ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А33-26345/20 от 24.01.2022 Верховного Суда РФ


ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

№ 302-ЭС21-26457

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва

Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С., изучив кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Кемпинг «Манский Плес» на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 18.12.2020, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда
от 10.06.2021 и постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16.09.2021 по делу № А33-26345/2020,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью Кемпинг "Манский Плес" (далее – ООО Кемпинг "Манский Плес", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к министерству лесного хозяйства Красноярского края (далее – министерство, ответчик) об обязании заключить дополнительное соглашение к договору аренды лесного участка от 22.10.2008 N 48/р об освобождении общества от уплаты арендной платы за период с 01.04.2020 по 30.06.2020 (2 квартал 2020 года) в размере 223 644 рубля 57 копеек и о предоставлении ему отсрочки по внесению арендной платы за период с 01.07.2020 по 30.09.2020 (3 квартал 2020 года) в размере 223 644 рубля 57 копеек.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 18.12.2020, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 10.06.2021 и постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16.09.2021, иск удовлетворен: суд обязал министерство заключить с обществом дополнительное соглашение к договору аренды лесного участка от 22.10.2008 N 48/р, предусматривающее предоставление последнему отсрочки по внесению арендной платы по договору за 2 и 3 кварталы 2020 года.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, заявитель просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, ссылаясь на существенное нарушение норм материального и процессуального права.

В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что суды необоснованно отказали в удовлетворении требования об освобождении об уплате арендных платежей за 2 квартал 2020 на основании Распоряжения Правительства от 19.03.2020 №670-р « О мерах поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства», согласно пункту 1 которого Росимуществу по договорам аренды федерального имущества, составляющую государственную казну Российской Федерации ( в том числе земельных участков), которые заключены до 1 апреля 2020 и арендаторами, по которым являются субъекты малого и среднего предпринимательства, включенные в реестр малого и среднего предпринимательства, предписано обеспечить освобождение арендаторов, осуществляющих деятельность в одной или нескольких отраслях по перечню отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 №434 о уплаты арендных платежей с 01.04.2020 по 01.07.2020.

Лесной фонд находится в ведении Министерства лесного хозяйства Красноярского края, плата за него производится в федеральный бюджет, ввиду чего Росимущество передало заявление Общества на рассмотрение в Министерство лесного хозяйства Красноярского края.

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.

При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов оснований, по которым жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, не установлено.

Как следует из обжалуемых актов, министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края (арендодатель с учетом дополнительного соглашения от 18.07.2014 N 1) и ООО Кемпинг "Манский плес" (арендатор с учетом дополнительного соглашения от 18.07.2014 N 1) заключили договор аренды лесного участка от 22.10.2008 N 48/р (с учетом дополнительного соглашения от 21.02.2018), согласно которому арендатору предоставлен в аренду на срок 44 года (по 29.10.2052) для осуществления рекреационной деятельности лесной участок из состава земель лесного фонда с кадастровым номером 24:46:1203002:66 площадью 9,6 га, имеющий местоположение: Красноярский край, в границах муниципального образования г. Дивногорска, Красноярское лесничество, Усть-Манское участковое лесничество, квартал 7, выделы N 1, N 2, N 3, N 9.

По условиям договора (пункт 6 в редакции дополнительного соглашения от 18.07.2014 N 1) арендатор вносит арендную плату ежеквартально равными частями в размере 1/4 части годового размера арендной платы с 1 до 15 числа последнего месяца текущего квартала согласно приложению N 4 к договору.

Согласно графику внесения арендной платы на 2020 год, арендная плата подлежала внесению арендатором в следующем порядке: арендная плата в сумме 223 644 рубля 57 копеек за 1 квартал 2020 года - 16.03.2020; арендная плата в сумме 223 644 рубля 57 копеек за 2 квартал 2020 года - 15.06.2020; арендная плата в сумме 223 644 рубля 57 копеек за 3 квартал 2020 года - 15.09.2020; арендная плата в сумме 223 644 рубля 55 копеек за 4 квартал 2020 года - 15.12.2020.

В связи с введением в 2020 году ограничительных мероприятий, направленных на предотвращение распространения новой коронавирусной инфекции, ООО Кемпинг "Манский Плес" обратилось в министерство с заявлением от 17.06.2020 вх. N 86-11315 о предоставлении ему отсрочки по внесению арендных платежей на условиях, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 439 "Об установлении требований к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества".

Далее письмом от 01.09.2020 общество обратилось в министерство с просьбой заключить дополнительное соглашение к договору аренды лесного участка от 22.10.2008 N 48/р, предусматривающее предоставление ему отсрочки по внесению арендной платы за 2 и 3 кварталы 2020 года.

Ссылаясь на уклонение министерства от заключения дополнительного соглашения, общество Кемпинг "Манский Плес" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском, уточнив который, просило обязать министерство заключить дополнительное соглашение к договору аренды от 22.10.2008 N 48/р об освобождении его от уплаты арендной платы за 2 квартал 2020 года и о предоставлении ему отсрочки по внесению арендной платы за 3 квартал 2020 года.

Руководствовались статьями 8, 307, 309, 421, 422, 432, 445, 446, 606, 614, 615 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 1, 3, 8, 71, 72, 73, 74, 74.1, 82, 83 Лесного кодекса Российской Федерации, статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, частей 1 и 3 статьи 19 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 439 "Об установлении требований к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества", разъяснениями, изложенными в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" и Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 2, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.04.2020, суды пришли к выводу о наличии оснований для предоставления обществу отсрочки по внесению арендной платы по договору за 2 и 3 кварталы 2020 года, возложив на министерство обязанности по заключению дополнительного соглашения, предусматривающего в качестве меры поддержки предоставление именно такой отсрочки.

Частью 1 статьи 19 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" предусмотрено, что в отношении договоров аренды недвижимого имущества, заключенных до принятия в 2020 году органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (в редакции этого закона) решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации, в течение 30 дней со дня обращения арендатора соответствующего объекта недвижимого имущества арендодатель обязан заключить дополнительное соглашение, предусматривающее отсрочку уплаты арендной платы, предусмотренной в 2020 году. Требования к условиям и срокам такой отсрочки устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Соответствующие требования к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества предусмотрены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 439.

Согласно этому постановлению отсрочка уплаты арендной платы, предусмотренной в 2020 году за использование недвижимого имущества по договорам аренды недвижимого имущества, которые заключены до принятия в 2020 году органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации, предоставляется арендаторам - организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (пункт 1). Отсрочка предоставляется в отношении недвижимого имущества, находящегося в государственной, муниципальной или частной собственности, за исключением жилых помещений (пункт 2).

Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц, основным видом экономической деятельности ООО Кемпинг "Манский Плес" является деятельность туристических агентств (код ОКВЭД 79.11), которая входит в Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434 (деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма (код ОКВЭД - 79)).

На территории Красноярского края режим повышенной готовности был введен с 16.03.2020 постановлением Правительства Красноярского края от 16.03.2020 N 152-п.

ООО Кемпинг "Манский Плес" как арендатор недвижимого имущества по договору аренды, заключенному до принятия в 2020 году Правительством Красноярского края решения о введении на территории Красноярского края режима повышенной готовности, осуществляющий деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, вправе требовать предоставления ему отсрочки уплаты арендной платы за 2 и 3 кварталы 2020 года.

При этом суды пришли к выводу об отсутствии оснований для освобождения общества от уплаты арендной платы за 2 квартал 2020 года.

Отклоняя доводы общества о необходимости применения к правоотношениям сторон распоряжения Правительства Российской Федерации от 19.03.2020 N 670-р "О мерах поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства" и наличии оснований для освобождения его от уплаты арендной платы за 2 квартал 2020 года ,суды обоснованно указали, что пункт 1 указанного распоряжения , предусматривающего возможность освобождения от уплаты арендной платы, адресовано Росимуществу и распространяется на договоры аренды федерального имущества, заключенные именно Росимуществом, а не иными органами власти. Данное толкование подтверждается содержанием иных пунктов этого распоряжения, в частности, его пункта 2, адресованного федеральным органам исполнительной власти и находящимся в их ведении государственным предприятиям и государственным учреждениям и предусматривающего возможность предоставления арендаторам по заключенным ими договорам аренды федерального имущества только лишь отсрочки уплаты арендной платы.

Доводы заявителя жалобы не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.1, 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации

ОПРЕДЕЛИЛ:

Отказать в передаче кассационной жалобы общества с ограниченной ответственностью Кемпинг «Манский Плес» для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.С. Чучунова