ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
№ 307-ЭС22-1069
г. Москва
Судья Верховного Суда Российской Федерации Антонова М.К., изучив кассационную жалобу Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 15.04.2021, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2021 и постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26.11.2021 по делу № А26-12855/2019
по иску общества с ограниченной ответственностью «ГНБ Северо-Запад» к Республике Карелия в лице Министерства финансов Республики Карелия (далее - министерство) и Государственному комитету Республики Карелия по ценам и тарифам (далее - комитет) о взыскании 12 268 234 рублей 27 копеек убытков, понесенных в 2018-2019 годах в связи с принятием комитетом постановления от 20.11.2018 № 105 «О тарифах на тепловую энергию общества с ограниченной ответственностью «ГНБ СевероЗапад» (далее - постановление № 105), признанного недействующим решением Верховного Суда Республики Карелия от 22.03.2019 по делу № 3а-35/2019 (с учетом уточнения искового требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации),
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерства строительства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия,
установил:
решением Арбитражного суда Республики Карелия от 15.04.2021, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2021 и постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26.11.2021, исковое заявление удовлетворено частично, с комитета в пользу общества взыскано 12 268 234 рублей 27 копеек убытков. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, комитет, ссылаясь на существенное нарушение норм права, просит отменить судебные акты.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов не установлено оснований, по которым жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Как усматривается из судебных актов, постановлением № 105 обществу установлены тарифы на тепловую энергию для населения и иных потребителей на период регулирования с 25.11.2018 по 31.12.2019.
Решением Верховного Суда Республики Карелия от 22.03.2019 по делу № 3а-35/2019, оставленным без изменения определением Верховного Суда Российской Федерации от 01.08.2019 № 75-АП19-11, постановление № 105 признано недействующим со дня вступления решения в законную силу, поскольку при расчете необходимой валовой выручки и установлении тарифов комитетом неправомерно не был учтен ряд экономически обоснованных затрат общества.
Полагая, что в связи с применением для расчетов за тепловую энергию тарифов, установленных постановлением № 105, обществу причинены убытки, заявитель обратился в арбитражный суд.
Рассматривая спор, суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе результаты проведенной по делу судебной экспертизы, руководствуясь положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, учитывая разъяснения, изложенные в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 года № 63 «О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена», пришли к выводу о наличии оснований для взыскания с комитета заявленных истцом убытков, с чем согласился суд округа.
Размер убытков общества определен судами на основании заключения эксперта как сумма реального ущерба в виде разницы между общим объемом экономически обоснованных затрат (расходов) общества, понесенных в 2018 и 2019 годах на производство тепловой энергии, и выручкой, полученной в результате реализации фактического объема полезного отпуска произведенной тепловой энергии с учетом установленных тарифов (реальный ущерб), и упущенной выгоды в виде предпринимательской прибыли общества как регулируемой организации.
Вопреки доводам комитета, суды указали, что ответчиком не представлено доказательств, опровергающих выводы эксперта о наличии у истца убытков в связи с принятием постановления № 105 и их размера. Произведенное комитетом с 01.10.2019 изменение тарифа также было учтено экспертом при определении размера убытков.
Доводы комитета, изложенные в жалобе, являлись предметом рассмотрения судов и им дана надлежащая правовая оценка, повторяют позицию заявителя по спору, не опровергают выводы судов, не подтверждают существенных нарушений норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход дела, направлены на переоценку установленных обстоятельств, в связи с чем не могут служить достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
определил:
отказать Государственному комитету Республики Карелия по ценам и тарифам в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации М.К.Антонова