ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А34-708/18 от 04.12.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  № 309-ЭС19-22459

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. ФИО1 декабря 2019 года

Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М.В., рассмотрев  кассационную жалобу Уральского межрегионального управления Федеральной  службы по надзору в сфере природопользования от 15.10.2019  № 05-01-03/б/н  на постановление Арбитражного суда Уральского округа от 05.09.2019 по делу   № А34-708/2018 Арбитражного суда Курганской области

по заявлению акционерного общества «Водный союз» (далее – общество) к  Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования  (Росприроднадзора) по Курганской области (реорганизовано в форме  присоединения в Уральское межрегиональное управление Федеральной службы  по надзору в сфере природопользования (далее – управление,  Росприроднадзор)) о признании недействительным предписания от 01.11.2017   № 03-10/25 в части обязания осуществлять пользование недрами с целью  добычи подземных вод посредством 12 одиночных скважин  № 3, 4, 6, 7, 8, 9,  10, 11, 13, 14, расположенных в г. Куртамыш Курганской области, при наличии  согласованного и утвержденного в установленном порядке технического  проекта - проекта водозабора,

при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных  требований относительно предмета спора, - Отдел геологии и лицензирования  по Курганской области Департамента по недропользованию по Уральскому  федеральному округу,

установила:

решением Арбитражного суда Курганской области от 13.11.2018,  оставленным без изменения постановлением Восемнадцатого арбитражного 


апелляционного суда от 13.03.2019, в удовлетворении заявленных требований  отказано.

Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 05.09.2019  решение суда первой инстанции от 13.11.2018 и постановление суда  апелляционной инстанции от 13.03.2019 отменены. Заявленное требование  удовлетворено.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской  Федерации, управление просит об отмене постановления суда округа, ссылаясь  на нарушение судом норм материального права и норм процессуального права.

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы  судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе  в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании  Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные  в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений  норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на  исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных  актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят  подтверждения в материалах дела.

Таких оснований для пересмотра обжалуемого судебного акта в  кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.

Как следует из судебных актов, обществу на основании лицензии

от 06.04.2011 КУГ 00945 ВЭ предоставлено право пользования недрами с  целью добычи подземных вод посредством 12 одиночных скважин  №№ 1, 2, 3,  4, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 13, 14, расположенных в г. Куртамыш Курганской области,  для хозяйственно-питьевых и хозяйственно-бытовых нужд и технологического  обеспечения водой промышленных объектов г. Куртамыш. Участок недр имеет  статус горного отвода.

Согласно пункту 7 приложения  № 1 к лицензии пользователь недр обязан  осуществлять добычу подземных вод из указанных одиночных скважин в  пределах установленной величины - 863,96 куб. м в сутки. 

Управлением была проведена плановая выездная проверка соблюдения  обществом обязательных требований в области охраны окружающей среды, в  том числе использование и охрана водных объектов.

По результатам проверки составлен акт от 01.11.2017  № 03-11/22 и  вынесено предписание от 01.11.2017  № 03-10/25, которым в срок до 01.10.2018  предписано осуществлять пользование недрами с целью добычи подземных вод  посредством указанных одиночных скважин при наличии согласованного и 


утвержденного в установленном порядке технического проекта - проекта  водозабора.

Общество, полагая, что данное предписание является незаконным,  обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Суды первой и апелляционной инстанций в удовлетворении заявленного  требования общества отказали. При этом суды, принимая во внимание, что  согласно лицензии общество обязано осуществлять добычу подземных вод из  спорных скважин в пределах установленной величины в размере 863,96 куб. м в  сутки, что составляет более 100 кубических метров в сутки, пришли к выводу о  наличии законных оснований для выдачи оспариваемого предписания.

Отменяя решение суда первой инстанции и постановление суда  апелляционной инстанции, суд округа, руководствуясь требованиями Закона  Российской Федерации от 21.02.1992  № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон о  недрах), признал противоречащей статье 23.2 Закона о недрах позицию судов  об отнесении объема, установленного только в Условиях пользования недрами,  на все имеющиеся скважины как единый объект недропользования.

При этом суд исходил из того, что спорные скважины не объединены как  технически связанные объекты по виду деятельности, в отношении них не  выявлено геологических особенностей либо технических условий для их  группирования, они могут являться/являются самостоятельными одиночными  объектами с целью добычи подземных вод. 

Суд округа отметил, что в обоснование возложения на общество  обязанности утверждения технического проекта - проекта водозабора  управлению следует доказать превышение объема добычи подземных вод более  100 кубических метров в сутки отдельно по каждой скважине либо  необходимость объединения конкретных скважин в единую группу и  превышение указанного объема в этой группе скважин.

Судом установлено, что согласно отчета, полученного на основании  данных журнала добычи подземных вод, в период с 2015 по 2017 годы объем  добытых подземных вод находится значительно ниже пределов величины  заявленной потребности.

Кроме того судом учтено, что обществом учет объема добытых подземных  вод производится по производительности насоса и времени его работы с  занесением данных в журнал учета, осуществляется мониторинг за состоянием  подземного водоносного горизонта с фиксацией суммарного водоотбора за  месяц по скважинам, представляется отчетность, предусмотренная  законодательством, что соответствует требованиям лицензии. 

Таким образом, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для  отказа обществу в удовлетворении заявленного требования.


Приведенные в жалобе доводы сводятся к изложению обстоятельств дела,,  не опровергают и не подтверждают существенных нарушений судом округа  норм материального и (или) процессуального права и не являются достаточным  основанием для пересмотра судебного акта в кассационном порядке.

Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, судья

определила:

отказать Уральскому межрегиональному управлению Федеральной службы  по надзору в сфере природопользования в передаче кассационной жалобы для  рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим  спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда М.В. Пронина  Российской Федерации