ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А26-1123/15 от 09.01.2018 Верховного Суда РФ


ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № -ЭС17-19831

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва

09.01.2018

Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С., изучив кассационную жалобу Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия
от 10.05.2016, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2016 и постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа
от 12.09.2017 по делу № А26-1123/2015

УСТАНОВИЛ:

Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия (место нахождения: г. Петрозаводск, ул. Андропова, д. 2/24; ОГРН 1071001000828; ИНН 1001016090; далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Поросозеро-лес" (место нахождения: г. Петрозаводск, ул. Ровио, д. 3, каб. 122; ОГРН 1126324002683; ИНН 1001256977; далее - Общество) задолженности за 2012 год по договору аренды от 18.12.2007 N 126-з в сумме 147 172 руб. в части минимального размера арендной платы и в сумме 71 707 руб. в части, превышающей минимальный размер арендной платы, а также 38 271 руб. 91 коп. пени, начисленных за период с 01.01.2013 по 13.02.2015.

Определениями суда от 10.08.2015 и от 18.01.2016 производство по делу было приостановлено до рассмотрения судом кассационной инстанции кассационной жалобы по делу N А26-7523/2014, а также до рассмотрения Верховным Судом Российской Федерации жалобы по указанному делу; определениями от 10.08.2015 и от 08.04.2016 соответственно производство по делу возобновлено.

Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 10.05.2016, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2016 и постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 12.09.2017, в удовлетворении исковых требований отказано.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, заявитель просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, ссылаясь на существенное нарушение норм материального права.

В обоснование доводов жалобы заявитель указывает на несогласие  с выводом судов о том, что исчисление  арендной платы по средним ставкам  не основано ни на законе, ни на условиях договора.

Согласно пункту 1 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.

В соответствии со статьей 34 Лесного кодекса Российской Федерации участки  лесного фонда предоставляются в аренду на основании решений органов государственной власти субъектов Российской Федерации, принимаемых по представлению территориальных органов федерального органа управления лесным хозяйством или по результатам лесных конкурсов.

Согласно статьи  35 Лесного кодекса Российской Федерации лицо, выигравшее лесной конкурс, и организатор лесного конкурса подписывают протокол о его результатах.

Согласно протоколу и договору ежегодный объем лесопользования составляет 12 800 кбм.

В соответствии  с протоколом  и пунктом 3.4.10 договора  Общество обязано осваивать 100% годового объема лесопользования(расчетная норма заготовки древесины).

Размер арендной платы, согласно договору ,определяется исходя из установленного ежегодного объема отпуска древесины на лесном участке, переданном в аренду, и не зависит от фактического использования лесных ресурсов. Таким образом, обязанность арендатора по внесению арендных платежей установлена независимо от использования лесосеки.

Указанные положения протокола и договора корреспондируют с пунктом 11 статьи 1 Лесного кодекса Российской Федерации, согласно которому использование земель является платным  и арендатор, независимо от того, воспользуется он правом на лесопользование или нет, обязан внести арендную плату за весь согласованный объем изъятия лесов.

По смыслу части 2 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации и Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 №310 «О  ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, указанные нормативные акты  устанавливают ставки арендной платы для ее расчета за фактически заготовленную древесину.

Министерство полагает, что статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации и Постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 №310 вопрос о расчете арендной платы за недоиспользованный объем лесопользования не регулируется. Расчет арендной платы за недоиспользованный годовой объем лесопользования (расчетная норма заготовки древесины) на основании определенной на торгах методики расчета арендной  платы с применением средней ставки произведен правомерно.

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.

При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов оснований, по которым жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, не установлено.

Как следует из обжалуемых актов, Государственный комитет Республики Карелия по лесу (далее - Государственный комитет) и общество с ограниченной ответственностью "Карелфинлес" (далее - ООО "Карелфинлес") заключили договор от 18.12.2007 N 126-з аренды лесного участка площадью 7125 га, расположенного в Куолисмском участковом лесничестве, в целях заготовки древесины на срок по 31.12.2030.

Государственная регистрация договора аренды произведена в установленном порядке 18.01.2008, лесной участок передан арендатору по акту приема-передачи от 18.12.2007.

Впоследствии дополнительным соглашением от 20.06.2012 к договору аренды Государственный комитет заменен на Министерство, а ООО "Карелфинлес" - на Общество.

Согласно пункту 2.1 договора размер арендной платы установлен с учетом вида использования лесов, размера участка, годового размера лесопользования на арендуемом лесном участке, действующих ставок платы за вид использования лесов и повышающего коэффициента 1,41, установленного конкурсной комиссией.

Пунктом 2.4 договора предусмотрено, что размер арендной платы подлежит изменению в одностороннем порядке арендодателем в соответствии с изменением размера ставок платы за единицу объема лесных ресурсов или за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ).

В силу пункта 2.2 договора арендатор вносит арендную плату в соответствии с приложением N 4 к договору.

Министерство в связи с частичным невнесением Обществом начисленной арендной платы за 2012 год в сумме 218 879 руб., а также начислив арендатору пени в соответствии с пунктом 4.2 договора, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды правомерно и сходили из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 74 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи.

Согласно части 2 статьи 74 ЛК РФ при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такие изменения обстоятельств возникли вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стали основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр, а также случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 настоящего Кодекса.

Из пункта 4 части 4 статьи 79 ЛК РФ следует, что начальная цена предмета аукциона (начальная цена арендной платы или начальная цена заготавливаемой древесины) определяется в соответствии со статьями 73 и 76 ЛК РФ, но не может быть ниже минимального размера арендной платы или минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений.

Согласно  части 1 статьи 78 и части 1 статьи 80 ЛК РФ, договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, подлежит заключению по результатам аукциона, проводимого путем повышения начальной цены предмета аукциона (начального размера арендной платы или начальной цены заготавливаемой древесины) на "шаг аукциона".

В соответствии  с  пунктом 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену.

В силу пункта 1 статьи 447 ГК РФ договор заключается с лицом, выигравшим торги.

По смыслу пункта 4 статьи 447 ГК РФ по договору аренды государственного или муниципального имущества размер арендной платы, определяемый по результатам проведения торгов, не является регулируемым (пункт 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды").

Исходя из указанных положений  суды пришли к  правильным  выводам о том, что в тех случаях, когда по результатам торгов определяется ставка арендных платежей, уплачиваемых периодически (торги на повышение ставки арендной платы), регулируемая арендная плата не применяется.

Если предметом аукциона являлась арендная плата, размер арендной платы в договоре, заключаемом по результатам проведения аукциона, определяется по цене, предложенной победителем аукциона.

В данном случае  договор аренды лесного участка от 18.12.2007 N 126-з заключен по результатам конкурса, итоги которого оформлены протоколом от 22.11.2005 N 95, с ООО "Карелфинлес" в соответствии с его предложением, что и повлекло признание его победителем конкурса.

Согласно части 6 статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с ЛК РФ устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Такой порядок был утвержден приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 N 258 (далее - Порядок), действовавшим до 15.03.2012.

При приведении договоров аренды участков лесного фонда в соответствие с ЛК РФ не допускается изменение в одностороннем порядке ранее установленных объемов лесопользования, а также размера арендной платы (пункт 10 Порядка).

Таким образом, законодатель сохранил условия договоров в части арендаторов, объемов лесопользования, а также размера арендной платы, сформировавшиеся на торгах, и обязал привести в соответствие с новым законом иные условия договоров. При переоформлении договора в связи с вступлением в силу ЛК РФ условие о повышающем коэффициенте было воспроизведено в спорном договоре аренды, поскольку оно определено на торгах.

Вместе с тем суды согласились с доводом арендатора об отсутствии оснований для взыскания арендной платы за недоосвоенный объем древесины, рассчитанной по средним ставкам.

В силу части 1 статьи 73 ЛК РФ   размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 названной статьи.

Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (часть 4 статьи 73 ЛК РФ).

Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 (далее - Постановление N 310).

Из системного толкования указанных норм суды пришли к обоснованным выводам о том, что минимальный размер арендной платы по договору аренды лесного участка, определяемый в соответствии с требованиями статьи 73 ЛК РФ, относится к категории регулируемых цен; арендная плата за пользование таким объектом должна устанавливаться с учетом применимой в соответствии с законодательством Российской Федерации ставки арендной платы, указанной в Постановлении N 310;  применение при расчете арендной платы средних ставок, не предусмотренных Постановлением N 310, не допускается, поскольку противоречит части 2 статьи 73 ЛК РФ.

Доводы заявителя жалобы не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.1, 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации

ОПРЕДЕЛИЛ:

Отказать в передаче кассационной жалобы Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

                Н.С. Чучунова