ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А32-5748/20 от 08.08.2022 Верховного Суда РФ


ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

№ 308-ЭС22-12459

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва

Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С., изучив кассационную жалобу администрации муниципального образования город-курорт Геленджик на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 23.06.2021, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2021 и постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 31.03.2022 по делу № А32-5748/2020

УСТАНОВИЛ:

Администрация муниципального образования город-курорт Геленджик (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд с иском к ЗПИФ "Эверест ресурс" (далее - фонд) под управлением ООО "Управляющая компания "Эверест Эссет менеджмент", ООО "Управляющая компания "Абсолют Эссет менеджмент" и компании Зартон Инвестментс Лимитед (Zarton Investments Limited; далее - компания) о передаче земельных участков с кадастровыми номерами 23:40:0000000:6870, 23:40:0000000:6869, 23:40:0000000:5837, 23:40:0414007:525, 23:40:0414007:524, 23:40:0000000:6872, 23:40:0414007:523, 23:40:0000000:6871, 23:40:0414007:526, 23:40:0000000:5927, 23:40:0000000:6877 и 23:40:0000000:6878 в собственность муниципального образования город-курорт Геленджик с возмещением стоимости имущества, определенной судом (уточненные требования).

Иск основан на статьях 15, 27, 96 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) и мотивирован отсутствием правовых оснований для нахождения названных участков, расположенных в приграничной территории города-курорта, в собственности владельцев инвестиционных паев фонда, представляющих иностранную компанию (Зартон Инвестментс Лимитед).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, Департамент имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент), ООО "Лемнос" и ФИО1

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 23.06.2021, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2021 и постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 31.03.2022, в удовлетворении требований отказано.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, заявитель просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, ссылаясь на существенное нарушение норм материального и процессуального права.

В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что согласно данным ЕГРН закрытому инвестиционному фонду «Эверест Ресурс» под управлением ООО «Управляющая компания «Эверест Эссет Менеджмент» на праве собственности принадлежат следующие земельные участки : площадью 381 342 кв.м. с кадастровым номером 23:40:0000000:6970, площадью 15095 кв.м с кадастровым номером 23:40:0000000:6869, площадью 4 429 кв.м с кадастровым номером 23:40:0000000:5837, площадью 33 469 кв.м с кадастровым номером 23:40:0414007:525, площадью 163 912 с кадастровым номером 23:40:0414007:524, площадью 43 804 кв.м с кадастровым номером 23:40:0000000:6872, площадью 113 147 кв.м с кадастровым номером 23:40:0414007:523, площадью 146 945 кв. м с кадастровым номером 23:40:0000000:6871, площадью 8 610 кв. м с кадастровым номером 23:40:0414007:526.

Земельный участок с кадастровым номером 23:40:0000000:5837 принадлежит ответчику на праве собственности с 6 июня 2018 года.

Право собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 23:40:0000000:6872, 23:40:0000000:6871, 23:40:0000000:6970, 23:40:0000000:6869, 23:40:0414007:526, 23:40:0414007:525, 23:40:0414007:524, 23:40:0414007:523 зарегистрировано с 25 января 2020года.

Согласно письму Геленжикского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 10.02.2020 №25-27/209, указанные земельные участки были образованы из земельного участка с кадастровым номером 23:40:0000000:6489, который, в свою очередь , был образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером 23:40:0000000361.

Пи этом земельные участки с кадастровыми номерами 23:40:0000000:6489 и 23:40:0000000361 также принадлежали на праве собственности ответчику.

Право собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:40:0000000361 зарегистрировано 1 марта 2011 года.

Ответчику также принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами 23:40:00000005927, 23:40:00000006877, 23:40:000000006878.

Земельные участки с кадастровыми номерами 23:40:00000006877, 23:40:000000006878 образованы в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 23:40:00000005928.

Право собственности ответчика на земельные участки с кадастровыми номерами 23:40:00000005927, 23:40:00000005928 зарегистрировано 14 декабря 2018 года.

Таким образом, на момент предъявления иска указанные выше земельные участки, расположенные на территории города Геленджик, находились в собственности иностранного юридического лица.

Между тем, согласно статье 15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее -Земельный кодекс) иностранные граждане, лиц без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо охраняемых территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

Указом Президента Российской Федерации от 09.01.2011 №26 «Об утверждении перечня приграничных территорий , на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками» муниципальное образование город-курорт Геленджик включено в перечень приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками.

В соответствии со статьей 238 Гражданского кодекса Российской Федерации(далее -Гражданский кодекс) если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной сроке.

В случаях, когда имущество не отчуждено собственником в сроки, установленные в пункте 1 данной статьи, такое имущество, с учетом его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенную судом.

Спорные земельные участки принадлежат ответчику, являющемуся иностранным юридическим лицом, расположены в приграничной территории, поэтому в силу действующего законодательства не могут находиться у него в собственности .

Спорные земельные участки расположены в границах 1 и 2 зоны округа санитарной охраны федерального значения города Геленджик, что делает невозможным передачу их в собственность , в том числе и российских юридических и физических лиц.

Согласно пункту 5 статьи 27 Земельного кодекса земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий, ограничены в обороте.

Запрет на предоставление в собственность земель особо охраняемых территорий и объектов также установлен пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

До принятия Федерального закона от 28.12.2013 №406-ФЗ « О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее -Закон №406-ФЗ) курорты входили в состав особо охраняемых природных территорий в качестве одной из их категорий.

Согласно пункту 3 статьи 10 Закона №406-ФЗ особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, созданные до вступления в силу данного Закона ,сохраняются в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном дл дня вступления его в силу.

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.

При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов оснований, по которым жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, не установлено.

Как следует из обжалуемых актов, земельный участок с кадастровым номером 13:40:0000000:361 площадью 1 252 435 кв. м из категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования "Для жилищного строительства" образован путем объединения земельных участков с кадастровыми номерами 23:40:0000000:158, 23:40:0000000:161, 23:40:0000000:165, 23:40:0414007:25, и поставлен на государственный кадастровый учет 16.12.2010.

Впоследствии земельный участок с кадастровым номером 13:40:0000000:361 разделен, в частности, на земельный участок с кадастровым номером 23:40:0000000:6489 площадью 906 324 кв. м с категорией земель "Земли населенных пунктов" и видом разрешенного использования "Для размещения объектов индивидуального жилищного строительства". Указанный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 10.04.2019.

Образованный земельный участок с кадастровым номером 23:40:0000000:6489 расположен в зоне Ж-6 (зона перспективной жилой застройки). Данный земельный участок принадлежал на праве общей долевой собственности владельцам инвестиционных паев фонда под управлением ООО "Управляющая компания "Эверест Эссет менеджмент", дата регистрации 17.04.2019 (на основании трех договоров купли-продажи земельных участков от 26.05.2010).

25 января 2020 года на основании заявления о государственном кадастровом учете от 17.12.2019 и представленных документов (в частности, межевой план от 13.12.2019) образованы 8 земельных участков, путем раздела земельного участка с кадастровым номером 23:40:0000000:6489: 23:40:00000006869, 23:40:0000000:6870, 23:40:0000000:6871, 23:40:0000000:6872, 23:40:041407:523, 23:40:0414007:524, 23:40:0414007:525 и 23:40:0414007:526. Раздел исходного земельного участка с кадастровым номером 23:40:0000000:6489 на 8 указанных земельных участков произведен на основании решения владельцев инвестиционных паев фонда под управлением ООО "Управляющая компания "Эверест Эссет менеджмент", которые представляют собой иностранную компанию Зартон Инвестментс Лимитед.

Согласно выписке из реестра паевых инвестиционных фондов от 30.01.2020 N Т1-11-1-11/9382, выданной Центральным банком Российской Федерации, земельный участок с кадастровым номером 23:40:0000000:6489 на момент его раздела с 25.03.2010 находился в доверительном управлении ООО "Управляющая компания "Эверест Эссет менеджмент".

Администрация, считая, что указанные земельные участки незаконно находятся в собственности фонда под управлением ООО "Управляющая компания "Эверест Эссет менеджмент", обратилась с настоящим иском в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении требований ,суды исходили из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 238 Гражданского кодекса, если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок.

Согласно пункту 2 статьи 238 Гражданского кодекса, в случаях, когда имущество не отчуждено собственником в сроки, указанные в пункте 1 приведенной статьи, такое имущество, с учетом его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. При этом вычитаются затраты на отчуждение имущества. В случае передачи в государственную или муниципальную собственность земельного участка, на котором расположено здание, сооружение или другое строение, в отношении которых принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, вычитаются также затраты на выполнение работ по сносу самовольной постройки или ее приведению в соответствие с установленными требованиями, определяемые в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.

В силу пункта 1 статьи 15 Земельного кодекса собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами (пункт 2 данной статьи).

Указом Президента Российской Федерации от 09.01.2011 N 26 "Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками" муниципальное образование город-курорт Геленджик признано приграничной территорией, на которой иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками.

Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" паевой инвестиционный фонд- это обособленный имущественный комплекс, состоящий из имущества, переданного в доверительное управление управляющей компании учредителем (учредителями) доверительного управления с условием объединения этого имущества с имуществом иных учредителей доверительного управления, и из имущества, полученного в процессе такого управления, доля в праве собственности на которое удостоверяется ценной бумагой, выдаваемой управляющей компанией. Паевой инвестиционный фонд не является юридическим лицом.

Имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, является общим имуществом владельцев инвестиционных паев и принадлежит им на праве общей долевой собственности. Раздел имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд, и выдел из него доли в натуре не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом (пункт 2 статьи 11 названного Закона).

Исследовав и оценив фактические имеющиеся доказательства по правилам статьи 71 Кодекса, установив, что компания являлась владельцем инвестиционных паев фонда с 31.12.2019 по 01.03.2020 (менее года), а с 02.03.2020 их владельцем является гражданин Российской Федерации ФИО1, судебные инстанции пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для применения положений пункта 3 статьи 15 Земельного кодекса и статьи 238 Гражданского кодекса, позволяющих принудительно передать в муниципальную собственность земельные участки.

Суды также отметили, что нахождение спорных участков в границах первой и второй зон санитарной охраны города-курорта федерального значения не может служить основанием для удовлетворения требований администрации по основаниям, изложенным в исковом заявлении. При наличии сомнений в легитимности приобретения ответчиком права собственности в отношении спорных участков администрация не лишена права заявить соответствующие требования, направленные на восстановление нарушенных прав, в рамках самостоятельного спора с использованием надлежащих правовых механизмов.

Доводы заявителя жалобы не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.1, 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации

ОПРЕДЕЛИЛ:

Отказать в передаче кассационной жалобы администрации муниципального образования город-курорт Геленджик для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.С. Чучунова