ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
№ 301-ЭС23-8748
г. Москва
Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С.,
изучив по материалам истребованного дела кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (далее – министерство) на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 20.09.2022 и постановление Арбитражного суда
Волго-Вятского округа от 16.02.2023 по делу № А29-7628/2021,
установил:
министерство обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском
к обществу с ограниченной ответственностью «Лукойл-Коми» (далее - общество) о взыскании 1 623 086 руб. ущерба, причиненного землям лесного фонда.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 05.05.2022 иск удовлетворен.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 20.09.2022 решение суда первой инстанции изменено, с общества в пользу министерства взыскано 881 867 руб. 52 коп. ущерба с зачислением в бюджет соответствующего муниципального образования, в удовлетворении остальной части иска отказано.
Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16.02.2023 постановление суда апелляционной инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе министерство, ссылаясь на нарушение судами апелляционной и кассационной инстанций норм материального права, просит отменить постановления от 20.09.2022, от 16.02.2023 и оставить
в силе решение суда первой инстанции.
Дело истребовано из Арбитражного суда Республики Коми 04.05.2023.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в порядке кассационного производства в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее – АПК РФ).
Согласно пункту 2 части 7 статьи 291.6 АПК РФ по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации
выносит определение о передаче кассационной жалобы вместе с делом
для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.
При изучении доводов кассационной жалобы министерства по материалам истребованного дела установлены основания для передачи кассационной жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии
по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании полученного 05.01.2021 от общества сообщения о разливе нефти 06.01.2021
был проведен комиссионный осмотр лесных участков.
Актом обследования от 06.01.2021 зафиксировано, что 04.01.2021 произошла разгерметизации выведенного из эксплуатации межпромыслового нефтепровода «ДНС «Южный Терехевей» до ДНС «Южная Лыжа» в месте,
где ранее была установлена ремонтная муфта после разгерметизации
в 2018 году; в результате разрыва сварного шва муфты произошло попадание остатков нефтесодержащей жидкости и технической воды в русло и на участок прибрежной территории ручья Безымянный, как на арендованном обществом участке, так и за его пределами; общая площадь нарушенного участка составила приблизительно 0,085 га, в том числе вне аренды - около 0,057 га;
работы по локализации нефтеразлива проведены, ведутся работы по ликвидации нефтезагрязнения.
Участковым лесничим Березовского участкового лесничества, государственным инспектором Республики Коми по пожарному надзору в лесах составлен акт о лесонарушении от 25.01.2021 № 1/1 по факту самовольного снятия, уничтожения или порчи почв на площади 0,57 га, или 570 кв. м, определена общая сумма ущерба - 1 623 086 руб.
Постановлением Министерства от 16.02.2021 № 42 за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося
в загрязнении лесов нефтесодержащей жидкостью и технической водой
на территории квартала 165, выдел 37 (леса водоохранных зон) Березовского участкового лесничества, общество привлечено к административной ответственности в виде штрафа в сумме 200 000 руб.
Административный штраф по названному постановлению оплачен обществом платежным поручением от 25.05.2021 № 714.
Министерство направило обществу претензию от 26.01.2021 № 1
с требованием возместить причиненный лесному фонду ущерб в размере
1 623 086 руб.
Общество претензию не удовлетворило, в связи с этим министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 15, 1064, 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 100 Лесного кодекса Российской Федерации, статьями 1, 77, 78 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ
«Об охране окружающей среды», постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 № 1730 «Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства» (далее - Постановление № 1730), Правилами проведения рекультивации и консервации земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 № 800, разъяснениями, приведенными в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде», установив факт причинения обществом вреда окружающей среде, признав правомерным расчет министерства исходя из наибольшей ставки платы
за единицу объема древесины основной лесообразующей породы в Республике Коми, составляющей 130,86 руб., пришел к выводу о наличии оснований
для удовлетворения иска.
Повторно рассмотрев дело, суд апелляционной инстанции,
руководствуясь теми же положениями законодательства, изменил решение
суда первой инстанции и взыскал с общества в пользу министерства
881 867 руб. 52 коп. ущерба.
Определяя размер подлежащего возмещению ущерба, апелляционный
суд исходил из того, что вред лесам причинен в Северном лесотаксовом
районе, в котором наибольшая ставка платы для ели - основной лесообразующей породы - установлена в размере 71,1 руб.
Суд округа поддержал выводы суда апелляционной инстанции.
Выражая несогласие с судебными актами судов апелляционной инстанции
и округа, министерство указывает на неправильное применение судами пункта
6 приложения № 3 к Постановлению № 1730.
По мнению заявителя, им правильно произведен расчет суммы ущерба, поскольку в рассматриваемом случае подлежала применению наибольшая ставка платы за единицу объема древесины основной лесообразующей
породы в субъекте Российской Федерации, а не в конкретном лесотаксовом районе Республики Коми, в котором совершено соответствующее нарушение.
Приведенные заявителем в кассационной жалобе доводы заслуживают внимания, в связи с чем данную жалобу с делом следует передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 2 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации
определил:
кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми с делом передать для рассмотрения
в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Назначить судебное заседание по рассмотрению указанной кассационной жалобы на 14 ноября 2023 года на 11 часов 00 минут в помещении суда
по адресу: Москва, улица Поварская, дом 15, зал № 3048 (подъезд 5).
Судья Верховного Суда Российской Федерации
Н.С. Чучунова