ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А19-19356/17 от 25.06.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  № 302-ЭС19-8989

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва 25 июня 2019 г.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Антонова М.К.,  изучив кассационную жалобу Управления Федеральной службы по  ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и  Республике Бурятия на решение Арбитражного суда Иркутской области от  01.08.2018, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от  26.10.2018 и постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа  от 12.03.2019 по делу  № А19-19356/2017

по заявлению Министерства имущественных отношений Иркутской  области (далее - министерство) о признании недействительным предписания  Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному  надзору по Иркутской области и Республике Бурятия (далее - управление) от  28.06.2017  № 044003 (с учетом уточнения заявления в порядке статьи 49  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации),

установил:

решением Арбитражного суда Иркутской области от 01.08.2018,  оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного  апелляционного суда от 26.10.2018 и постановлением Арбитражного суда  Восточно-Сибирского округа от 12.03.2019, заявление удовлетворено.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской  Федерации, управление, ссылаясь на существенное нарушение норм права,  просит отменить судебные акты и принять по делу новый судебный акт.

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы 


судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе  в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании  Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные  в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений  норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на  исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных  актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят  подтверждения в материалах дела.

При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу  судебных актов не установлено оснований, по которым жалоба может быть  передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по  экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Как усматривается из судебных актов, управлением в отношении  министерства проведена плановая выездная проверка в рамках  государственного земельного надзора с целью выполнения плана проведения  проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2017 год и  обеспечения соблюдения требований законодательства Российской Федерации,  оценки соответствия осуществления деятельности или действий (бездействия)  обязательным требованиям законодательства в сфере использования и охраны  земель сельскохозяйственного назначения. 

При осмотре земельного участка сельскохозяйственного назначения с  разрешенным использованием для подсобного хозяйства, принадлежащего на  праве собственности Иркутской области и являющегося сельскохозяйственным  угодьем - пашней, управлением выявлено зарастание древесной  растительностью и многолетними травянистыми растениями; отсутствие  признаков механической обработки почвы и кошения произрастающих  растений. 

Согласно распоряжению Правительства Иркутской области от 19.09.2017   № 522-рп земельный участок включен в перечень имущества, находящегося в  государственной собственности Иркутской области, свободного от прав  третьих лиц, для предоставления субъектам малого и среднего  предпринимательства. 

Установив указанные обстоятельства, управлением вынесено  предписание об устранении выявленных нарушений.

Не согласившись с предписанием управления, министерство обратилось в  арбитражный суд.

Удовлетворяя заявленное требование, суды, оценив представленные в  материалы дела доказательства, руководствуясь положениями Земельного  кодекса Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации,  Федерального закона от 06.10.1999  № 184-ФЗ «Об общих принципах  организации законодательных (представительных) и исполнительных органов  государственной власти субъектов Российской Федерации», Закона Иркутской  области от 18.11.2009  № 82/48-оз «О Правительстве Иркутской области»,  положением о Министерстве имущественных отношений Иркутской области,  утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 


30.09.2009  № 264/43пп, пришли к выводу о том, что оспоренное предписание  не соответствует действующему законодательству и нарушает права и  законные интересы заявителя.

Судебные инстанции исходили из того, что в силу положений  действующего законодательства министерство не является землепользователем  и хозяйствующим субъектом, не осуществляет предпринимательскую  деятельность по использованию земель сельскохозяйственного назначения,  поскольку наделено лишь полномочиями властно-распорядительного  характера.

Как указали суды, в отсутствие спроса на земельный участок,  министерство как представитель субъекта Российской Федерации, являющегося  собственником, не обязано использовать его по назначению, так как это не  входит в компетенцию министерства и на законодательном уровне не  возложено на субъект Российской Федерации. 

Оснований не согласиться с выводами судов не имеется, суды исходили  из оценки совокупности представленных доказательств и установленных  фактических обстоятельств.

Доводы заявителя, изложенные в жалобе, являлись предметом  рассмотрения судов и им дана надлежащая правовая оценка.

По существу доводы жалобы повторяют позицию управления,  изложенную при рассмотрении дела в судах трех инстанций, основаны на ином  толковании положений законодательства, в связи с чем не могут служить  достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном  порядке.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.6, 291.8  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

определил:

отказать Управлению Федеральной службы по ветеринарному и  фитосанитарному надзору по Иркутской области и Республике Бурятия в  передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании  Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской  Федерации.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации М.К. Антонова