ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А33-16742/18 от 29.05.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  № 302-ЭС19-7118

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва29.05.2019

Судья Верховного Суда Российской Федерации Першутов А.Г., изучив  кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью  «Емельяновское» на решение Арбитражного суда Красноярского края  от 15.08.2018, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда  от 10.10.2018 и постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского  округа от 28.01.2019 по делу  № А33-16742/2018

по заявлению общества с ограниченной ответственностью  «Емельяновское» о признании незаконным и отмене постановления  Енисейского управления Федеральной службы по экологическому,  технологическому и атомному надзору от 14.06.2018  № 16/027.Юл/015 о  привлечении к административной ответственности, предусмотренной  частью 11 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях за невыполнение в установленный срок предписания,

установил:

решением Арбитражного суда Красноярского края от 15.08.2018,  оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного  апелляционного суда от 10.10.2018, в удовлетворении заявленного требования  отказано.

Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа  от 28.01.2019 указанные судебные акты оставлены без изменения.


Общество обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с  кассационной жалобой на принятые судебные акты, в которой просит их  отменить.

При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу  судебных актов оснований для передачи жалобы для рассмотрения в судебном  заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда  Российской Федерации не установлено.

Как следует из судебных актов, признав доказанным наличие в действиях  общества состава административного правонарушения, ответственность за  которое установлена частью 11 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, суды также исходили из того, что  ответственность в рассматриваемом случае наступает при несоблюдении  обязанности, установленной законодательством о безопасности  гидротехнических сооружений, срок давности привлечения к которой в силу  части 1 статьи 4.5 указанного Кодекса составляет один год и не истек на  момент вынесения постановления о привлечении к административной  ответственности.

Обжалуя судебные акты в Верховный Суд Российской Федерации,  общество ссылается на существенное нарушение судами норм материального и  процессуального права, повлиявшее на исход дела, в частности на истечение  срока давности привлечения к административной ответственности на момент  вынесения постановления административным органом.

Между тем, обжалуемые судебные акты в части применения в отношении  вмененного правонарушения годичного срока давности привлечения к  административной ответственности соответствуют сложившейся судебно- арбитражной практике, основанной, в том числе на правовой позиции,  изложенной в пункте 14 Обзора по вопросам судебной практики,  возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об  административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного  Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.03.2016.

В то же время согласно правовой позиции, изложенной в Определении  Конституционного Суда Российской Федерации от 26.03.2019  № 823-О,  принятом уже после вынесения обжалуемых судебных актов, федеральный  законодатель, предусмотрев в части 15 статьи 19.5 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях административную  ответственность, в том числе за невыполнение изготовителем предписания  федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на  осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением 


требований технических регламентов к продукции, как особого случая  невыполнения в установленный срок законного предписания уполномоченного  органа, отнес данное административное правонарушение к правонарушениям  против порядка управления. Соответственно, привлечение к административной  ответственности предполагается именно за само по себе формальное  невыполнение предписания публичного органа, которое не может зависеть - в  том числе применительно к срокам давности - от наступления тех или иных  последствий допущенных нарушений.

С учетом содержащихся в названном Определении разъяснений, следует  указать, что иными статьями (в том числе статьей 9.2 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях) законодатель  предусмотрел административную ответственность за нарушение в сфере  безопасности гидротехнических сооружений. То есть указанная  ответственность наступает уже не за формальное нарушение предписания  уполномоченного органа, а непосредственно за нарушение законодательства о  безопасности гидротехнических сооружений в качестве прямого объекта  посягательства.

Таким образом, федеральный законодатель разграничил два указанных  самостоятельных состава административных правонарушений, что позволяет с  определенностью установить применимый в каждом конкретном случае срок  давности привлечения к административной ответственности.

Выявленный в настоящем Определении конституционно-правовой смысл  части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях является общеобязательным, что исключает любое иное ее  истолкование в правоприменительной практике.

Учитывая изложенное, выявленный и сформулированный в указанном  Определении Конституционного Суда Российской Федерации конституционно- правовой смысл части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, который ранее в процессе  правоприменения ей не придавался, является основанием для пересмотра по  новым обстоятельствам обжалуемых обществом судебных актов, принятых  судами с учетом сложившейся судебной практики на момент рассмотрения  настоящего дела в суде до вынесения Конституционным Судом Российской  Федерации указанного Определения. 

Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в  Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 27.05.2004   № 211-О и Определении Судебной коллегии по экономическим спорам  Верховного Суда Российской Федерации от 21.04.2015  № 307-КГ14-4737.


По смыслу положений части 1 статьи 291.1, части 7 статьи 291.6,  статьи 291.11 АПК РФ кассационная жалоба подлежит передаче для  рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда  Российской Федерации, если изложенные в ней доводы подтверждают наличие  существенных нарушений норм материального права и (или) норм  процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых  невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов  заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, учитывая, что общество не лишено возможности  восстановить свои нарушенные права путем обращения в суд первой инстанции  с соответствующим заявлением о пересмотре судебных актов по новым  обстоятельствам, основания для передачи жалобы для рассмотрения в судебном  заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда  Российской Федерации обжалуемых судебных актов в порядке кассационного  производства отсутствуют.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 291.1, 291.6, 291.8  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья

определил:

в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании  Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской  Федерации отказать.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации А.Г.Першутов