ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
№ 308-ЭС20-3011
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Москва31 марта 2020 г.
Судья Верховного Суда Российской Федерации Антонова М.К., изучив кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Республике Дагестан на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 06.11.2018, постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2019 и постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 04.12.2019 по делу № А15-3587/2018
по заявлению Министерства финансов Республики Дагестан (далее – министерство) о признании незаконными действий Управления Федерального казначейства по Республике Дагестан (далее – управление, казначейство) по принятию к исполнению исполнительного листа серии ФС № 017645032, выданного 05.09.2017 на основании решения Арбитражного суда города Москвы от 03.04.2017 по делу № А40-36282/16-156-313, и направлению уведомления о поступлении исполнительного документа от 19.07.2018
№ УПЛ-18-5014 в министерство с установлением десятидневного срока для исполнения (с учетом изменения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации),
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: акционерного коммерческого банка «Инвестиционный торговый банк» (публичное акционерное общество) (далее – банк),
установил:
решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 06.11.2018, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2019 и постановлением Арбитражного суда
Северо-Кавказского округа от 04.12.2019, заявление министерства удовлетворено.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, управление, ссылаясь на существенное нарушение норм права, просит отменить судебные акты и в удовлетворении заявленных требований отказать.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов не установлено оснований, по которым жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Как усматривается из судебных актов, 16.07.2018 банк направил в казначейство заявление о принятии к исполнению исполнительного листа по судебному акту о взыскании с Республики Дагестан в лице Правительства Республики Дагестан и министерства за счет средств казны Республики Дагестан в пользу банка 1300 млн. рублей задолженности по государственной гарантии Правительства Республики Дагестан от 24.12.2013 № 02/2013 и
Казначейство направило в министерство уведомление от 19.07.2018 № УПЛ-18-5014 о поступлении исполнительного документа, в котором указало на необходимость представления в течение 10 рабочих дней со дня его получения следующих документов: информации в письменном виде об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года; платежного документа на перечисление в установленном порядке средств в размере полного либо частичного исполнения требований исполнительного документа.
Считая действия управления незаконными, министерство обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что исполнительный лист подлежал предъявлению на исполнение непосредственно в финансовый орган субъекта Российской Федерации (министерство), обязанное в силу части 3 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации совершить предусмотренные в этой норме действия по исполнению исполнительного документа.
Суд округа признал неправомерными выводы судов об отсутствии у казначейства правовых оснований для принятия исполнительного листа к исполнению и направления об этом уведомления министерству, исходя из того, что в казначействе ведутся лицевые счета министерства как получателя бюджетных средств, так и главного распорядителя таких средств.
Вместе с тем, оставляя судебные акты без изменения, суд округа исходил из отсутствия оснований для уплаты с казны Республики Дагестан денежных средств, о взыскании которых выдан принятый к исполнению казначейством исполнительный лист, поскольку вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 17.05.2019 по делу № А40-36282/2016 договор о предоставлении государственной гарантии Республики Дагестан в пользу банка, дополнительное соглашение к нему, государственная гарантия Правительства Республики Дагестан и изменения к ней признаны недействительными сделками.
Выводы суда округа соответствуют разъяснениям, изложенным в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 № 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации».
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не свидетельствуют о существенном нарушении норм материального и процессуального права с учетом обстоятельств, установленных судом округа на основании судебного акта по делу № А40-36282/2016, вступившего в законную силу 15.08.2019.
С учетом изложенного оснований для передачи жалобы на рассмотрение Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
определил:
отказать Управлению Федерального казначейства по Республике Дагестан в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации М.К. Антонова