ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А19-12455/2021 от 13.05.2022 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  № 302-ЭС22-5834

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва13 мая 2022 года

Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М.В.,  рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью  «Байкальская энергетическая компания» на решение Арбитражного суда  Иркутской области от 25.08.2021 по делу  № А19-12455/2021, постановление  Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2021 и постановление  Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 31.01.2022 по тому же делу

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Байкальская  энергетическая компания» (далее – общество) к Байкальской межрегиональной  природоохранной прокуратуре об оспаривании представления об устранении  нарушений природоохранного законодательства от 26.03.2021 

 № 07-32-2021/323-21, выданного межрайонным природоохранным прокурором  Братской межрайонной природоохранной прокуратуры Мартюшовым В.Б.  (далее – прокурор), в части установления нарушений частей 1, 2 статьи 69.2  Федерального закона от 10.01.2002  № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»  (далее – Закон  № 7-ФЗ), пункта 6 части 1 постановления Правительства  Российской Федерации от 31.12.2020  № 2398 «Об утверждении критериев  отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую  среду, к объектам I, II, III и IV категорий» (далее – Критерии  № 2398), 

при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего  самостоятельных требований относительно предмета спора,Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере  природопользования по Иркутской области и Байкальской природной  территории (далее – управление),


установила:

решением Арбитражного суда Иркутской области от 25.08.2021,  оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного  апелляционного суда от 12.11.2021 и постановлением Арбитражного суда  Восточно-Сибирского округа от 31.01.2022, в удовлетворении заявленных  требований отказано. 

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской  Федерации, общество просит об отмене судебных актов, ссылаясь на  нарушение судами норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам  дела.

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы  судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе  в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании  Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные  в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений  норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на  исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных  актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят  подтверждения в материалах дела.

Основания для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном  порядке по доводам жалобы отсутствуют.

Как следует из судебных актов, в связи со сменой эксплуатирующей  организации по объекту, оказывающему негативное воздействие на  окружающую среду, общество 23.09.2020 направило в управление заявку по  актуализации сведений в государственном реестре, по результатам  рассмотрения которой подтверждено соответствие объекта ранее присвоенной  категории II (свидетельство от 29.09.2020 EJWF1D41).

Прокуратура, проанализировав состояние законности и результаты  проверок крупных промышленных предприятий, осуществляющих  хозяйственную деятельность на поднадзорной территории, выявила ряд  нарушений в деятельности управления при осуществлении федерального  государственного экологического надзора в области охраны атмосферного  воздуха.

По результатам проверки прокуратурой в адрес общества внесено  представление от 26.03.2021, в котором содержится требование о принятии  конкретных и незамедлительных мер по устранению допущенных нарушений  закона, причин и условий, им способствующих, в том числе, принятии мер к  постановке на учет промплощадки ТЭЦ-6 филиала общества как объекта НВОС 


I категории, актуализации перечня объектов, подлежащих федеральному  государственному экологическому надзору, отнесенных к категориям  чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска.

Полагая представление незаконным в указанной части, общество  обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.

Признавая представление соответствующим действующему  законодательству, суды руководствовались статьями 198, 200, 201  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положениями  статей 1, 4.2, 69, 69.2 Закона  № 7-ФЗ, Правилами создания и ведения  государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на  окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства Российской  Федерации от 23.06.2016  № 572, Критериями отнесения объектов,  оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II,  III и IV категорий, утвержденными постановлением Правительства Российской  Федерации от 28.09.2015  № 1029, Критериями  № 2398, Правилами  технологического функционирования электроэнергетических систем,  утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации 

от 13.08.2018  № 937, РД 153-34.1-09.312-99. Положение о согласовании и  утверждении ограничений установленной электрической мощности тепловых  электростанций (утв. РАО «ЕЭС России» 13.05.1999).

Судами установлено, что на спорном объекте (промплощадка ТЭЦ-6)  обществом осуществляется деятельность по обеспечению электрической и  тепловой энергией; турбоагрегаты, входящие в состав генерирующего  оборудования, представляют собой единый комплекс, все элементы которого  неразрывно связаны между собой физически или технологически, расположены  на одном земельном участке, объединены общим функциональным  назначением - для производства электрической и тепловой энергии;  энергетическая мощность электростанции, исходя из суммарной мощности  всего оборудования на площадке, составляет 270 МВт.

При таких обстоятельствах суды пришли к выводу о том, что  промплощадка ТЭЦ-6 филиала общества подлежала постановке на учет как  объект НВОС I категории.

Суды отметили, что, вопреки доводам общества, каждый турбоагрегат в  отдельности не может быть идентифицирован в качестве самостоятельного  объекта НВОС, о чем также свидетельствует тот факт, что обществом подана  единая заявка о постановке на учет в целом промплощадки ТЭЦ-6, как единого  объекта.

Кроме того судами принято во внимание письмо Росприроднадзора

от 17.05.2021  № МК-02-02-31/14930, в котором разъяснено, что в соответствии 


со статьей 4.2 Закона  № 7-ФЗ категория присваивается объекту в зависимости  от уровня его негативного воздействия на окружающую среду. Таким образом,  при принятии решения о присвоении объекту НВОС соответствующей  категории, необходимо учитывать максимальный уровень негативного  воздействия на окружающую среду, оказываемого таким объектом, в связи с  чем, Критерии  № 2398 (а до их вступления Критерии  № 1029) определяют в  качестве критерия отнесения объекта НВОС к соответствующей категории при  осуществлении на таком объекте хозяйственной деятельности по обеспечению  электрической энергией, газом, паром, с использованием оборудования  установленную мощность используемого на объекте НВОС генерирующего  оборудования, т.е. суммарную мощность генерации энергии объекта НВОС.

Представленные обществом заключение специалиста  № 53/21 и  экспертное заключение от 22.06.2021 судами отклонены, поскольку перед  специалистами, по сути, поставлен правовой вопрос, который должен  разрешить суд на основании оценки представленных в материалы дела  доказательств и подлежащих применению норм права.

Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, были предметом  рассмотрения судов и мотивированно отклонены.

Приведенные заявителем доводы не подтверждают существенных  нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на  исход дела, а направлены на переоценку доказательств и установленных  фактических обстоятельств спора, что в силу норм статьи 291.6 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации в полномочия Судебной  коллегии Верховного Суда Российской Федерации не входит.

Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, судья

определила:

отказать обществу с ограниченной ответственностью «Байкальская  энергетическая компания» в передаче кассационной жалобы для рассмотрения  в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам  Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда М. В. Пронина Российской Федерации