ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
№ 303-ЭС22-1358
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Москва13 мая 2022 г.
Судья Верховного Суда Российской Федерации Борисова Е.Е., изучив по материалам истребованного дела кассационную жалобу публичного акционерного общества энергетики и электрификации «Камчатскэнерго» на решение Арбитражного суда Камчатского края от 13.07.2021 по делу № А24-6168/2020, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2021 и постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 18.01.2022 по тому же делу
по иску публичного акционерного общества энергетики и электрификации «Камчатскэнерго» к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о признании права собственности на нежилые помещения поз. 5-9 первого этажа в здании культурно-развлекательного центра по адресу: <...>, общей площадью 80,8 кв. м,
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Камчатского края от 13.07.2021, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2021 и постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 18.01.2022, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, публичное акционерное общество энергетики и электрификации «Камчатскэнерго» (далее - общество «Камчатскэнерго») просит отменить обжалуемые судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, дело направить на новое рассмотрение.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в порядке кассационного производства в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения
норм материального и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
По результатам изучения по материалам истребованного дела приведенных заявителями доводов, усматриваются основания для передачи кассационных жалоб с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, решением исполнительного комитета Петропавловск-Камчатского Совета народных депутатов от 04.02.1988 № 86 утвержден акт государственной комиссии от 29.01.1988 о вводе здания в эксплуатацию «Гостиницы на 200 мест с кассами аэрофлота»; объекту присвоен адрес: <...>.
Постановлением градоначальника г. Петропавловска-Камчатского от 10.08.2000 № 724 (с учетом внесенных постановлением от 11.05.2005 № 487 изменений) обществу с ограниченной ответственностью «Диас» (далее – общество «Диас») разрешено разработать проект реконструкции и непосредственно реконструкцию здания касс аэрофлота по адресу пр. Карла Маркса, 31 под культурно-развлекательный центр.
Согласно свидетельству о государственной регистрации от 28.12.2000 за обществом «Диас» зарегистрировано право собственности на здание касс аэрофлота, площадью 2727,1 кв. м, расположенное по адресу: г. Петропавловск- Камчатский, пр. Карла Маркса, д. 31.
Администрацией Петропавловск-Камчатского городского округа 27.09.2007 выдано разрешение № 41 301 000-28 на ввод в эксплуатацию реконструированного объекта капитального строительства по проектной документации «Реконструкция здания касс аэрофлота по пр. Карла Маркса, 31 под культурно-развлекательный центр». В соответствии с кадастровым паспортом от 27.04.2009 площадь основного здания изменена на 121,7 кв. м за счет реконструкции и возведения пристроек.
При этом, исходя из технической документации, спорные нежилые помещения (поз. 5-9) изначально проектировались как «комплектно-трансформаторная подстанция», то есть их строительство было предусмотрено с целью размещения электрооборудования в составе основного здания. Впоследствии указанные помещения (поз. 5-9) не пристраивались к реконструированному зданию, представляя собой составную часть развлекательного центра.
Согласно свидетельству о государственной регистрации от 20.11.2007 за общестрвом «Диас» зарегистрировано право собственности на объект – здание культурно-развлекательного центра, 2-этажное, площадью 2848,8 кв. м, инвентарный номер 8609, расположенное в <...>.
Обществу «Диас» 17.06.2008 выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 41:01:010114:51, площадью 5008 кв. м.
Впоследствии (13.05.2020) право собственности на здание культурно-развлекательного центра и земельный участок перешло по договору купли-продажи к предпринимателю.
Общество «Камчатскэнерго» создано путем приватизации государственного предприятия - производственного объединения энергетики и электрификации «Камчатскэнерго».
Состав и стоимость имущества государственного предприятия, вошедшего в уставный капитал, приведен в плане приватизации от 23.03.1993 и актах оценки стоимости имущества по результатам инвентаризации. В частности, акт оценки по состоянию на 01.07.1992, являющийся приложением № 1 к плану приватизации, содержит сведения об объекте ТП-409, год ввода в эксплуатацию – 1988 (позиция акта № 169).
Государственным унитарным предприятием «Камчатское областное БТИ» 04.09.2002 выдан технический паспорт на трансформаторную подстанцию ТП-409, размещенную в помещениях площадью 80,8 кв. м: позиции 5, 6, 9 (60,4 кв. м), позиция 7 (11.3 кв. м), позиция 8 (9,1 кв. м), расположенных в здании 1-го этажа (Литер А) гостиницы аэровокзала, 1988 года постройки по адресу: <...>.
В письме от 25.12.2017 № 2255 Государственного унитарного предприятия «Камчатское областное бюро технической инвентаризации» подтвердило, что объект недвижимого имущества «нежилые помещения позиции 5-9 первого этажа в здании культурно-развлекательного центра» (Литера А, инв. дело № 8609, на дату инвентаризации 28.01.2008, общей площадью 80,8 кв. м) идентичен объекту: «ТП-409 пр. Карла Маркса, 31».
Территориальное управление министерства имущественных отношений Российской Федерации по Камчатскому краю в письме от 19.04.2004 № 990 уведомило, что объект, вошедший в план приватизации и уставный капитал ПАО «Камчатскэнерго» как «ТП-409 пр. Карла Маркса 31», идентичен объекту «Встроенные нежилые помещения ТП-409 в здании Аэровокзала», расположенному по адресу: <...>.
По договору аренды от 29.05.1997 № 1292 территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Камчатском крае (арендодатель) предоставило обществу «Камчатскэнерго» (арендатору) во временное пользование сроком на 49 лет земельный участок с кадастровым номером 41:01:0010114: 80, общей площадью 38 кв. м, находящийся по адресу: <...>, для использования в целях эксплуатации ТП-409, в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, прилагаемом к договору (пункт 1.1 договора). До настоящего времени указанный договор не расторгнут, общество «Камчатскэнерго» ежегодно оплачивает арендную плату.
Согласно уведомлениям от 02.10.2020, 07.12.2020 обществу «Камчатскэнерго» отказано в регистрации права ввиду наличия противоречий между заявленными и уже зарегистрированными правами, поскольку указанные помещения входят в состав здания культурно-развлекательного центра, принадлежащего с 13.05.2020 предпринимателю.
Ссылаясь на отсутствие возможности регистрации права собственности на спорные помещения, общество «Камчатскэнерго» обратилось в арбитражный суд с требованиями по настоящему делу.
Отказывая в удовлетворении иска, суды, руководствуясь положениями статей 4, 11, 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, учитывая разъяснения, содержащиеся в пунктах 58, 59 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», принимая во внимание правовую позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 17.09.200 8 № 11546/08, исходили из того, что истцом не представлены доказательства, подтверждающие приобретение спорных помещений по какому-либо правовому основанию с момента введения объекта в эксплуатацию по 2000 год, когда его собственником стало общество «Диас», либо осуществление истцом строительства.
При этом суд кассационной инстанции отклонил доводы истца, ссылающегося на справки Государственного унитарного предприятия «Камчатское областное бюро технической инвентаризации» и Территориального управления министерства имущественных отношений Российской Федерации по Камчатскому краю, указывая на отсутствие в этих документах оснований выводов об идентичности объектов: нежилых помещений 5-9 в здании культурно-развлекательного центра и объекта ТП-409, вошедшего в план приватизации.
Кроме того, суд округа указал, что спорные помещения входят в состав здания культурно-развлекательного центра, принадлежащего предпринимателю, имеют единый инвентарный номер (8609) со зданием культурно-развлекательного центра.
Общество «Камчатскэнерго» считает обжалуемые судебные акты подлежащими отмене в связи с нарушением судами норм материального и процессуального права.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что на момент строительства здания государство в соответствии со статьей 94 ГК РСФСР являлось единственным собственником всего государственного имущества и только оно могло им распоряжаться.
Распределение государственного имущества осуществлялось в соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в
Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», Закона Российской Федерации от 03.07.1991 № 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации», в силу положений которых спорный объект вне зависимости от ведомственной принадлежности предприятия и того, на чьем балансе находится, относился исключительно к федеральной собственности.
Согласно пункту 66 приложения № 1 к Указу Президента Российской Федерации от 15.08.1992 № 923 «Об организации управления электроэнергетическим комплексом Российской Федерации в условиях приватизации» акции преобразуемого предприятия Камчатское производственное объединение энергетики и электрификации Камчатскэнерго» вносятся в уставный фонд Российского акционерного общества.
Таким образом, по мнению заявителя кассационной жалобы, государство, как собственник, построив объект, распорядилось своим имуществом и передало его в собственность государственного предприятия, включив в план приватизации. Спорной трансформаторной подстанцией общество «Камчатскэнерго», как и его правопредшественник, владеет и пользуется с момента строительства. На территории Камчатского края никто кроме истца, являющегося гарантирующим поставщиком электроэнергии, не имеет персонала, обладающего соответствующим разрешением для работ с высоковольтным напряжением (10 кВ или 10 000 вольт) как на момент строительства встроенной в здание подстанции, так и на момент включения спорных помещений в здание общества «Диас».
Заявитель кассационной жалобы указывает, что спорный объект является социально значимым, обеспечивает электроэнергией близлежащие жилые кварталы, его характеристики свидетельствует о капитальности и единстве встроенной трансформаторной подстанции и размещенного в ней оборудования (например, для обслуживания трансформаторов необходимы рельсы, забетонированные в основание пола), спорная встроенная трансформаторная подстанция в совокупности с другими подстанциями создают единую энергетическую систему.
При названных обстоятельствах доводы кассационной жалобы о существенном нарушении судами норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход настоящего дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов сторон спора в сфере предпринимательской деятельности, заслуживают внимания, в связи с чем жалобы с делом следует передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 184, пунктом 2 части 7 статьи 291.6, статьей 291.9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ОПРЕДЕЛИЛ:
кассационную жалобу публичного акционерного общества энергетики и электрификации «Камчатскэнерго» передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Назначить рассмотрение кассационной жалобы в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации на 14 июня 2022, 10 час. 00 мин. в помещении суда по адресу: <...>, зал № 3048 (подъезд 5).
Судья Верховного Суда
Российской Федерации Е.Е. Борисова