ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А19-1406/18 от 08.04.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  № 302-ЭС19-3109

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва08.04.2019

Судья Верховного Суда Российской Федерации Попов В.В., изучив  кассационную жалобу Министерства лесного комплекса Иркутской области 

(г. Иркутск) на постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского  округа от 05.12.2018 по делу  № А19-1406/2018 Арбитражного суда Иркутской  области, 

установил:

закрытое акционерное общество «Усть-Илимский зверопромхоз» 

(далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском  к Службе по охране и использованию животного мира Иркутской области об  обязании заключить охотхозяйственное соглашение сроком на 49 лет 

на площадь охотничьих угодий в размере 2 251 669 га, по форме,  предусмотренной примерной формой охотхозяйственного соглашения,  утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии  Российской Федерации от 31.03.2010  № 93 (далее - приказ Минприроды России   № 93) (с учетом заявления об изменении требований в порядке статьи 49  


Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК  РФ).

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 04.06.2018 исковые  требования удовлетворены. Суд обязал ответчика заключить с обществом  охотхозяйственное соглашение сроком на 49 лет в течение 10 дней с момента  вступления решения суда в законную силу по форме, предусмотренной  примерной формой охотхозяйственного соглашения, утвержденной приказом  Минприроды России  № 93 в отношении охотничьих угодий площадью 

Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда 

от 20.09.2018 порядке статьи 48 АПК РФ произведена процессуальная замена  ответчика на правопреемника - Министерство лесного комплекса Иркутской  области (далее – министерство); решение суда первой инстанции отменено, 

в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа

от 05.12.2018 постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда 

от 20.09.2018 в части процессуального правопреемства оставлено без  изменения, в остальной части - отменено, оставлено в силе решение  Арбитражного суда Иркутской области от 04.06.2018.

Не согласившись с принятым по делу постановлением Арбитражного суда  Восточно-Сибирского округа от 05.12.2018, министерство обратилось с  кассационной жалобой в Верховный Суд Российской Федерации, ссылаясь на  нарушения судом округа норм материального права, повлиявших на исход  дела.

Изучив изложенные в жалобе доводы и принятые по делу судебные акты,  судья Верховного Суда Российской Федерации пришел к выводу 

об отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 1 части 7 статьи 291.6 


АПК РФ, по которым кассационная жалоба может быть передана для  рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим  спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судами установлено, что обществу выдана долгосрочная лицензия  на пользование объектами животного мира серии ХХ  № 1399 от 20.02.2003 

на территории Усть-Илимского района, площадью 2 251 669 га сроком  действия с 20.02.2003 по 20.02.2028, согласно которой границы территории  определены в соответствии с приложением к распоряжению заместителя главы  администрации Иркутской области от 07.02.2003  № 85-рз. В качестве объектов  животного мира, передаваемых в пользовании названы: лось, изюбрь, дикий  северный олень, косуля, кабарга, бурый медведь, волк, рысь, росомаха, лисица,  барсук, выдра, соболь, норка, колонок горностай, ласка, ондатра, белка, заяц- беляк, глухарь, тетерев, рябчик, гуси, утки, кулики, кроме видов и подвидов,  занесенных в Красную книгу Российской Федерации.

Договор о предоставлении в долгосрочное пользование территории  (акваторий), необходимой для осуществления пользования объектами  животного мира заключен с обществом 05.03.2003.

Письмами  № 02-84-392/17 от 22.11.2017 и 02-84-677/17 от 21.12.2017  обществу отказано в приеме документов для заключения охотхозяйственного  соглашения по причине того, что затребованная им площадь охотничий угодий  превышает максимально установленную площадь, определенную приказом  Минприроды России от 18.05.2012  № 137.

Считая данный отказ незаконным, обществом обратилось с настоящими  требованиями в арбитражный суд.

Руководствуясь положениями статей 27, 71 Федерального закона

от 24.07.2009  № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов 

и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской  Федерации» (далее – Закон об охоте), приказом Минприроды России  № 137,  правовой позицией, изложенной в постановлении Конституционного Суда  Российской Федерации от 25.06.2015  № 17-П «По делу о проверке 


конституционности части 3 статьи 71 Федерального закона «Об охоте и о  сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные  законодательные акты Российской Федерации», придя к выводу о наличии 

у общества права на заключение охотхозяйственного соглашения на всю ранее  предоставленную в пользование по долгосрочной лицензии площадь  охотничьих угодий, суд первой инстанции удовлетворил заявленные  требования.

Отменяя решение суда первой инстанции, апелляционный суд исходил из  того, что общество в силу части 9 статьи 71 Закона об охоте, положений  приказа Минприроды  № 137 утратило право на заключение  охотхозяйственного соглашения без проведения аукциона, поскольку  обратилось в службу по истечении пяти лет со дня установления максимальной  площади охотничьих угодий.

Принимая оспариваемый заявителем судебный акт, суд округа  руководствовался правовой позиции Конституционного Суда Российской  Федерации, изложенной в постановлении от 25.06.2015  № 17-П, разъяснениями  Конституционного Суда Российской Федерации, содержащимися в  определении от 03.07.2018  № 1671-О-Р, и исходил из наличия действующего 

до 10.08.2017 моратория на применение части 3 статьи 71 Закона об охоте.

Суд указал, что право на заключение охотхозяйственных соглашений без  проведения аукциона после 10.08.2017 сохраняется и может быть реализовано в  соответствии с частью 3 статьи 71 Закона об охоте, изложенной в действующей  редакции.

Поскольку при обращении общества с заявлением о заключении  охотхозяйственного соглашения после отмены приостановления действия 

части 3 статьи 71 Закона об охоте пятилетний срок, установленный частью 9
статьи 71 указанного закона пропущен не был, и в соответствии с действующей

до 2028 года лицензией заявитель обладал правом на обращение с настоящим  заявлением в уполномоченный орган, суд округа пришел к правомерному 


выводу о наличии оснований для удовлетворения требований общества, и  отмены судебного акта суда апелляционной инстанции.

Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, основаны на  неверном толковании норм материального права и не являются достаточным  основанием для пересмотра судебного акта в кассационном порядке.

Руководствуясь статьями 291.6 и 291.8 АПК РФ, судья

определил:

в передаче кассационной жалобы Министерства лесного комплекса  Иркутской области для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии  по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации отказать.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации В.В. Попов