ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А40-313515/19 от 16.03.2021 Верховного Суда РФ


ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

№ 305-ЭС21-1134

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва

Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М. В., изучив кассационную жалобу Саморегулируемой организации «Союз «Федерация специалистов оценщиков» на решение Арбитражного суда города Москвы от 23.03.2020 по делу № А40-313515/2019, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2020 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 26.11.2020 по тому же делу

по заявлению Саморегулируемой организации «Союз «Федерация специалистов оценщиков» (далее – организация) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее – управление) о признании незаконным предписания от 03.10.2019 № 16807/2019,

при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Государственного бюджетного учреждения «Центр имущественных платежей и жилищного страхования» (далее – учреждение), ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5,

установила:

решением Арбитражного суда города Москвы от 23.03.2020, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2020 и постановлением Арбитражного суда Московского округа от 26.11.2020, в удовлетворении заявленного требования отказано.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, заявитель просит отменить принятые судебные акты, ссылаясь на существенное нарушение норм материального и процессуального права, противоречие выводов судов обстоятельствам дела.

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы, представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационных жалобе, представлении доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.

Оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке по доводам кассационных жалоб не установлено.

Как следует из судебных актов, в связи с поступлением письма учреждения от 28.06.2019 № 02-9457/19 управлением проведена внеплановая выездная проверка в отношении организации, в ходе которой установлено нарушение требований части второй статьи 22.2 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон № 135-ФЗ), положений Приказа Минэкономразвития России от 25.12.2015 № 989 «Об утверждении требований к рассмотрению саморегулируемой организацией оценщиков жалобы на нарушение ее членом требований Закона об оценочной деятельности в Российской Федерации, федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, правил деловой и профессиональной этики» (далее – Приказ № 989), выразившиеся в неосуществлении контроля в отношении членов саморегулируемой организации - оценщиков ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5

По результатам проверки составлен акт и выдано предписание от 03.10.2019 № 16807/2019 о принятии в срок до 13.01.2020 мер по осуществлению контроля в отношении указанных членов организации по обращениям ГБУ «Центр имущественных платежей и жилищного страхования» от 28.03.2019 № 62, от 11.04.2019 № 64, от 18.04.2019 № 82-83, от 27.05.2019 № 104.

Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, в том числе жалобы учреждения, направленные в адрес организации письмами от 28.03.2019 № 62, от 11.04.2019 № 64, от 18.04.2019 № 82-83, от 27.05.2019 № 104, руководствуясь положениями части 2 статьи 22.2, статьи 24.3 Закона № 135-ФЗ, Приказом № 989, суды пришли к выводу о ненадлежащем осуществлением организацией контроля в отношении членов союза. Организацией не были приняты исчерпывающие меры реагирования на доводы, изложенные в жалобах учреждения.

Приведенные доводы об отсутствии оснований для вынесения оспоренного предписания, были предметом рассмотрения судов и получили надлежащую оценку в обжалуемых судебных актах.

Так, согласно статье 24.3 Закона № 135-ФЗ основанием для проведения саморегулируемой организацией оценщиков внеплановой проверки может являться направленная в саморегулируемую организацию оценщиков мотивированная жалоба на нарушение оценщиком требований Закона № 135-ФЗ, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов оценки, стандартов и правил оценочной деятельности, а также правил деловой и профессиональной этики.

Частью третьей статьи 24.3 Закона № 135-ФЗ, подпунктом 6 пункта 2.1 Приказа № 989 не установлены требования (критерии) к доводам заявителя относительно того, как действия (бездействие) члена саморегулируемой организации оценщиков нарушают или могут нарушить права заявителя.

Суды, проанализировав доводы, приведенные в жалобах учреждения, пришли к выводу о наличии у организации оснований, предусмотренных Законом № 135-ФЗ и внутренними документами саморегулируемой организации, для осуществления контроля за соблюдением членами организации требований законодательства в сфере оценочной деятельности.

Таким образом, оспариваемое предписание является законным и обоснованным, не нарушает права и законные интересы заявителя.

Несогласие общества с данными выводами, иная оценка им фактических обстоятельств дела не означают допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и в силу статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не являются основанием для передачи жалобы на рассмотрение в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации

определила:

отказать Саморегулируемой организации «Союз «Федерация специалистов оценщиков» в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда Российской Федерации

М. В. Пронина