ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А32-10234/19 от 31.01.2022 Верховного Суда РФ


ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

№ 308-ЭС21-28817

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва

Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С., изучив кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Сочикурортзеленстрой» на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2021 и постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15.11.2021 по делу № А32-10234/2019,

УСТАНОВИЛ:

Администрация города Сочи (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к ООО "Сочикурортзеленстрой" (далее - общество) о взыскании 7 661 711 рублей 63 копеек долга по договору от 21.08.2014 N 4900009559 с кадастровым номером 23:49:0203027:22 площадью 10 799 кв. м, расположенного по адресу: г. Сочи, Центральный район, ул. Егорова, 5, с 01.04.2017 по 31.12.2018, 2 053 632 рублей 27 копеек пеней и расторжении названного соглашения.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена индивидуальный предприниматель ФИО1

Решением от 28.12.2020 спорное соглашение расторгнуто, с общества в пользу администрации взыскано 3 858 894 рубля долга с 01.04.2017 по 31.12.2018 и 1 431 310 рублей 32 копейки пеней с 01.04.2017 по 15.11.2018. В остальной части в иске отказано; распределены расходы по уплате государственной пошлины.

Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда
от 15.07.2021, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15.11.2021, решение от 28.12.2020 отменено, производство по делу в части требования о расторжении договора аренды от 21.08.2014 N 4900009559 прекращено со ссылкой на наличие вступившего в законную силу судебного акта о расторжении данного соглашения, в остальной части в иске отказано; перераспределены судебные расходы.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, заявитель просит отменить постановления судов апелляционной и кассационной инстанций, ссылаясь на существенное нарушение норм материального и процессуального права.

В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что не согласно с судебными актами судов апелляционной и кассационной инстанций в части определения размера арендной платы за спорный земельный участок в заявленный период.

Размер арендной а платы за земельный участок, находящийся в государственной и муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации)( далее -Земельный кодекс).

Такие принципы утверждены постановлением Правительства Российской Федерации о 16.07.2009 №582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесении арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» (далее- Постановление №582), которым среди прочих закреплен принцип наличия предусмотренных законодательством Российской Федерации ограничений права на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого зданием, сооружением, собственником этого здания, сооружения (принцип №7). В соответствии с названным принципом размер арендной платы не должен превышать размере земельного налога, установленный в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют.

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 29.12.2017 №170 утверждены Методические рекомендации по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановление №582.

В пункте 30 раздела 8 указанных Методических рекомендаций разъяснено, что в целях применения принципа №7 при определении арендной платы за земельные участки рекомендуется исходить из необходимости учета интересов лиц, являющихся собственниками зданий, сооружений, расположенных на земельных участках, отнесенных законодательством (пункт 5 статьи 27 Земельного кодекса) к землям, ограниченным в обороте, предоставление которых в собственность не допускается. В указанном случае целесообразно основываться на размере земельного налога, исчисляемого в отношении земельного участка, расположенного в том же муниципальном образовании, что и земельный участок, размер арендной платы за который определяется, используемого для сходных целей собственниками расположенных на нем зданий, сооружений и не отнесенного к землям, ограниченным в обороте (с учетом положений пункта 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно имеющемуся в деле кадастровому плану, земельный участок с кадастровым номером 23:49:02030227:22 расположен в административных границах муниципального образования город-курорт Сочи, во второй зоне округа санитарной охраны курорта, ввиду чего ограничен в обороте.

На данном участке расположены объекты недвижимого имущества, принадлежащие обществу. При данных обстоятельствах, размер годовой арендной платы за земельный участок с кадастровым номером

Согласно статьи 31 Земельного кодекса земельный налог рассчитывается как произведен кадастровой стоимости земельного участка, установленной в соответствии с требованиями земельного законодательства, и ставкой земельного налога.

Актуальная кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:49:02030227:22 составляет 213 605 623 руб. 87 коп.

В соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 2 решения Городского собрания Сочи от 11.12.2007 №231 «Об установлении земельного налога на территории муниципального образования город-курорт Сочи» в отношении земельных участков, расположенных на землях населенных пунктов, предназначенных для размещения производственных и административных зданий и строений, ставка земельного налога установлена в размер 0,5% от кадастровой стоимости.

Таким образом, расчет арендной платы за земельный участок с кадастровым номером 23:49:02030227:22 с учетом подлежащим при мнению подпункта «г» пункта 3 Правил и основного принципа №7, утвержденных постановлением №582 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2017 №531) должен с 12.08.2017 выполнен следующим образом :213 605 623 руб. 87 коп. (кадастровая стоимость земельного участка)*0,5% (ставка налога на землю)= 1 068 028 руб.11 коп (размер годовой арендной платы за земельный участок).

В материалы дела представлено достаточно доказательств необходимости использования всей площади земельного участка для эксплуатации объектов общества.

Неверный вывод в части расчета арендной платы оставляет неопределенность при расчете арендной платы за будущие периоды (дела №А32-39386/2020,А32-59381/2019).

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.

При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов оснований, по которым жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, не установлено.

Как следует из обжалуемых актов, администрация (арендодатель) и общество (арендатор) заключили договор от 21.08.2014 N 4900009559 аренды земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 23:49:0203027:22 площадью 10 799 кв. м, расположенного по адресу <...>, в территориальной зоне "ОД-1" с видом разрешенного использования "Бизнес центры, офисные центры, выставочные центры" (пункт 1.1). Срок аренды - 49 лет - до 20.08.2063 (пункт 2.1).

Договор зарегистрирован в установленном законом порядке.

Администрация, ссылаясь на ненадлежащее исполнение обществом обязательств по внесению арендной платы, обратилась в суд.

Руководствуясь пунктами 1,3 статьи 39.7, статьей 65 Земельного кодекса , Порядком определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Краснодарского края, и за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена на территории Краснодарского края, предоставленные в аренду без торгов, утвержденным постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского каря от 21.03.2016 №121, Порядком расчета регулируемой арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования город-курорт Сочи, утвержденным постановлением администрации города Сочи от 18.07.2016 №1699, суд первой инстанции удовлетворил исковые требования частично, взыскал с Общества в пользу Администрации задолженность по арендной плате с 01.04.2017 по 31.12.2018 в размере 3 858 894,00 руб., пени за период с 01.04.2017 по 15.11.2018 в размере 1 431 310,00 руб., не установив оснований для применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее -Гражданский кодекс).

Отменяя решение суда и отказывая в удовлетворении исковых требований в части взыскания суммы основного долга и пени, апелляционный суд исходил из того, что на момент принятия апелляционного постановления задолженность по арендной плате и пене оплачена ответчиком в полном объеме ( из размера арендной платы - 1% от кадастровой стоимости земельного участка).

Суд округа согласился с выводом апелляционного суда, отклонил довод общества о необходимости применения ставки земельного налога, установленной подпунктом 10 пункта 1 статьи 2 решения Городского Собрания города Сочи от 11.12.2007 N 231 (0,5% в отношении земельных участков для размещения производственных и административных зданий и строений), исходя из следующего.

В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса любое использование земли в Российской Федерации осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (платность использования земли). Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса).

На основании пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) и норм статьи 39.7 Земельного кодекса плата за пользование земельными участками, находящимися в публичной собственности, относится к категории регулируемых цен.

Согласно статье 614 Гражданского кодекса арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.

Довод общества о необходимости применения ставки земельного налога, установленной подпунктом 10 пункта 1 статьи 2 решения Городского Собрания города Сочи от 11.12.2007 N 231 (0,5% в отношении земельных участков для размещения производственных и административных зданий и строений), подлежит отклонению.

Постановлением N 582 установлен принцип определения размера арендной платы за публичные земли, согласно которому публичному собственнику необходимо учитывать наличие предусмотренных законодательством Российской Федерации ограничений права на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого зданием, сооружением, собственником этого здания, сооружения, в соответствии с которым размер арендной платы не должен превышать размер земельного налога, установленный в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют. Данный принцип вступил в силу 12.08.2017.

Таким образом, собственник объектов недвижимого имущества, расположенных на ограниченном в обороте земельном участке, вправе с 12.08.2017 претендовать на внесение платы за его использование исходя из кадастровой стоимости земельного участка и ставки земельного налога (в соответствии с фактическим видом использования объектов недвижимости) и только в той части площади, которая необходима для эксплуатации данных объектов.

Поскольку в рамках настоящего дела вопрос о соразмерности площади земельного участка площади принадлежащих обществу объектов недвижимости не был предметом рассмотрения судебных инстанций, при этом в рамках дела N А32-27883/2021 администрация оспаривает наличие на спорном земельном участке объектов капитального строительства, правовых оснований для признания ошибочным вывода апелляционного суда о том, что размер арендной платы составляет 1% от кадастровой стоимости земельного участка, в данном случае не имеется.

Доводы заявителя жалобы не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.1, 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации

ОПРЕДЕЛИЛ:

отказать в передаче кассационной жалобы общества с ограниченной ответственностью «Сочикурортзеленстрой» для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.С. Чучунова