ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А25-1167/18 от 21.01.2021 Верховного Суда РФ


ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 308-ЭС20-22313

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва

21 января 2021 г.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г., рассмотрев кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике (далее – управление) на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 15.01.2020 по делу
№ А25-2598/2019, постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2020 и постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27.10.2020 по тому же делу

по заявлению Министерства сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики (далее – министерство) о признании незаконными действий управления по принятию и исполнению исполнительного документа по решению Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 08.11.2018 по делу № А25-1167/2018.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Карачаево-Черкесской Республики, Федеральное казначейство, открытое акционерное общество Республиканское агропромышленное предприятие «Кавказ-Мясо» (далее – общество «Кавказ-Мясо»),

установил:

решением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики
от 15.01.2020, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2020 и постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27.10.2020, заявление удовлетворено.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, управление просит отменить состоявшиеся судебные акты, ссылаясь на существенные нарушения норм права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.

Согласно пункту 1 части 7 статьи 2916 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы, представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационных жалоб, представления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационных жалобах, представлении доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.

Основания для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы отсутствуют.

Как следует из представленных материалов, в рамках арбитражного дела № А25-1167/2018 Федеральное казначейство в лице управления обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к министерству о взыскании
72 673 310 рублей. Требования заявлены со ссылкой на пункт 4 статьи 2702 Бюджетного кодекса Российской Федерации и мотивированы отказом в добровольном исполнении предписания от 06.02.2017 № 18 03-02/5.

Решением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики
от 08.11.2018 по делу № А25-1167/2018, оставленным в силе постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2019 и постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28.08.2019, иск удовлетворен. С Карачаево-Черкесской Республики за счет казны Карачаево-Черкесской Республики в лице министерства в доход федерального бюджета Российской Федерации взыскано 72 673 310 рублей.

Указанным решением установлено, что министерством, без согласования с Минсельхозом России, изменен объем финансирования за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации; не осуществлен надлежащий контроль за целевым использованием средств субсидии; указанные действия (бездействие) министерства повлекло причинение ущерба федеральному бюджету.

Управление 28.08.2019 направило в адрес министерства уведомление о поступлении исполнительного документа и необходимости представления в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления информации об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации, по которым должны быть произведены расходы бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года; платежного документа на перечисление в установленном порядке средств в размере полного либо частичного исполнения требований исполнительного документа.

Министерство, посчитав, что действия управления по принятию и исполнению исполнительного документа нарушают его права и законные интересы, противоречат требованиям бюджетного законодательства, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявление, суды руководствовались статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 158, 242.1, 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, правовой позицией, изложенной в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 № 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», Правилами распределения и распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации
от 17.12.2010 № 1042 (далее – Правила № 1042), и исходили из следующего: министерством не была направлена уточненная выписка из закона субъекта Российской Федерации о бюджете в Минсельхоз России, в связи с чем не был произведен перерасчет субсидии и не внесены изменения в соответствующие нормативно-правовые акты и соглашение от 26.10.2011 № 911/17, регулирующее бюджетные правоотношения при распределении средств субсидии из федерального бюджета; при этом дополнительных соглашений на уменьшение субсидии министерством не заключалось; в нарушение пункта 12 Правил № 1042, без согласования с Минсельхозом России, министерством был изменен объем финансирования за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, чем причинен материальный ущерб федеральному бюджету.

При таких обстоятельствах суды пришли к выводу о том, что действия управления по принятию и исполнению исполнительного документа нарушают права и законные интересы министерства, поскольку влекут незаконный способ исполнения решения суда. 

Приведенные заявителем доводы были предметом рассмотрения судами, получили надлежащую правовую оценку и мотивированно отклонены.

Существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела, судами не допущено.

Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела в силу норм статьи 2916 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в полномочия Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации не входит.

Руководствуясь статьями 2916, 2918 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации

определил:

отказать Управлению Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда Российской Федерации

Ю.Г. Иваненко