ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А33-31308/18 от 03.08.2022 Верховного Суда РФ


ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

№ 302-ЭС22-12338

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва

Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С., изучив кассационные жалобы открытого акционерного общества «10 Арсенал Военно-Морского Флота» и Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Красноярского края от 16.02.2021, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 22.12.2021 и постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 31.03.2022 по делу
№ А33-31308/2018

УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество "10 Арсенал Военно-Морского Флота" (ОГРН 1102450001246, ИНН 2450027430, г. Канск Красноярского края, далее также - ОАО "10 Арсенал ВМФ", истец, общество) в лице конкурсного управляющего Фишера В.Р. (в настоящее время конкурсный управляющий ОАО "10 Арсенал ВМФ" Степанов А.В.) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иском к Министерству обороны Российской Федерации (далее также - Минобороны России, ответчик), об обязании Минобороны России в лице Базы (техническая, вооружения и боеприпасов, военно-морского флота) войсковой части 58661 предоставить допуск для прохождения на территорию земельного участка с кадастровым номером 24:51:0101008:674, по адресу: Россия, Красноярский край, г. Канск, ул. Герцена, 9 и к объектам движимого и недвижимого имущества, находящимся на нем, об истребовании объектов движимого и недвижимого имущества.

Определением Арбитражного суда города Москвы 25 июля 2018 года по делу N А40-159884/18-16-1087 исковое заявление принято к производству суда, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены федеральное государственное казенное учреждение "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, База (техническая, вооружения и боеприпасов, военного - морского флота) Минобороны России войсковой части 58661.

Определением Арбитражного суда города Москвы от 04 октября 2018 года дело N А40-159884/18-16-1087 передано на рассмотрение по подсудности в Арбитражный суд Красноярского края.

Определением Арбитражного суда Красноярского края от 06 июня 2019 года принято встречное исковое заявление Минобороны России о признании права собственности на объекты недвижимого имущества (согласно перечню, указанному в уточнении иска от 03.06.2020).

Дело рассмотрено с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Красноярскому краю, федерального государственного казенного учреждения "Управление лесного хозяйства и природопользования" Минобороны России, межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 16.02.2021, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 22.12.2021, в удовлетворении первоначального иска ОАО "10 Арсенал ВМФ" отказано, в удовлетворении встречных требований Минобороны России отказано.

Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 31.03.2022 решение от 16.02.2021 и апелляционное постановление
от 22.12.2021 отменены в части отказа в удовлетворении встречного иска Минобороны России о признании права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 24:51:0101008:674, в указанной части дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Красноярского края. В остальной части судебные акты оставлены без изменения; распределены судебные расходы.

В кассационных жалобах, поданных в Верховный Суд Российской Федерации, заявители просят отменить состоявшиеся по делу судебные акты, ссылаясь на существенное нарушение норм материального и процессуального права.

В обоснование доводов жалоб заявители указывают, что отказывая в удовлетворении исковых требований о признании и права собственности Российской Федерации на объекты недвижимого имущества ,суды указали, что указанные объекты получены Обществом в ходе исполнения сделки по приватизации, санкционированной Министерством обороны Российской Федерации; доказательства, подтверждающие необходимость использования имущества для обеспечения обороноспособности государства, в материалах дела отсутствуют.

Из материалов дела следует, что все спорные объекты недвижимого имущества ,указанные в заявлении конкурсного управляющего, вошли в состав подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУП «10Арсенал Военно-Морского Флота» Министерства обороны Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2001 №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Вместе с тем Министерство обороны России полагает, что спорные объекты недвижимого имущества были ошибочно включены в перечень объектов, подлежащих приватизации, поскольку не могли быть переданы в частную собственность в силу пункта 3 статьи 3 Закона №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Согласно пункту 3 статьи Закона №178-ФЗ приватизации не подлежат имущество, отнесенное федеральными законами к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается (объектам, изъятым из оборота), а также имущество, которое в порядке, установленном федеральными законами, может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Такое имущество не может отчуждаться и направляться в гражданский оборот, так как такое отчуждение приведет к нарушению норм федерального законодательства, целью которых является обеспечение обороноспособности и безопасности государства.

Главой III Федерального закона от 21.12.2001 №178-ФЗ определен порядок приватизации государственного имущества, находящееся в оперативном управлении Вооруженных Сил Российской Федерации.

Из представленных материалов следует, что спорные объекты недвижимого имущества располагаются на земельных участках с кадастровыми номерами: 24:51:0101008:673, 25:51:101008:674, 24:51:0101008:675.

На момент приватизации на земельном участке с кадастровым номером 25:51:101008:674 помимо спорных объектов недвижимого имущества, переданных в уставной капитал ОАО «10 Арсенал Военно-Морского Флота» располагалось еще 52 здания (сооружения), используемых Вооруженными силами Российской Федерации в целях обеспечения деятельности, направленной на обеспечение обороны безопасности.

В указанных объектах на момент приватизации находилось и по настоящее время находится движимое имущество (оборудование и принадлежности), которое неразрывно связано с объектами недвижимости, и без которого невозможно использование объектов недвижимости по их прямому функциональному назначению в деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации.

Все объекты инфраструктуры и производственные мощности, объекты недвижимого и движимого имущества использовались на момент приватизации и используются в интересах обороноспособности государства.

Войсковые части, использующие спорное имущество, как на момент приватизации, так и по настоящее время, подведомственны Министерству обороны России.

Вывод судов о недоказанности использования объектов для обеспечения обороны и безопасности является необоснованным.

Частью 6 статьи 3 Федерального закона от 07.05.2013 №100-ФЗ «О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела 1 части первой и статью 1153 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что нормы Гражданского кодекса Российской Федерации ( в редакции настоящего Федерального закона) об основаниях и последствиях недействительности сделок (статьи 166-176,178-181) применяются к сделкам, совершенным после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Таким образом, к оспариваемой сделке по приватизации, совершенной на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 31.12.2009 №1491 подлежат применению нормы Гражданского кодекса Российской Федерации об основаниях и последствиях недействительности сделок в предыдущей редакции.

Включение спорных объектов в уставной капитал ОАО «10 Арсенал Военно-Морского Флота» не соответствует требованиям законодательства о приватизации государственного имущества, действовавшего на момент его совершения, указанная сделка является недействительной в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации вне зависимости от признания таковой судом, а право собственности Российской Федерации подлежит восстановлению.

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.

При изучении доводов кассационных жалоб и принятых по делу судебных актов оснований, по которым жалобы могут быть переданы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, не установлено.

Как следует из обжалуемых актов, общество "10 Арсенал ВМФ" создано 31.12.2009 в результате преобразования федерального государственного унитарного предприятия "10 арсенал Военно-Морского Флота" Минобороны России путем приватизации на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 31.12.2009 N 1491 "Об условиях приватизации федерального государственного унитарного предприятия "10 Арсенал ВМФ", в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15.09.2008 N 1359 "Об открытом акционерном обществе "Оборонсервис", постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2008 N 875 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 15.09.2008 N 1359 "Об открытом акционерном обществе "Оборонсервис" и является его правопреемником.

Названным Указом Президента Российской Федерации от 15.09.2008 N 1359 утвержден состав подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУП "10 арсенал Военно-Морского Флота" Минобороны России (приложение N 1).

В результате приватизации ФГУП "10 Арсенал ВМФ" Минобороны России получило 100 процентов акций и согласно приложению N 4 к Указу Президента Российской Федерации от 15.09.2008 N 1359, 100 процентов акций минус одна общество "10 Арсенал Военно-Морского Флота" внесло в уставный капитал ОАО "Ремвооружение".

12.04.2010 департаментом имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации утвержден передаточный акт, согласно которому в состав подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУП "10 Арсенал ВМФ" Минобороны России включены, в том числе, следующие объекты недвижимого имущества:

1. земельный участок с кадастровым номером 24:51:0101008:674 площадью 91,82 га по адресу Красноярский край, г. Канск, ул. Герцена, 9;

2. раздевалка рабочих с кадастровым номером 24:51:0000000:4429, площадью 133,7 кв. м, 1955 года постройки, по адресу: Красноярский край, г. Канск, ул. Герцена-9, дом 70;

3. склад ГСМ с кадастровым номером 24:51:0000000:4430, площадью 64,4 кв. м, 1970 года постройки, по адресу: Красноярский край, г. Канск, ул. Герцена-9, дом 72;

4. цех N 9 с кадастровым номером 24:51:0000000:3782, площадью 864,8 кв. м, 1958 года постройки, по адресу: Красноярский край, г. Канск, ул. Герцена, 9, дом 74;

5. здание электроцеха с кадастровым номером 24:51:0000000:0:04:420: 002:000947280:0001, площадью 411,2 кв. м, 1945 года постройки, по адресу: Красноярский край, г. Канск, ул. Герцена-9, дом 38;

6. цех N 1 участок 2 с кадастровым номером 24:51:0000000:3783, площадью 1 250,6 кв. м, 1966 года постройки, по адресу: Красноярский край, г. Канск, ул. Герцена-9, дом 94;

7. контейнерное хранилище производства с кадастровым номером 24:51:0000000:4403, площадью 551 кв. м, 1987 года постройки, по адресу: Красноярский край, г. Канск, ул. Герцена-9, дом 75;

8. кузнечно-сварочный цех с кадастровым номером 24:51:0000000:3781, площадью 174,4 кв. м, 1969 года постройки, по адресу: Красноярский край, г. Канск, ул. Герцена, 9, дом 58;

9. цех N 2 участок 2 с кадастровым номером 24:51:0000000:1944, площадью 623,7 кв. м, 1956 года постройки, по адресу: Красноярский край, г. Канск, ул. Герцена-9, дом 96;

10. цех N 3 участок 3 с кадастровым номером 24:51:0000000:1945, площадью 654,6 кв. м, 1956 года постройки, по адресу: Красноярский край, г. Канск, ул. Герцена-9, дом 97;

11. цех N 11 с кадастровым номером 24:51:0000000:3784, площадью 1 169,5 кв. м, 1956 года постройки, по адресу: Красноярский край, г. Канск, ул. Герцена-9, дом 98;

12. кирпичное здание цехов N 4 и N 5 с кадастровым номером 24:51:0000000:0:04:420:002:000947290:0001, площадью 2 075 кв. м, 1955 года постройки, по адресу: Красноярский край, г. Канск, ул. Герцена-9, дом 39;

13. сооружение - станция приема горючего с кадастровым номером 24:51:0000000:4431, площадью 616,6 кв. м, 1990 года постройки, по адресу: Красноярский край, г. Канск, ул. Герцена-9, дом 76;

14. поднавес для пилорамы с кадастровым номером 24:51:0000000:12217, площадью 352,7 кв. м, 1955 года постройки, по адресу: Красноярский край, г. Канск, ул. Герцена-9, дом 79;

15. нежилое здание - цех N 6 с кадастровым номером 24:51:0000000:1946, площадью 2 026,6 кв. м, 1985 года постройки, по адресу: Красноярский край, г. Канск, ул. Герцена-9, дом 123;

16. столярная мастерская с кадастровым номером 24:51:0101054:324, площадью 260,6 кв. м, по адресу: Красноярский край, г. Канск, ул. Герцена, дом 9.

Право собственности ОАО "10 Арсенал ВМФ" на объекты недвижимого имущества зарегистрировано в установленном порядке в январе, апреле, мае, июне 2011 года, что подтверждается представленным в материалы дела документами.

12.12.2011 общество "10 Арсенал ВМФ" (владелец) и войсковая часть 81272 (пользователь) подписали договор безвозмездного пользования N 87, по условиям которого владелец, с целью оформления действий, в отношении используемого пользователем имущества со дня образования войсковой части 81272, на основании передаточного акта объектов, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса ФГУП "10 Арсенал Военно-Морского Флота" Минобороны России, а также передаточного акта объектов, подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса ФГУП "10 Арсенал Военно-Морского Флота" Минобороны России, утвержденных руководителем департамента имущественных отношений Минобороны России, передал во временное безвозмездное пользование пользователю технологическое, метрологическое и нестандартизированное оборудование, товарно-материальные ценности, а пользователь принял имущество в состоянии и количестве, обусловленном договором и приложениями к нему.

Согласно приложению N 3 к договору безвозмездного временного пользования N 87 от 12.12.2011 общество "10 Арсенал ВМФ" передало войсковой части 81272 имущество, состоящее на балансовом учете в ОАО "10 Арсенал Военно-Морского Флота", стоимость которого составляет 15 987 324 рубля 60 копеек, а именно: цех N 11 инв. 123, цех N 4 инв. 6, цех N 6 инв. 185, цех N 1 участок 2 инв. 172, раздевалка рабочих инв. 19, здание эл. цеха инв. 33, столярная мастерская инв. 43.

Из содержания актов осмотра имущества от 23.12.2016 и от 09.01.2017, составленных ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений Минобороны России", следует, что осуществлен осмотр объектов, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 24:51:0101008:674, по результатам которого установлено, что спорные объекты недвижимого имущества находятся в пользовании базы войсковой части 58661.

Также в ходе рассмотрения дела судами установлено, что земельный участок с кадастровым номером 24:51:0101008:674 площадью 918 173 кв. м образован путем раздела землепользования площадью 5 360 319,6 кв. м, являющегося территорией военных объектов, расположенных по адресу: Красноярский край, г. Канск, ул. Герцена, 9.

09.12.2005 осуществлена постановка на кадастровый учет расположенных по адресу: Красноярский край, г. Канск, ул. Герцена, 9 трех земельных участков: с кадастровым номером 24:51:0101008:673 площадью 4 029 929 кв. м, с кадастровым номером 24:51:0101008:674 площадью 918 173 кв. м, с кадастровым номером 24:51:0101008:675 площадью 362 329 кв. м, которые согласно пояснениям ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации, расположены в границах лесничества.

В отношении земельных участков с кадастровым номером 24:51:0101008:673 площадью 4 029 929 кв. м и с кадастровым номером 24:51:0101008:675 площадью 362 329 кв. м 25.06.2007 зарегистрировано право собственности Российской Федерации.

На земельный участок с кадастровым номером 24:51:0101008:674 площадью 918 173 кв. м 05.03.2011 зарегистрировано право собственности ОАО "10 Арсенал ВМФ".

Судами установлено, что 13 объектов недвижимости, на которые зарегистрировано право собственности общества, расположены в границах земельного участка с кадастровым номером 24:51:0101008:674, а нежилое здание-цех N 6 с кадастровым номером 24:51:0000000:1946, площадью 2 026,6 кв. м расположено в границах земельного участка с кадастровым номером 24:51:0101008:673, нежилое здание-столярная мастерская с кадастровым номером 24:51:0101054:324, площадью 260,6 кв. м - в границах земельного участка с кадастровым номером 24:51:0101008:675.

Ссылаясь на то, что спорные объекты включены в конкурсную массу должника и подлежат продаже, при этом находятся на территории военного объекта и используются Вооруженными Силами Российской Федерации, доступ к объектам ограничен, общество "10 Арсенал ВМФ" обратилось в суд с настоящим иском к Минобороны России и заявило требование об обязании Минобороны России в лице Базы (техническая, вооружения и боеприпасов, военно-морского флота) войсковой части 58661 предоставить обществу "10 Арсенал ВМФ" допуск для прохождения на территорию земельного участка с кадастровым номером 24:51:0101008:674, по адресу: Россия, Красноярский край, г. Канск, ул. Герцена, 9, и к находящимся на нем объектам движимого и недвижимого имущества. Также общество просило истребовать у Минобороны России путем передачи обществу "10 Арсенал ВМФ" объекты движимого и недвижимого имущества, поименованные в уточнении к иску от 20.08.2020 N 236 .

Ссылаясь на ошибочность включения в перечень имущества, подлежащего приватизации и заявляя о ничтожности сделки по приватизации, Минобороны России обратилось к обществу "10 Арсенал ВМФ" со встречным иском о признании права собственности Российской Федерации на недвижимое имущество, указанное в заявлении об уточнении встречного иска .

Возражая против предъявленного иска, конкурсный управляющий Степанов А.В. сослался на пропуск срока исковой давности по требованию Министерства о признании права собственности на земельный участок и объекты недвижимости, поименованные во встречном иске, а также на непредставление Минобороны России доказательств нарушения сделкой по приватизации ФГУП "10 Арсенал Военно-Морского Флота" законодательства, регулирующего порядок приватизации государственного имущества, на недоказанность отнесения спорного имущества (земельного участка и 15 объектов недвижимости) к объектам, изъятым из оборота.

Отказывая в удовлетворении первоначального иска, суд первой инстанции и поддержавший его выводы апелляционный суд руководствовались положениями статей 1, 12, 195, 200, 209, 301, 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснениями, изложенными в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", в пунктах 32, 34, 36, 42 постановления Пленума Верховного Суда и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в пункте 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.01.2013 N 153 "Обзор судебной практики по некоторым вопросам защиты прав собственника от нарушений, не связанных с лишением владения", в пунктах 7, 10, 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", в пункте 13 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.11.2008 N 126 "Обзор судебной практики по некоторым вопросам, связанным с истребованием имущества из чужого незаконного владения". Доводы ответчика о пропуске обществом срока исковой давности суды признали обоснованными, указав на то, что обществу о нарушении своего права и о надлежащем ответчике по виндикационному иску было известно 27.05.2014 (с момента принятия постановления Третьего арбитражного апелляционного суда по делу N А33-678/2013). Суды также сослались на отсутствие доказательств выбытия спорного имущества из владения истца помимо его воли и отсутствие возможности идентифицировать виндицируемое истцом движимое имущество вследствие отсутствия у имущества индивидуально-определенных признаков.

Отказывая в удовлетворении встречного иска Минобороны России, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались положениями статей 8, 8.1, 131, 167, 168, 200, 209, 216, 217 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее также - Закон N 137-ФЗ), статей 1 - 3, 11, 13, 28 Закона о приватизации, разъяснениями, изложенными в пункте 59 постановления Пленума Верховного Суда и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22, в пунктах 4, 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43, и исходили из того, что имущество, на которое просит признать право истец по встречному иску, получено ответчиком (обществом "10 Арсенал ВМФ") в ходе исполнения сделки по приватизации федерального имущества, совершенной на основании легитимных нормативных актов. При этом судами отклонены доводы истца по встречному иску о том, что спорное имущество фактически является изъятым из оборота. Суды признали необоснованным заявление общества "10 Арсенал ВМФ" о пропуске истцом по встречному иску срока исковой давности, указав, что Минобороны России могло узнать о нарушении своего права после регистрации права собственности общества на недвижимое имущество в 2011 году.

Суд округа признал выводы судов об отказе в удовлетворении первоначального иска и об отказе в удовлетворении встречного иска в части признании права собственности Министерства на 15 объектов недвижимости (здания, сооружения) соответствующими указанным выше нормам материального права.

Суд округа отклонил довод общества о необходимости исчисления срока исковой давности именно с даты утверждения конкурсного управляющего имуществом общества ,согласившись с выводами судов о том, что срок исковой давности по данному делу начал течь с момента прекращения производства по делу N А33-678/2013 (с 27.05.2014), тогда как исковое заявление по настоящему делу предъявлено обществом в Арбитражный суд города Москвы 03.07.2018, что свидетельствует о пропуске истцом срока исковой давности.

Суд округа также отклонил доводы общества, выражающие несогласие с выводами судов об отсутствии оснований для истребования движимого имущества, поименованного конкурсным управляющим в заявлении об уточнении иска от 20.08.2020.

Как установили суды, в данном случае отсутствует возможность установления идентифицирующих (индивидуально-определенных) признаков спорного имущества (технические характеристики, заводские номера, специфические особенности, год изготовления и т.д.), позволяющих конкретизировать истребуемое имущество среди вещей, имеющих такие же родовые признаки.

Судом округа признаны необоснованными доводы Министерства о том , что спорные объекты недвижимости (14 зданий и сооружений, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 24:51:0101008:674, переданных обществу "10 Арсенал ВМФ" в порядке приватизации) относятся к имуществу, изъятому из оборота и используемому в деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации и не подлежали приватизации.

Министерством обороны Российской Федерации не доказано наличие у этих объектов особого статуса на момент их передачи обществу "10 Арсенал ВМФ". Напротив, данные объекты получены обществом в ходе исполнения сделки по приватизации, санкционированной Минобороны России, а доказательства, позволяющие сделать вывод о том, что это имущество необходимо для обеспечения обороноспособности государства, в деле отсутствуют.

Утверждение Министерства о том, что объекты недвижимости (столярная мастерская, расположена на земельном участке с кадастровым номером 24:51:0101008:675, цех N 6, расположен на земельном участке с кадастровым номером 24:51:0101008:673) не могли быть включены в состав приватизируемого имущества и, соответственно, переданы обществу в порядке сделки приватизации, вследствие их расположения на земельных участках, находящихся в собственности Российской Федерации, признаны судом округа несостоятельным, поскольку право собственности ОАО "10 Арсенал ВМФ" на объекты (цех N 6 и столярную мастерскую) возникло в результате приватизации, осуществленной на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 31.12.2009 N 1491 "Об условиях приватизации федерального государственного унитарного предприятия "10 Арсенал ВМФ", передаточного акта, утвержденного 12.04.2010 департаментом имущественных отношений Минобороны Российской Федерации.

Согласно пункту 7 статьи 3 Закона N 137-ФЗ со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации приватизация зданий, строений, сооружений, в том числе промышленного назначения без одновременной приватизации земельных участков, на которых они расположены, не допускается, за исключением случаев, если такие земельные участки изъяты из оборота или ограничены в обороте.

Таким образом, то обстоятельство, что земельные участки с кадастровыми номерами 24:50:0101008:673 и 24:50:0101008:675, принадлежащие Российской Федерации, ограничены в обороте в силу подпункта пятого пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, не влечет изъятие из оборота расположенных на них зданий и сооружений, принадлежащих ОАО "10 Арсенал ВМФ" на праве собственности.

При этом суд округа согласился с доводами Минобороны России о неправильном применении судами норм материального права при рассмотрении заявления общества о пропуске Министерством срока исковой давности по встречному иску о признании права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 24:51:0101008:674, указав следующее .

Делая выводы о том, что право собственности на земельный участок с кадастровым номером 24:51:0101008:674 не может быть признано за Минобороны России, суды исходили из положений статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 7 статьи 3 Закона N 137-ФЗ и установленного земельным законодательством принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, при этом суды сослались на отсутствие в деле доказательств изъятия земельного участка из оборота или установления каких-либо иных ограничений в отношении данного земельного участка.

Между тем, Минобороны России в ходе рассмотрения дела указывало, что земельные участки с кадастровыми номерами 24:51:0101008:673, 24:51:0101008:674 и 24:51:0101008:675 расположены в границах Красноярского военного лесничества, переданы Вооруженным Силам Российской Федерации Канским лесхозом из состава земель лесного фонда 22.09.1998 во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 02.02.1998 N 135 "О закреплении лесов, расположенных на землях обороны, за федеральным органом исполнительной власти по вопросам обороны". По мнению Минобороны России, на основании абзаца 2 части 8 статьи 28 Закона о приватизации спорный земельный участок с кадастровым номером 24:51:0101008:674 не подлежал приватизации в силу прямого законодательного запрета на приватизацию земель лесного фонда.

Суды, делая вывод об отсутствии доказательств отнесения земельного участка с кадастровым номером 24:51:0101008:674 к землям лесного фонда, а также его расположения в границах лесничества, ограничились оценкой пояснений ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации (далее также - ФГКУ "УЛХиП" Минобороны России), указав, что пояснения учреждения в отсутствие иных доказательств, соответствующие факты не подтверждают.

Однако, помимо пояснений ФГКУ "УЛХиП" Минобороны России, в материалах дела имеется акт на передачу (приемку) лесов, расположенных на землях обороны от 22.09.1998 , план землепользования войсковой части 78309 .

Кроме того, обращаясь со встречным иском, Минобороны России в обоснование доводов о наличии условий для признания права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 24:51:0101008:674 указывало, что помимо переданных обществу "10 Арсенал ВМФ" 14 объектов недвижимости, расположенных на данном земельном участке, на этом же земельном участке находятся иные 52 объекта недвижимости, используемые Вооруженными Силами Российской Федерации в целях обеспечения деятельности, направленной на обеспечение обороноспособности государства. В подтверждение данного обстоятельства в материалы дела представлены, в том числе, акты осмотра имущества от 23.12.2016 и от 09.01.2017 .

Согласно подпункту 2 пункта 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент приватизации спорного земельного участка) из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами: зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы.

Согласно пункту 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Суды, делая выводы об отсутствии доказательств, подтверждающих передачу обществу "10 Арсенал ВМФ" земельного участка с нарушением действующего законодательства, не учли, что отчуждение земельного участка без расположенных на нем зданий, запрещено и противоречит установленному земельным законодательством принципу единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов. Суды не проверили обоснованность доводов Минобороны России о передаче в собственность общества при приватизации земельного участка, на котором помимо объектов недвижимости, также являющихся предметом сделки по приватизации, располагались объекты недвижимости, не являющиеся предметом указанной сделки, и принадлежащие Минобороны России.

На основании изложенного ,суд округа заключил, что принятые по делу решение и постановление в части отказа в удовлетворении требования истца по встречному иску о признании права собственности на земельный участок с кадастровым номером 24:51:0101008:674 не могут быть признаны законными и обоснованными, в связи с чем судебные акты подлежат отмене, а дело -направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении судом округа указано судам проверить доводы Минобороны России, установить, не был ли изъят либо ограничен в обороте спорный земельный участок на момент его приватизации, и, соответственно, с учетом положений пункта 8 статьи 28 Закона о приватизации выяснить, мог ли земельный участок быть предметом сделки приватизации, а также установить, не нарушен ли при совершении сделки по приватизации земельного участка принцип единства судьбы земельного участка и прочно связанных с ним объектов.

Доводы заявителей жалоб не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.1, 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации

ОПРЕДЕЛИЛ:

Отказать в передаче кассационных жалоб открытого акционерного общества «10 Арсенал Военно-Морского Флота» и Министерства обороны Российской Федерации для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.С. Чучунова