ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А19-13922/18 от 14.11.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  № 302-ЭС19-22662

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва14 ноября 2019 г.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М.В., рассмотрев  кассационную жалобу Службы государственного жилищного надзора  Иркутской области (далее – служба) на постановление Арбитражного суда  Восточно-Сибирского округа от 13.08.2019 по делу  № А19-13922/2018  Арбитражного суда Иркутской области

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Южное  управление жилищно-коммунальными системами» (далее – общество) о  признании недействительным предписания службы от 28.03.2018  № 316/18 об  устранении нарушений лицензионных требований,

установила:

решением Арбитражного суда Иркутской области от 21.09.2018,  оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного  апелляционного суда от 30.01.2019, в удовлетворении заявленного требования  отказано.

Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа  от 13.08.2019 решение и постановление Четвертого арбитражного 


апелляционного суда отменены, принят новый судебный акт об удовлетворении  заявленного требования.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской  Федерации, служба просит об отмене судебного акта округа, ссылаясь на  существенные нарушения норм права и несоответствие выводов судов  фактическим обстоятельствам дела. 

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации (далее – Арбитражный процессуальный кодекс)  по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда  Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче  кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной  коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в  кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм  материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на  исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных  актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят  подтверждения в материалах дела.

Основания для пересмотра обжалуемого судебного акта в кассационном  порядке по доводам жалобы отсутствуют.

Как следует из представленных материалов, общество осуществляет  управление в многоквартирных домах, расположенных по адресам: <...>; <...>; <...> на основании договоров управления,  соответственно, от 30.11.2015, от 14.07.2015, от 28.04.2015.

В ходе проведенной внеплановой документарной проверки общества  службой установлен факт нарушения лицензионных требований при  начислении платы (проведение индексации) за содержание общего имущества в  названных многоквартирных домах: общество в одностороннем порядке без  утверждения собственников помещений увеличило тариф на содержание  общего имущества и управления МКД, что является нарушением требований 


части 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее –  Жилищный кодекс). 

Составлен акт, обществу выдано предписание о необходимости произвести  перерасчет платы за услуги по содержанию общего имущества и управлению  МКД исходя из размера тарифов, утвержденных протоколами общего собрания  собственников помещений.

Не согласившись с предписанием, общество обратилось в арбитражный  суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявления, суды первой и апелляционной  инстанций руководствовались статьями 198, 200, 201 Арбитражного  процессуального кодекса, статьями 44, 154, 156, 192, 196 Жилищного кодекса,  Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме,  утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от  13.08.2006  № 491, условиями договоров управления и исходили из отсутствия  достоверных доказательств принятия собственниками помещений в МКД  решения об изменении размера платы за содержание и ремонт жилого  помещения; материалами дела подтверждается нарушение обществом порядка  ценообразования, выразившееся в изменении и предъявлении к оплате  потребителю стоимости услуг за содержание и ремонт помещения в размере, не  определенном на общем собрании собственниками помещений в данных МКД.

Суд округа отменил названные судебные акты на основании части 2 статьи  288 Арбитражного процессуального кодекса.

Проанализировав условия договоров управления, суд пришел к выводу о  том, что собственниками помещений в МКД на общем собрании фактически  приняты решения, предоставляющие управляющей компании право индексации  размера платы за содержание общего имущества и управление МКД в  отсутствие ежегодного оформления изменений данных цен (тарифов)  решениями общих собраний собственников, но только с учетом величины  индекса роста потребительских цен, определенной Министерством  экономического развития Российской Федерации на соответствующий год 


(пункты 4.2, 5.2 договоров управления), следовательно, увеличение обществом  размера платы за содержание общего имущества и управление МКД в  рассматриваемом случае не нарушает положений жилищного законодательства. 

Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в  определении от 05.07.2019  № 307-ЭС19-2677, управляющая компания вправе  изменять размер платы за содержание жилья, если порядок индексации и  изменения такой платы определен в договоре управления МКД; по сути это и  есть решение общего собрания о порядке изменения такой платы; договорные  условия об индексации допустимы, только если для изменения платы  применяются официальные данные об уровне инфляции.

При таких обстоятельствах суд округа признал оспариваемое предписание  не соответствующим действующему законодательству и нарушающим права и  законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.

Иное толкование заявителем норм материального права не  свидетельствует о неправильном применении их судом округа или допущенной  судебной ошибке.

Довод заявителя о нарушении норм процессуального права (выразившемся  в том, что суд округа не возвратил кассационную жалобу общества по  основанию пропуска срока на обжалование, при отсутствии поданного  ходатайства о восстановлении пропущенного срока) не является основанием  для отмены судебного акта в любом случае, как это предусмотрено частью 4  статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса.

Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, судья

определила:

отказать Службе государственного жилищного надзора Иркутской области  в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании  Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской  Федерации.

Судья Верховного Суда М.В. Пронина  Российской Федерации