ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А19-27561/19 от 24.12.2020 Верховного Суда РФ


ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

№ 302-ЭС20-19977

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва

Судья Верховного Суда Российской Федерации Павлова Н.В.,
изучив кассационную жалобу Администрации города Иркутска (г. Иркутск; далее – администрация, заявитель) на постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2020 и постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 31.08.2020 по делу
№ А19-27561/2019 Арбитражного суда Иркутской области

по заявлению федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Байкальский государственный университет» (далее - университет) о признании незаконным решения администрации, выраженного в письме от 19.08.2019
№ 945-71-3523/9,

к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по градостроительной политике Администрации города Иркутска (далее - комитет),

установил:

решением Арбитражного суда Иркутской области от 05.02.2020
в удовлетворении требований отказано.

Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда
от 29.05.2020, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 31.08.2020, решение суда от 05.02.2020 отменено, требования удовлетворены.

В жалобе заявитель ссылается на несогласие с оценкой доказательств, выводами судов, на нарушение норм права.

Согласно положениям части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права
и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и являются достаточным основанием для пересмотра оспариваемых судебных актов
в кассационном порядке.

Оснований для пересмотра принятых по настоящему делу судебных актов в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации не установлено.

Как следует из судебных актов, во исполнение приказа Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 05.09.2018 № 37н, университет обратился в комитет с заявлением от 30.07.2019 № 25-12/141
о выдаче заключения об оценке жилых помещений, находящихся у него
на праве оперативного управления, по адресам: г. Иркутск, ул. Советская,
45 литеры А, Б, В, Г; ул. Коммунистическая, 69; ул. Байкальская, 128;
мкр. Юбилейный, 17-а.

Комитетом принято решение об оставлении заявления учреждения без рассмотрения, о чем сообщено письмом от 19.08.2019 № 945-71-3523/9.

Ссылаясь на незаконность принятого решения, университет обратился
в арбитражный суд с требованиями по настоящему делу.

Оценив в соответствии с требованиями главы 7 Кодекса представленные сторонами доказательства, в том числе выписки из Единого государственного реестра недвижимости, технические паспорта в отношении нежилых зданий – общежитий, в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, руководствовался статьями 200, 201 Кодекса, положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ), Постановления Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 № 42 «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений», Постановление Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным
и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом
и жилого дома садовым домом» (в редакции проверяемого периода; далее – положение № 47), Приказа Минобрнауки России от 05.09.2018 № 37н
«О включении жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, закрепленных за Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, территориальными органами Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и организациями, подведомственными Министерству науки и высшего образования Российской Федерации,
на праве оперативного управления и хозяйственного ведения,
в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений
к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также исключении жилых помещений из специализированного жилищного фонда, предоставлении служебных жилых помещений
в центральном аппарате и территориальных органах Министерства науки
и высшего образования Российской Федерации, предоставлении служебных жилых помещений или жилых помещений в общежитиях в организациях, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации» (вместе с «Порядком включения жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, закрепленных за Министерством науки
и высшего образования Российской Федерации, территориальными органами Министерства науки и высшего образования Российской Федерации
и организациями, подведомственными Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, на праве оперативного управления
и хозяйственного ведения, в специализированный жилищный фонд
с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также исключения жилых помещений из специализированного жилищного фонда», «Порядком предоставления служебных жилых помещений в центральном аппарате
и территориальных органах Министерства науки и высшего образования Российской Федерации», «Порядком предоставления служебных жилых помещений или жилых помещений в общежитиях в организациях, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации») (зарегистрировано в Минюсте России 27.09.2018 № 52276), Положением о межведомственной комиссии по оценке помещений в целях признания их жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан, многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, а также ее состав, утвержденным постановлением Администрация города Иркутска
от 27.09.2012 № 031-06-1916/12, Положением о Комитете
по градостроительной политике Администрации города Иркутска, утвержденным решением Думы города Иркутска от 25.12.2015
№ 006-20-160258/5, Уставом города Иркутска, принятым решением городской Думы г. Иркутска от 20.05.2004 № 003-20-430537/4, правовой позицией, изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных
с применением Гражданского кодекса Российской Федерации».

Суд апелляционной инстанции установил, что администрация является надлежащим ответчиком по делу, поскольку рассмотрение спорного вопроса находится в компетенции ее структурного подразделения - комитета, осуществляющего полномочия по вопросам градостроительной политики
и обеспечивающего рассмотрение межведомственной комиссией, в том числе, заявлений о признании помещения жилым помещением.

Исходя из доказанности университетом предоставления всех необходимых документов для рассмотрения спорного вопроса, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что спорное решение нарушает права и законные интересы университета, поскольку отсутствие сведений об отдельном кадастровом учете помещений в зданий общежития не препятствовало рассмотрению заявления и даче заключения о пригодности (непригодности) помещений к проживанию, отменил решение суда.

Суд кассационной инстанции согласился с выводами суда апелляционной инстанции.

Обстоятельства дела и представленные доказательства были предметом рассмотрения судов.

Доводы жалобы были предметом рассмотрения судов и фактически сводятся к несогласию с оценкой доказательств, установленными обстоятельствами, что в силу статьи 291.6 Кодекса не является основанием для отмены оспариваемых судебных актов в кассационном порядке.

При таких обстоятельствах доводы заявителя не могут служить основанием для передачи заявления на рассмотрение в порядке кассационного производства Судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.1, 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации

определил:

в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации отказать.

Судья Верховного Суда Российской Федерации

Н.В. Павлова