ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А27-11118/20 от 07.04.2022 Верховного Суда РФ

[A1] ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 304-ЭС21-26344

Дело  № А27-11118/2020

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва07.04.2022

Судья Верховного Суда Российской Федерации Павлова Н.В., изучив  с материалами истребованного дела кассационную жалобу Кемеровской  таможни на постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа  от 23.09.2021 по делу  № А27-11118/2020 Арбитражного суда  Кемеровской области по заявлению общества с ограниченной  ответственностью «Польские машины» к Кемеровской таможне о признании  недействительными решений от 29.04.2020  № РКТ-10608000-20/000017Д,   № РКТ-10608000- 20/000018Д о внесении изменений и (или) дополнений  в сведения, указанные в декларации на товары,

при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих  самостоятельных требований относительно предмета спора, акционерного  общества «Угольная компания Сибирская», акционерного общества  «ФАМУР», общества с ограниченной ответственностью «ФАМУР», общества  с ограниченной ответственностью «ТРАНСЭЛ», Лаврухина Владимира  Александровича,


[A2] УСТАНОВИЛ:

как установлено судами и следует из материалов дела, между обществом  с ограниченной ответственностью «ФАМУР» (г. Новокузнецк; далее –  ООО «ФАМУР», поставщик) и акционерным обществом «Угольная компания  Сибирская» (г. Новокузнецк; далее - АО «УК Сибирская», покупатель)  был заключен договор от 29.11.2017  № 591/2017 на поставку горно-шахтного  оборудования для работы в условиях шахты «Увальная» АО «УК Сибирская».

По условиям договора от 29.11.2017  № 591/2017 оборудование  определяется согласно спецификации и техническому заданию (приложения   № 1,  № 2 к договору), технические характеристики и комплектация  оборудования определяются согласно приложению  № 3 к договору.  Изготовителем оборудования являются предприятия группы «ФАМУР».

Кроме того, на поставку горно-шахтного оборудования для работы  в условиях шахты «Увальная» (АО «УК Сибирская») были заключены договор  от 06.12.2017  № 164 между ООО «ФАМУР» (покупатель) и поставщикомобществом с ограниченной ответственностью «Польские машины» (г. Москва;  далее – ООО «Польские машины, общество), а также договор от 19.12.2017   № 00568/2017 между ООО «Польские машины» (покупатель) и АО «ФАМУР»  (поставщик) (далее - контракт  № 00568/2017 от 19.12.2017).

Приложением  № 3 к контракту от 19.12.2017  № 00568/2017 согласована  Техническая характеристика и комплектация оборудования - «Очистной  механизированный комплекс для АО «УК Сибирская» шахта «Увальная»  в составе: секции механизированной крепи FRS-Glinik-14/25-4x2463, забойно-


[A3] транспортного оборудования RYFAMA, забойного конвейера RYBNIK 850,  скребкового перегружателя GROT 950 с обратной наездной головкой  ленточного конвейера RYFAMA и дробилкой SCORPION 3000Р, очистного  комбайна KSW-460NE.

По условиям контракта от 19.12.2017  № 00568/2017 оборудование  ввозится на территорию Российской Федерации для эксплуатации в условиях  шахты «Увальная» АО «УК Сибирская», г. Новокузнецк (далее - конечный  грузополучатель) (пункт 1.4); цена включает все расходы, связанные  с доставкой, и формируется на условиях FCA (Инкотермс) г. Горлице  (пункт 2.2); поставка осуществляется железнодорожным или автомобильным  транспортом (пункт 3.1).

При этом в маршруте Польша – Республика Беларусь – Российская  Федерация для перевозки железнодорожным транспортом указано,  что таможенное декларирование должно производиться в Смоленской таможне,  а для перевозки автомобильным транспортом - на таможенном посту  «Истринский». 

Оборудование продекларировано на Смоленском таможенном посту  (ЦЭД) Смоленской таможни по декларациям на товары (ДТ)   № 10113110/250718/0104103, 10113110/300718/0106909, 10113110/020818/ 0109787, 10113110/070818/0112317, 10113110/090818/0113650,  10113110/100818/0114222, 10113110/130818/0115054, 10113110/180818/0118563,  10113110/230818/0121542, 10113110/240818/0122042, 10113110/270818/0123344,  10113110/300818/0125430, 10113110/030918/0126915, 10113110/290818/0124943 


[A4] и на таможенном посту «Истринский» Московской областной таможни  по ДТ  № 10013050/030718/0016126, 10013050/030718/0016165,  10013050/030718/0016166, 10013050/080818/0020122, 10113110/090818/0020267  отдельными товарными позициями с указанием соответствующего  классификационного кода для каждого элемента комплекса.

Секции механизированной крепи FRS-GLINIK-14/25-4х2463 с пилотным  управлением стоимостью 11 634 452,51 евро, задекларированы  по ДТ  № 10113110/300718/0106909, 10113110/020818/0109787,  10113110/070818/0112317, 10113110/090818/0113650, 10113110/100818/0114222,  10113110/130818/0115054, 10113110/180818/0118563, 10113110/230818/0121542,  10113110/240818/0122042, 10113110/270818/0123344, 10113110/300818/0125430,  10113110/030918/0126915, 10113110/290818/0124943. 

Забойно-транспортный конвейер RUBYNK 850 стоимостью  1 830 000 евро задекларирован в ДТ  № 10113110/250718/0104103,   № 10013050/080818/0020122; очистной комбайн марки KSW-460NE  стоимостью 1 270 000 евро - в ДТ  № 10113110/090818/0020267.

 Скребковый перегружатель GROT 950 стоимостью 480 000 евро  с обратной наездной головкой ленточного конвейера RYFAMA  стоимостью 135 000 евро и дробилкой SCORPION 3000P стоимостью  140 000 евро задекларированы в ДТ  № 10013050/030718/0016126,  10013050/030718/0016165, 10013050/030718/0016166. 

Декларации оформлены таможенным представителем – обществом  с ограниченной ответственностью «ТРАНСЭЛ», декларант ООО «Польские  машины». 

В указанных ДТ товары заявлены по следующим кодам:

- в ДТ  № 10113110/250718/0104103 - «лавный скребковый конвейер типа  RUBYNK 850», код товара по Товарной номенклатуре Внешнеэкономической  деятельности (далее - ТН ВЭД) 8428 31 000 0 (ставка ввозной таможенной  пошлины - 5%); 


[A5] - в ДТ  №№ 10113110/300718/0106909, 10113110/020818/0109787,  10113110/070818/0112317, 10113110/090818/0113650, 10113110/100818/0114222,  10113110/130818/0115054, 10113110/180818/0118563, 10113110/230818/0121542,  10113110/240818/0122042, 10113110/270818/0123344, 10113110/300818/0125430,  10113110/030918/0126915, 10113110/290818/0124943 - «передвижная  механизированная шахтная крепь с гидравлическим приводом», код товара  по ТН ВЭД 8479 89 300 0 (ставка ввозной таможенной пошлины - 2%); 

- в ДТ  № 10013050/030718/0016126,  № 10013050/030718/0016166«конвейеры непрерывного действия, специально предназначенные для  подземных работ», код товара по ТН ВЭД ЕАЭС 8428 31 000 0 (ставка ввозной  таможенной пошлины - 5%); 

- в ДТ  № 10013050/030718/0016165 – «машины для измельчения и  размалывания, несамоходные. Дробилка модели SCORPION 3000Р», код товара  по ТН ВЭД 8474 20 000 9 (ставка ввозной таможенной пошлины - 0%); 

- в ДТ  № 10013050/080818/0020122 – «части, предназначенные для  забойного конвейера RUBYNK 850», код товара по ТН ВЭД 8431 39 000 0  (ставка ввозной таможенной пошлины - 5%); 

- в ДТ  № 10113110/090818/0020267 - «машины для механизированной  выемки добычи угля/горных пород в очистных забоях пластов: очистной  узкозахватный комбайн KSW460NE…», код товара по ТН ВЭД 8430 50 000 2  (ставка ввозной таможенной пошлины - 5%).

В соответствии со статьей 332 Таможенного кодекса Евразийского  экономического союза (далее – Таможенный кодекс) Кемеровской таможней  (далее – таможенный орган, таможня) проведена камеральная таможенная  проверка в отношении АО «УК Сибирская», по результатам которой составлен  акт камеральной таможенной проверки от 11.10.2019   № 10608000/210/111019/А000003. 

На основании подпункта 9 пункта 16 статьи 333 Таможенного кодекса  в отношении АО «УК Сибирская» проведена внеплановая выездная проверка 


[A6] в целях подтверждения обоснованности доводов, изложенных в возражениях  к акту таможенной проверки от 11.10.2019  № 10608000/210/111019/А000003.

По результатам проверки составлен акт выездной таможенной проверки  от 16.04.2020  № 10608000/210/160420/А000024, в котором изложены  следующие выводы: 


[A7] требованиям права Евразийского экономического союза и законодательства  Российской Федерации о таможенном деле.

В связи с выявлением неверной классификации товаров на основании  пункта 2 статьи 15 Федерального закона от 03.08.2018  № 289-ФЗ  «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении  изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далееЗакон  № 289-ФЗ) таможней приняты следующие решения: 

- решение о классификации товара от 29.04.2020  № РКТ-10608000-  20/000017Д, согласно которому товары «Обратная наездная головка ленточного  конвейера RYFAMA, конвейер скребковый штрековый GROT 950, дробилка  SCORPION 3000Р, линейный закрытый рештак 1750/Е260/850», заявленные  по кодам 8428 31 000 0, 8431 39 000 0, 8474 20 000 9, подлежат классификации  по коду 8430 50 000 2; 

- решение о классификации товара от 29.04.2020  № РКТ-10608000-  20/000018Д, согласно которому товары «Передвижные механизированные  шахтные крепи с гидравлическим приводом GLINIK 14/25-4x2463-1, лавный  скребковый конвейер типа Rybnik 850», заявленные по кодам 8479 89 300 0,  8428 31 000, подлежат классификации по коду 8430 50 000 2; 

- решения от 29.04.2020 о внесении изменений (дополнений) в сведения,  заявленные в ДТ  № 10113110/250718/0104103, 10113110/300718/0106909,  10113110/020818/0109787, 10113110/070818/0112317, 10113110/090818/0113650,  10113110/100818/0114222, 10113110/130818/0115054, 10113110/180818/0118563,  10113110/230818/0121542, 10113110/240818/0122042, 10113110/270818/0123344,  10113110/300818/0125430, 10113110/030918/0126915, 10113110/290818/0124943,  10013050/030718/0016126, 10013050/030718/0016165, 10013050/030718/ 0016166,10013050/080818/0020122,10113110/090818/0020267, согласно которым  декларанту необходимо представить корректировку ДТ и их электронный вид, 


[A8] в случае корректировки таможенной стоимости товаров - также декларацию  таможенной стоимости и ее электронный вид, а в случае уплаты таможенных  платежей - документы и (или) сведения, подтверждающие их уплату.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения  общества в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.

Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 25.01.2021,  оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного  апелляционного суда от 22.04.2021, в удовлетворении заявления общества  отказано.

Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа  от 23.09.2021 судебные акты судов первой и апелляционной инстанций  отменены, заявление общества удовлетворено.

Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь нормами  Таможенного кодекса, Решением Совета Евразийской экономической комиссии  от 16.07.2012  № 54, приняв во внимание заключения таможенных экспертов,  признали правомерной произведенную таможенным органом классификацию  товаров по субпозиции 8430 50 000 2 ТН ВЭД и отказали обществу  в удовлетворении заявленных требований.

Отменяя судебные акты судов первой и апелляционной инстанций, суд  кассационной инстанции указал на то, что Решением Коллегии Евразийской  экономической комиссии от 10.09.2015  № 113 «О внесении изменений в  единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности  Евразийского экономического союза и Единый таможенный тариф  Евразийского экономического союза в отношении отдельных видов  проходческих и очистных машин» (далее – Решение  № 113) введена  подсубпозиция 8430 50 000 2 «машины очистные узкозахватные» и установлена  ставка ввозной таможенной пошлины 7,5%. 

Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18.10.2016   № 101 «О внесении изменений в единую Товарную номенклатуру  внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и 


[A9] Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза» (далееРешение  № 101) ставка таможенной пошлины изменена на 5%.

Решением от 15.07.2021 Апелляционная палата Суда Евразийского  экономического союза оставила без изменения решение Коллегии Суда  Евразийского экономического союза от 14.04.2021 по делу  № СЕ-1-2/2-21-КС,  вынесенное по заявлению акционерного общества «СУЭК-КУЗБАСС»,  в части признания не соответствующими Договору о Евразийском  экономическом союзе от 29.05.2014 и Таможенному кодексу Решения  № 113 и  Решения  № 101 в части включения в ТН ВЭД и Единый таможенный тариф  Евразийского экономического союза подсубпозиции 8430 50 000 2 «машины  очистные узкозахватные».

Поскольку Решение  № 113 и Решение  № 101 в части включения  в ТН ВЭД подсубпозиции 8430 50 000 2 «машины очистные узкозахватные»,  на которых основаны оспариваемые решения таможенного органа, признаны  Коллегией Суда Евразийского экономического союза противоречащими  нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу,  оспариваемые решения таможенного органа о классификации товаров  по коду 8430 50 000 2 ТН ВЭД, как указал суд кассационной инстанции,  не соответствуют нормам действующего таможенного законодательства.

Не согласившись с судебным актом суда кассационной инстанции,  принятым по настоящему делу, таможня обратилась с кассационной жалобой  в Верховный Суд Российской Федерации.

Основаниями для отмены или изменения Судебной коллегией  Верховного Суда Российской Федерации судебных актов в порядке  кассационного производства являются существенные нарушения  норм материального права и (или) норм процессуального права, которые  повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление  и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере  предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита 


[A10] охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 291.11  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). 

При изучении доводов, изложенных в жалобе таможни,  по материалам истребованного дела установлены основания для её передачи  с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии  по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. 

В кассационной жалобе таможня указывает на то, что единственным  основанием для отмены судебных актов судов первой и апелляционной  инстанций послужило принятие Судом Евразийского экономического союза  (далее – Суд ЕАЭС) указанных выше судебных актов.

Однако Решение  № 113 и Решение  № 101 в настоящее время являются  действующими.

В соответствии с пунктом 102 Статута Суда Евразийского  экономического союза (далее – Статут) решение Суда ЕАЭС не изменяет и  (или) не отменяет действующих норм права Союза, законодательства  государства-члена Союза и не создает новых.

Согласно пункту 11 Статута действие решения Евразийского  экономической комиссии или его отдельных положений, признанных Судом  ЕАЭС не соответствующими Договору о Союзе и (или) международным  договорам в рамках Союза, продолжается после вступления в силу  соответствующего решения Суда ЕАЭС до исполнения Евразийской  экономической комиссией (ЕЭК) данного решения Суда ЕАЭС.

Указанные выше положения Статута, по мнению таможни, объясняют  факт отсутствия в судебных актах СудаЕАЭС указания на период времени, с  которого спорные решения прекращают свое действие.

Во исполнение указанных выше актов Суда ЕАЭС, как указывает  таможня, Коллегией ЕЭК было принято решение от 17.08.2021  № 100 «О  признании утратившими силу некоторых решений Коллегии Евразийской  экономической комиссии», касающиеся Решения  № 113, а Решением Совета 


[A11] Евразийского экономической комиссии от 14.09.2021  № 80 признается  утратившим силу Решение  № 101.

Таким образом, с учетом указанного выше, заявитель полагает, что  Решение  № 113 и Решение  № 101 являлись действующими на момент  вынесения постановления суда кассационной инстанции, а ретроспективное  применение позиций Суда ЕАЭС в настоящем случае невозможно. 

Таможенный орган также указывает на то, что в решении Суда ЕАЭС  от 14.04.2021 указано, что определение технических характеристик конкретной  машины не входит в предмет спора, следовательно, Суд ЕАЭС не исследовал  технические характеристики спорного товара в целях его классификации  в соответствии с ТН ВЭД.

В решении Суда ЕАЭС от 15.07.2021, как указывает заявитель, отмечено,  что Решение  № 113 было направлено на установление тарифной защиты в  виде ввозной таможенной пошлины в отношении отдельной группы товаровочистных узкозахватных машин, с целью стимулирования производства таких  машин на территории государств – членов Евразийского экономического  союза.

Таким образом, как указывает таможня, в отношении рассматриваемой  группы товаров все равно должна быть установлена соответствующая ставка  ввозной таможенной пошлины вне зависимости от места выделения  подсубпозиции ТН ВЭД.

Приведенные доводы, изложенные в кассационной жалобе таможни, заслуживают внимания и признаются основанием  для рассмотрения кассационной жалобы вместе с делом по существу  в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам  Верховного Суда Российской Федерации. 

Руководствуясь статьей 184, пунктом 2 части 7 статьи 291.6  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья 


[A12] ОПРЕДЕЛИЛ:

кассационную жалобу Кемеровской таможни на постановление  Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23.09.2021  по делу  № А27-11118/2020 Арбитражного суда Кемеровской области с делом передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии  по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. 

Судья Верховного Суда

Российской Федерации Н.В. Павлова