ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А32-41141/19 от 21.01.2021 Верховного Суда РФ


ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

№ 308-ЭС20-23063

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва

Судья Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г., изучив кассационную жалобу федерального казенного учреждения «Дирекция государственного заказчика по реализации комплексных проектов развития транспортной инфраструктуры» (далее – ФКУ «Ространсмодернизация», учреждение) на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.12.2019 по делу № А32-41141/2019, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2020 и постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.10.2020 по тому же делу

по заявлению учреждения к Северо-Кавказскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – СКУ Ростехнадзора, административный орган) о признании незаконным и отмене предписания от 31.05.2019 № 469-229-25-18,

установил:

решением Арбитражного суда Краснодарского края от 26.12.2019, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2020 и постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.10.2020, в удовлетворении требований отказано.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, ФКУ «Ространсмодернизация» просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на существенное нарушение судами норм права. Согласно изложенным доводам, предписание от 31.05.2019 № 469-229-25-18 содержит требования, идентичные изложенным в предписании СКУ Ростехнадзора от 14.12.2017 № 1249-150-25-16. Законность последнего проверялась судами в рамках дела № А32-11434/2018; суды пришли к выводу о неисполнимости предписания. В настоящем деле противоположные, по сути, выводы судов не учитывают преюдициальную силу решения, вынесенного по делу
№ А32-11434/2018. Кроме того, судами неверно применены положения статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации и установленное ею содержание строительного надзора, к предмету которого не относится проверка соответствия проектной документации разрешению на строительство объекта.

Согласно пункту 1 части 7 статьи 2916 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.

При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов не установлено оснований, по которым жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Как следует из судебных актов, в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20.12.2017 № 1596, ФКУ «Ространсмодернизация» выступает государственным заказчиком по строительству объекта: «Комплексное развитие Новороссийского транспортного узла (Краснодарский край)». Подпроект 3: Создание объектов железнодорожной инфраструктуры за счет федеральных средств. «Строительство станции в районе разъезда 9 км Северо-Кавказской железной дороги».

Оспариваемым предписанием, вынесенным СКУ Ростехнадзора по результатам проверки строительства объекта, учреждению предписано устранить следующие нарушения:

- объект находится во временной эксплуатации, что подтверждается актом от 26.08.2014 № 1, принят рабочей комиссией, назначенной заказчиком, приказом от 19.08.2014 № 79. Соответственно на данный момент учреждение является балансодержателем и вправе осуществлять расселение и выкуп земельных участков, с последующим демонтажем зданий и восстановлением нарушенных земель на территории сноса или демонтажа зданий. На основании этого разработаны следующие разделы: том 6,2 (Проект организации работ по сносу (демонтажу) объектов капитального строительства), том 6.3 (Восстановление нарушенных земель на территории сноса или демонтажа объектов капитального строительства). Не выполнен демонтаж (снос) зданий и сооружений после расселения на территории хутора Красный, Крымского района, в 4 км к юго-западу от г. Крымск.

- параметры объекта капитального строительства, указанные в проектной документации, не советуют параметрам объекта капитального строительства, указанным в разрешении на строительство от 05.12.1012 № RU23-0104-Госстрой.

Исследовав обстоятельства дела и оценив имеющиеся доказательства, руководствуясь статьями 65, 71, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частями 3 и 6 статьи 52, статьей 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Положением об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 № 54, суды пришли к выводу, что в действиях учреждения имеются вмененные нарушения, а требования СКУ Ростехнадзора соответствуют закону.

Суды учли обстоятельства, установленные по делу № А32-11434/2018, согласно которым строительство объекта осуществляется с отклонением от проектной документации, привести его в соответствие с проектной документацией не представляется возможным. По этим обстоятельствам предписание от 14.12.2017 № 1249-150-25-16 было признано неисполнимым.

Между тем в соответствии с частью 7 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта, допускается только на основании вновь утвержденной застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений в соответствии с кодексом, в том числе в порядке, предусмотренном частями 38, 39 статьи 49 кодекса.

На момент вынесения предписания необходимые действия, вытекающие из закона, не были выполнены учреждением. Нарушение, выразившееся в отклонении параметров строительства от проектной документации, продолжалось в течение длительного времени. В этой связи суды признали обоснованным требование административного органа устранить его.

В судебном разбирательстве также установлено, что сведения о параметрах строительства, заявленные в проектной документации и в разрешении на строительство, не идентичны. Это с очевидностью свидетельствует о том, что после получения разрешения на строительства проектная документация подвергалась изменениям.

Исходя из требований части 52 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на учреждении лежит обязанность не позднее десяти дней со дня утверждения изменений в проектную документацию направить их в органы государственного строительного надзора.

На момент проведения проверки СКУ Ростехнадзора не располагало сведениями о выполнении данного требования, вследствие чего не имело возможности также удостовериться, соблюден ли учреждением порядок внесения изменений в проектную документацию, предусмотренный частями 15, 152, 153 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации. В судебное разбирательство доказательств направления изменений не представлено. Поэтому суды согласились с мнением административного органа о наличии в действиях учреждения данного нарушения, а также указали, что проверка соблюдения названных требований относится к компетенции органа государственного строительного надзора.

Юридически значимые обстоятельства дела полно и всесторонне исследованы судами, получили надлежащую правовую оценку, основанную на правильном применении норм материального и норм процессуального права.

Существенного нарушения норм права, без устранения которого невозможно восстановление нарушенного права заявителя и которое может явиться основанием для отмены либо изменения состоявшихся судебных актов, не имеется.

Доводы кассационной жалобы повторяют позицию ФКУ «Ространсмодернизация», которая изучалась в судебном разбирательстве, и не свидетельствуют о таком нарушении.

Руководствуясь статьями 2916, 2918 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации

определил:

отказать федеральному казенному учреждению «Дирекция государственного заказчика по реализации комплексных проектов развития транспортной инфраструктуры» в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда Российской Федерации

Ю.Г. Иваненко