ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А20-2604/17 от 13.06.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  № 308-ЭС19-8000

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва13 июня 2019 г.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Г.Г.Попова, изучив  кассационную жалобу Совета местного самоуправления городского округа  Нальчик Кабардино-Балкарской Республики на решение Арбитражного суда  Кабардино-Балкарской Республики от 29.07.2018, постановление  Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2018 и  постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.02.2019 по  делу  № А20-2604/2017,

 установил:

открытое акционерное общество «Нальчикская городская электросетевая  компания» (далее – компания) в лице конкурсного управляющего ФИО1 обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с  заявлением о признании недействительным решения Совета местного  самоуправления городского округа Нальчик (далее – совет) от 14.04.2017  № 66.

В рамках дела  № А20-2527/2017 публичное акционерное общество  «МРСК Северного Кавказа» (далее – общество) обратилось в суд с заявлением  о признании недействительным решения совета от 14.04.2017  № 66.

Определением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от  15.08.2017 указанные заявления объединены для совместного рассмотрения с  присвоением делу  № А20-2604/2017.

По делу  № А20-3824/2017 общество обратилось в суд с заявлением о  признании недействительным постановления администрации городского округа  Нальчик (далее – администрация) от 28.06.2017  № 1191, которое вынесено на  основании решения совета от 14.04.2017  № 66. Определением от 19.01.2017  дело  № А20-3824/2017 объединено с делом  № А20-2604/2017.


По делу  № А20-3992/2017 компания в лице конкурсного управляющего  Будневского Д.В. обратилась в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской  Республики с заявлением о признании недействительным постановления  администрации от 28.06.2017  № 1191. Определением от 20.10.2017 дело   № А20-3992/2017 объединено с делом  № А20-2604/2017.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих  самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены  Министерство земельных и имущественных отношений Кабардино-Балкарской  Республики и МУП «Каббалккоммунэнерго».

Решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики  от 06.12.2017, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого  арбитражного апелляционного суда от 21.02.2018, в удовлетворении  заявленных требований компании и обществу отказано. 

Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа  от 23.05.2018 решение от 06.12.2017 и постановление от 21.02.2018 отменены,  дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Кабардино- Балкарской Республики.

При новом рассмотрении решением Арбитражного суда Кабардино- Балкарской Республики от 06.12.2017, оставленным без изменения  постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от  21.02.2018 и постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от  06.02.2019, заявленные требования удовлетворены.

В кассационной жалобе совет ссылается на неправильное применение  арбитражным судом норм права.

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы  судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе  в передаче жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии  Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы не  подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или)  норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются  достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном  порядке и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за  нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если  указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.

Изучив изложенные в жалобе доводы и принятые по делу судебные акты,  судья Верховного Суда Российской Федерации сделала вывод об отсутствии  оснований, предусмотренных пунктом 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, по которым кассационная  жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной  коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судом установлено, что советом 14.04.2017  № 66 принято решение  отменить решение Нальчикского городского Совета местного самоуправления  от 30.12.2002 «О приватизации муниципального предприятия коммунальных 


электрических сетей». Решение опубликовано в газете «Нальчик» 20.04.2017   № 16 (466).

На основании указанного решения администрация приняла  постановление от 28.06.2017  № 1191, в соответствии с которым признано  утратившим силу постановление администрации от 31.12.2002  № 1639 «О  приватизации муниципального предприятия коммунальных электрических  сетей г. Нальчика».

Считая, что решения совета и постановление администрации являются  незаконными, компания и общество обратились в суд с заявлением.

В силу пунктов 1 и 2 статьи 30 Федерального закона от 21.12.2001   № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»  при приватизации унитарного предприятия в составе имущественного  комплекса данного предприятия не могут быть приватизированы объекты  инфраструктуры жилого фонда и объекты энергетики, предназначенные для  обслуживания жителей соответствующего поселения. Названные объекты  коммунально-бытового назначения, не включаемые в подлежащий  приватизации имущественный комплекс унитарного предприятия, подлежат  передаче в муниципальную собственность в порядке, установленном  законодательством.

Указанная норма исключает возможность приватизации отдельных  объектов коммунально-бытового назначения, входящих в состав  неспециализированного унитарного предприятия. Президиум Высшего  Арбитражного Суда Российской Федерации в информационном письме от  05.09.2006  № 111 подчеркнул, что пункт 1 статьи 30 Федерального закона от  21.12.2001  № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального  имущества» не регулирует вопросы приватизации указанных объектов в той  ситуации, когда они являются основными производственными фондами  специализированного унитарного предприятия и составляют основную часть  его имущественного комплекса. Данную норму нельзя рассматривать как  запрет на приватизацию коммунально-бытовых объектов специализированного  унитарного предприятия.

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам  статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд,  руководствуясь частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 7, пунктом 1  части 1 статьи 17, статьей 48 Федерального закона от 06.10.2003  № 131-ФЗ «Об  общих принципах организации местного самоуправления в Российской  Федерации», статьей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации,  требования удовлетворил.

При этом суд исходил из следующего: спорный электросетевой  колмплекс, как являющийся основным производственным фондом  специализированного унитарного предприятия и составляющий основную  часть его имущественного комплекса, передан правопредшественнику  компании в результате приватизации и находился в его фактическом владении,  отсутствие государственной регистрации его права на спорное имущество, не 


могло служить основанием для отнесения данного имущества к объектам  муниципальной или федеральной собственности; издание спорных  ненормативных актов само по себе не влечет недействительность сделки  приватизации и не возвращает переданное в собственность имущество в  муниципальную собственность, поскольку соответствующие вопросы могут  быть разрешены только судом в рамках рассмотрения спора о праве (в  отношении имущества существует спор о праве); право муниципального органа  отменять ошибочно изданные акты не должно применяться формально, без  учета сложившихся после их принятия взаимоотношений; фактически  оспариваемые ненормативные акты направлены на отмену решения о  приватизации, прекращения права собственности компании, а не исправления  ошибки, что нарушает права и законные интересы компании.

Доводы заявителя являлись предметом рассмотрения судебных  инстанций, получили соответствующую правовую оценку и не подтверждают  существенных нарушений норм материального и процессуального права,  повлиявших на исход дела.

Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 291.6 и 291.8  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья

 определил:

отказать Совету местного самоуправления городского округа Нальчик  Кабардино-Балкарской Республики в передаче кассационной жалобы для  рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим  спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда Г.Г.Попова
Российской Федерации