ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А17-11149/19 от 15.06.2021 Верховного Суда РФ


ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

№ 301-ЭС21-8142

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва

Судья Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г., изучив кассационную жалобу Администрации города Иваново (далее также – администрация) и кассационную жалобу Управления жилищной политики и ипотечного кредитования Администрации города Иваново (далее – Управление жилищной политики, управление) на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 12.11.2020 и постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16.03.2021 по делу № А17-11149/2019 Арбитражного суда Ивановской области

по заявлению управления к Службе государственного финансового контроля Ивановской области (далее также – контрольный орган) о признании недействительным предписания от 08.10.2019 № 05-01/01-18-11,

с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, – Департамента социальной защиты населения Ивановской области, Администрации города Иваново,

установил:

решением Арбитражного суда Ивановской области от 13.08.2020 заявленное требование удовлетворено.

Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 12.11.2020, оставленным в силе постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16.03.2021, решение суда отменено, в удовлетворении заявления Управления жилищной политики отказано.

Администрация города Иваново и Управление жилищной политики обратились в Верховный Суд Российской Федерации с кассационными жалобами на судебные акты апелляционной и кассационной инстанций, в которых просят об их отмене, ссылаясь на незаконность, существенное нарушение судами норм права.

Согласно пункту 1 части 7 статьи 2916 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы, представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационных жалобе, представлении доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.

При изучении доводов и принятых по делу судебных актов не установлено оснований, по которым кассационные жалобы администрации и управления могут быть переданы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Как следует из судебных актов, в 2018, 2019 гг. муниципальному образованию городской округ Иваново из бюджета Ивановской области предоставлялись субвенции на финансирование переданных государственных полномочий по однократному обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – дети-сироты и лица из их числа) благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, в рамках реализации государственной программы Ивановской области «Социальная поддержка граждан в Ивановской области». О предоставлении субвенций между Департаментом социальной защиты населения Ивановской области и Администрацией города Иваново заключены соглашения от 22.03.2018 № 83 и от 28.02.2019 № 53. Уполномоченным органом, ответственным за исполнение соглашений и предоставление отчетности, определено Управление жилищной политики.

Служба государственного финансового контроля Ивановской области провела проверку в отношении управления на предмет законности использования средств субвенций, по итогам которой установлено нарушение пункта 3 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 4 статьи 81 Закона Ивановской области от 14.03.1997 № 7-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ивановской области» (далее – Закон Ивановской области от 14.03.1997 № 7-ОЗ), условий соглашений, выразившееся в приобретении жилых помещений по стоимости, превышающей норматив стоимости одного квадратного метра, учтенный в методике распределения субвенций бюджетам муниципальных образований Ивановской области на осуществление переданных государственных полномочий по обеспечению жильем указанной категории лиц.

По факту нарушения контрольный орган выдал предписание от 08.10.2019 № 05-01/01-18-11, которым обязал управление принять меры по возмещению причиненного ущерба Ивановской области в общей сумме 20 412 219,82 руб.

Признавая предписание соответствующим действующему законодательству, суд апелляционной инстанции руководствовался статьями 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 86, 242, 2651, 2702 Бюджетного кодекса Российской Федерации, положениями подпрограммы «Реализация государственной политики в интересах семьи и детей» государственной программы Ивановской области «Социальная поддержка граждан в Ивановской области», утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 15.10.2013 № 393-п, Закона Ивановской области от 14.03.1997 № 7-ОЗ, и исходил из установленных обстоятельств дела, свидетельствующих о наличии в действиях Управления жилищной политики вмененного нарушения, а также о законности и обоснованности требования контрольного органа о возмещении вреда Ивановской области.

Суд учел, что предоставленные муниципальному образованию городской округ Иваново по соглашениям от 22.03.2018 № 83 и от 28.02.2019 № 53 суммы субвенций рассчитаны в соответствии с методикой, установленной Законом Ивановской области от 14.03.1997 № 7-ОЗ, исходя из численности детей-сирот и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в 2018, 2019 гг., 59 и 27 граждан соответственно; социальной нормы жилья в размере 33 кв.м; норматива средней стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по Российской Федерации, утвержденного на III квартал 2017 г. и на III квартал 2018 г. приказами Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 27.06.2017 № 925/пр и от 04.07.2018 № 387/пр соответственно.

По результатам исполнения соглашений управлением в 2018 г. приобретено 51 жилое помещение, в 2019 г. – 1 жилое помещение. Фактические расходы на приобретение жилых помещений осуществлены с превышением норматива, установленного Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, который в 2018 г. составил 30 688 руб. за 1 кв.м, в 2019 г. 32 529 руб. за 1 кв.м.

Применительно к пункту 3 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации суд согласился с выводами Службы государственного финансового контроля Ивановской области о том, что финансирование расходов на приобретение жилья в части превышения стоимости, определенной с применением норматива стоимости 1 кв.м, должно было быть осуществлено за счет средств бюджета муниципального образования городской округ Иваново. Однако Управление жилищной политики профинансировало данные расходы за счет денежных средств, полученных по соглашениям от 22.03.2018 № 83 и от 28.02.2019 № 53, одновременно не обеспечив приобретение жилых помещений в количестве, учтенном при расчете размера субвенций.

Суд нашел, что указанные действия управления причинили ущерб Ивановской области ввиду сокращения количества детей-сирот и лиц из их числа, получивших меры социальной поддержки в 2018 и 2019 гг., неисполнения нормативных обязательств субъекта Российской Федерации перед лицами, в отношении которых были выделены бюджетные средства на приобретение жилья, но оно не было приобретено, а также ввиду уменьшения неизрасходованного остатка средств субвенций, подлежащего возврату в областной бюджет в случае невозможности приобретения жилых помещений по объективным причинам.

Сумма ущерба определена контрольным органом как разница между фактической стоимостью жилого помещения и стоимостью, определенной исходя из норматива стоимости 1 кв.м, учтенного в размере субвенций. Произведенный расчет суммы ущерба проверен судом и признан обоснованным. Иной расчет со стороны Управления жилищной политики в судебное разбирательство не представлен.

Суд кассационной инстанции, проверив постановление суда апелляционной инстанции, правильность изложенных в нем выводов подтвердил.

Обжалуемые судебные акты свидетельствуют о надлежащей правовой квалификации юридически значимых обстоятельств дела, основанной на правильном применении норм материального и процессуального права.

Доводы кассационных жалоб о несоответствии сумм субвенций, выделенных городу Иваново на приобретение жилых помещений для детей-сирот и лиц из их числа, не соответствуют ситуации на региональном рынке жилья и фактическим расходам, которые муниципальное образование должно нести в связи с предоставлением мер социальной поддержки, не указывают на допущенное судами нарушение.

Существо данных доводов сводится к несогласию с методикой расчета размера субвенций, предусмотренной Законом Ивановской области от 14.03.1997 № 7-ОЗ, вследствие применения которой расходы на выполнение государственных полномочий Ивановской области частично возлагаются на местный бюджет города Иваново. Между тем Закон Ивановской области от 14.03.1997 № 7-ОЗ является действующим и обоснованно применен судами при рассмотрении дела. Соответствие данного акта Конституции Российской Федерации, федеральным законам подлежит проверке в отдельном порядке, предусмотренном действующим законодательством.

Возражения администрации и управления относительно размера убытков, причиненных Ивановской области, не могут быть приняты во внимание, поскольку направлены на повторное исследование обстоятельств дела, установленных судами нижестоящих инстанций. Переоценка доказательств и установление новых обстоятельств дела в полномочия кассационной инстанции Верховного Суда Российской Федерации не входит.

Сведений о наличии оснований для отмены либо изменения судебных актов Судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации, предусмотренных статьей 29111 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, доводы жалоб не содержат.

Руководствуясь статьями 2916, 2918 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации

определил:

отказать в передаче кассационной жалобы Администрации города Иваново и кассационной жалобы Управления жилищной политики и ипотечного кредитования Администрации города Иваново для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда Российской Федерации

Ю.Г. Иваненко