ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А37-2971/20 от 26.01.2022 Верховного Суда РФ


ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

№ 303-ЭС21-26726

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва

Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М.В., изучив кассационную жалобу акционерного общества «Авиакомпания «Аврора» на решение Арбитражного суда Магаданской области от 28.04.2021 по делу № А37-2971/2020, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2021 и постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 29.09.2021 по тому же делу

по иску акционерного общества «Авиакомпания «Аврора» (далее – общество, авиакомпания) к Магаданской области в лице Правительства Магаданской области (далее – правительство) о взыскании убытков в размере 1 598 220 руб.,

при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерства дорожного хозяйства и транспорта Магаданской области (далее – Миндортранс Магаданской области, министерство), Федерального агентства воздушного транспорта (далее – Росавиация),

установила:

решением Арбитражного суда Магаданской области от 28.04.2021, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2021 и постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 29.09.2021, в удовлетворении требований отказано.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, общество просит отменить принятые судебные акты, ссылаясь на неправильное применение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам спора.

В обоснование требований ссылается на выполнение на основании писем губернатора Магаданской области от 29.11.2017 № 7145/001/117, Миндортранса Магаданской области от 30.11.2017 № 4663/117-21 три парных рейса по маршруту Магадан – Петропавловск-Камчатский по тарифам, рассчитанным согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 25.12.2013 № 1242 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров на территории Российской Федерации и формирование региональной маршрутной сети» (далее – постановление Правительства № 1242), что существенно ниже экономически обоснованногог тарифа.

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы, представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационных жалобе, представлении доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.

Оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке при изучении доводов кассационной жалобы не установлено.

Как следует из судебных актов, письмом от 29.11.2017 № 7145/011/117 губернатор Магаданской области проинформировал Росавиацию о готовности Правительства Магаданской области предоставить субсидию из бюджета Магаданской области на осуществление региональной воздушной перевозки по софинансируемому маршруту Магадан - Петропавловск-Камчатский - Магадан в 2018 году на воздушных судах общества в рамках постановления Правительства № 1242. В письме также указано, что в настоящее время проект Закона об областном бюджете на 2018 года и плановый период 2019 и 2020 годов проходит процедуры утверждения, принятия закона запланировано на конец декабря 2017 года.

Письмом от 30.11.2017 № 4663/117-21 министерство направило обществу информацию о том, что в проект закона Магаданской области «Об областном бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» внесены предложения по предоставлению субсидий из бюджета Магаданской области на осуществление региональной воздушной перевозки по указанному маршруту в 2018 году. Планируемая дата принятия Закона о бюджете – 20.12.2017.

Авиакомпания, руководствуясь приказом Росавиации от 08.12.2017 № 997-П «Об утверждении перечня субсидируемых в 2018 году маршрутов», в январе 2018 года осуществила три парных рейса по маршруту Магадан - Петропавловск-Камчатский, включенному в данный перечень, на условиях софинансирования Магаданской областью.

Письмом от 11.12.2017 № 7439/001/117 губернатор Магаданской области сообщил Росавиации о том, что в рамках оптимизации средств областного бюджета предоставление указанных субсидий в 2018 году не представляется возможным.

Выплата субсидии обществу за выполненные рейсы произведена не была, поскольку данный маршрут был исключен приказом Росавиации от 19.02.2018 № 130-П «О внесении изменений в приказ Федерального агентства воздушного транспорта от 08.12.2017 № 997-П» из перечня субсидируемых маршрутов в 2018 году в рамках реализации постановления Правительства № 1242.

По поручению губернатора Магаданской области Миндортранс Магаданской области письмом от 21.05.2018 № 1805/117-12 известил общество о том, что по состоянию на 18.05.2018 в государственной программе Магаданской области «Развитие транспортной системы Магаданской области» на 2017 - 2022 годы предусмотрены лимиты бюджетных ассигнований на субсидирование трех авиарейсов в сумме 799 110 руб., выполненных истцом в январе 2018 года по софинансируемому маршруту. Для заключения договора министерство просило в кратчайшие сроки предоставить заявление и документы, необходимые для заключения договора.

В ответ общество направило с письмом от 31.05.2018 № 01-02-01/1221 пакет документов для заключения договора с министерством. Письмо отправлено в бандероли, которая была сформирована 26.12.2018, направлена 20.01.2019, получена министерством 21.01.2019, т.е. по окончании 2018 финансового года.

На этом основании, а также, поскольку в пакете документов отсутствовал договор общества с Росавиацией, министерство отказало в заключении договора о предоставлении субсидии из областного бюджета.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 23.04.2019 по делу № А40-236345/2018 авиакомпании отказано в удовлетворении иска к Росавиации о взыскании задолженности по оплате субсидии в размере 799 110 руб.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 06.03.2020 по делу № А40-2929/2020 авиакомпании отказано в удовлетворении иска к Росавиации о взыскании неосновательного обогащения в виде неполученной истцом субсидии из федерального бюджета в размере 799 110 руб.

Общество, ссылаясь на то, что письмом от 11.12.2017 № 7439/001/117 губернатор Магаданской области проинформировал Росавиацию о том, что в рамках оптимизации средств областного бюджета предоставление спорных субсидий в 2018 году не представляется возможным, однако, об отказе губернатора от софинансирования маршрута авиакомпания не была осведомлена до окончания воздушных перевозок, в связи с чем понесла убытки, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Суды установили, что к заявлению общества, поданному в Росавиацию, не была приложена копия соответствующего нормативного правового акта субъекта Российской Федерации о предоставлении из бюджета субъекта Российской Федерации субсидии авиаперевозчикам в отношении этого маршрута.

Письма должностных лиц и органов государственной власти Магаданской области, в том числе письмо губернатора Магаданской области от 29.11.2017 № 7145/001/117 губернатора Магаданской области, письмо Миндортранса Магаданской области от 30.11.2017 № 4663/117-21 не являются нормативными правовыми актами.

Магаданская область в лице губернатора Магаданской области как высшего должностного лица субъекта Российской Федерации вправе была до принятия бюджетных обязательств принять решение об отказе от софинансирования маршрута и о внесении соответствующих поправок в проект закона об областном бюджете на 2018 год.

Обществу было известно, что на момент подачи заявления в Росавиацию закон об областном бюджете не был принят.

Закон Магаданской области от 26.12.2017 № 2238-ОЗ «Об областном бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» (в редакции, действовавшей в январе 2018 года) не предусматривал бюджетных обязательств по предоставлению субсидий организациям воздушного транспорта на осуществление региональной воздушной перевозки пассажиров по софинансируемым маршрутам, что следует из сопоставительной таблицы редакций данного Закона.

Общество до осуществления рейсов по спорному маршруту не убедилось в том, что принятый впоследствии областной бюджет на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов предусматривает бюджетные обязательства по предоставлению названной субсидии.

Принимая во внимание установленные обстоятельства, суды, руководствовались статьями 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства № 1242, региональными нормативными актами, пришли к выводу об отсутствии противоправности в действиях правительства и причинно-следственной связи между его поведением и возникшими у общества убытками, в связи с чем отказали в удовлетворении требований общества, которое на свой риск и под свою ответственность выполнило маршруты авиаперевозок, не имея закрепленных договором и нормативными актами обязательств о компенсации из бюджета.

Доводы кассационной жалобы общества подразумевают повторное исследование обстоятельств дела и установление новых обстоятельств, и не могут быть приняты во внимание, учитывая компетенцию кассационной инстанции Верховного Суда Российской Федерации.

Сведений о существенном нарушении норм права, которое в силу статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могло бы явиться основанием для отмены судебных актов, доводы жалобы не содержат.

Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации

определила:

отказать акционерному обществу «Авиакомпания «Аврора» в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда Российской Федерации

М. В. Пронина