

18.09.2017 ИП глава К(Ф)Х Воронов П.П. письменно обратился в Администрацию Колодезянского сельского поселения с просьбой продать земельные участки с кадастровыми номерами 36:13:3100021:81 и 36:13:3100021:80, как главе крестьянского (фермерского) хозяйства, использующему данные земельные участки.

По договору купли-продажи земельного участка (из категории земель сельскохозяйственного назначения) от 22.09.2017 земельный участок с кадастровым номером 36:13:3100021:81 был приобретен предпринимателем в соответствии с пунктом 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ.

На основании постановления администрации Колодезянского сельского поселения от 05.04.2017 N 46 "О передачи земельных участков, находящихся в собственности Колодезянского сельского поселения Каширского муниципального района Воронежской области" Воронежской области принадлежит на праве государственной собственности земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 36:13:3100021:80 площадью 1308160 кв. м, расположенный по адресу: Воронежская область, Каширский район, в границах ООО "Колодезянское".

12.01.2018 предприниматель обратился в Департамент с заявлением о продаже земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 36:13:3100021:80 в порядке, предусмотренном пунктом 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ с приложением документов, обосновывающих использования указанного земельного участка.

Департамент имущества области в письме N 52-17-2280з от 14.02.2018 года предложил заявителю представить данные, позволяющие идентифицировать используемый заявителем земельный участок согласно представленным документам.

13.03.2018 предприниматель в ответном письме дополнительно представил договор аренды земельных участков от 24.03.2017 года в отношении земельного участка с кадастровым номером 36:13:3100021:80 и земельного участка с кадастровым номером 36:13:3100021:81, а также заключение кадастрового инженера от 12.03.2018 года о соответствии местоположения земельного участка площадью 172 га по договору аренды N 4 от 02.12.2016 года с земельными участками с кадастровыми номерами 36:13:3100021:80 и 36:13:3100021:81.

Департамент имущества области в письме N 52-17-5340з от 10.04.2018 указал, что испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером 36:13:3100021:80 является предметом судебного разбирательства, в отношении которого приняты обеспечительные меры и разрешение вопроса по предоставлению земельного участка возможно только после вынесения и вступления в силу соответствующего судебного решения.

12.12.2018 ИП глава К(Ф)Х Воронов П.П. повторно обратился с заявлением о продаже без торгов земельного участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 36:13:3100021:80 по цене 1 589 414 руб. 40 коп., составляющей 15% от кадастровой стоимости участка в порядке, предусмотренном пунктом 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ.

Как следует из ответа Департамента имущества области от 25.01.2019 года N 52-17-1052з, испрашиваемый земельный участок был передан в государственную собственность Воронежской области из муниципальной собственности Колодезянского сельского поселения Каширского района Воронежской области, правами третьих лиц испрашиваемый участок не обременен, таким образом оснований для предоставления в собственность без проведения торгов не усматривается.

Посчитав отказ от 25.01.2019 N 52-17-1052з об отказе в продаже испрашиваемого земельного участка незаконным и нарушающим права и законные интересы предпринимателя ИП глава К(Ф)Х Воронов П.П. обратился с арбитражный суд с настоящими требованиями.

Удовлетворяя заявленные требования, суды обоснованно исходили из следующего.

В соответствии с подпунктом 8 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

В силу пункта 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ земельный участок, находящийся в муниципальной собственности и выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, в порядке, установленном данным Федеральным законом, передается использующим такой земельный участок сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству в собственность или аренду без проведения торгов в случае, если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство обратились в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи или договора аренды такого земельного участка в течение шести месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок. При этом цена такого земельного участка устанавливается в размере не более 15% его кадастровой стоимости, а арендная плата - в размере 0,3% его кадастровой стоимости.

В качестве доказательств использования ИП главой К(Ф)Х Вороновым П.П. спорной земельной доли до момента государственной регистрации права муниципальной собственности на нее и в целях подтверждения соответствия ИП главы К(Ф)Х Воронова П.П. требованиям Закона N 101-ФЗ, предприниматель представил договоры аренды земельного участка N 14 от 14.12.2015, N 4 от 02.12.2016, и договор от 24.03.2017; платежные документы N 34 от 25.11.2016, N 49 от 28.12.2017, N 18 от 16.03.2018; заключение кадастрового инженера о 12.03.2018 о соответствии местоположения земельного участка площадью 172 га по договору аренды №4 от 02.12.2016 с земельными участками с кадастровыми номерами 36:13:3100021:80 и 36:13:3100021:81.

Кроме того, как верно указали суды, признание факта использования предпринимателем земельных участков 36:13:3100021:80 и 36:13:3100021:81 нашло свое отражения в действиях администрации Колодезянского сельского поселения Каширского муниципального района Воронежской области, которая заключила с ИП главой КФХ Вороновым П.П. договор купли-продажи земельного участка 36:13:3100021:81 (из категории земель сельскохозяйственного назначения) от 22.09.2017 года в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ.

Исследовав и оценив доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодека Российской Федерации, руководствуясь указанными выше нормами законодательства , суды пришли к правомерному выводу о том, что ИП глава К(Ф)Х Воронов П.П. обладает правом на приобретение в собственность земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 36:13:3100021:80 в порядке, предусмотренном пунктом 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ.

Суды отклонили довод Департамента имущества области о невозможности предоставления спорного земельного участка в порядке пункта 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ в связи с нахождением земельного участка в государственной собственности, указав, что в данном случае передача муниципального имущества в государственную собственность Воронежской области повлекло за собой сингулярное правопреемство в отношении спорного земельного участка.

В связи с отказом в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, ходатайство Департамента о приостановлении исполнения судебного акта удовлетворению не подлежит.

Доводы заявителя жалобы не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.1, 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации

ОПРЕДЕЛИЛ:

Отказать в передаче кассационной жалобы Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.С. Чучунова