ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А40-8989/2021 от 12.05.2022 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  № 305-ЭС22-5998

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва12.05.2022

Судья Верховного Суда Российской Федерации Тютин Д.В. изучил кассационную  жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области на  постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2021 и  постановление Арбитражного суда Московского округа от 18.01.2022 по делу   № А40-8989/2021 Арбитражного суда города Москвы 

по заявлению акционерного общества «Московская областная энергосетевая  компания» к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Московской  области об оспаривании постановления и представления

с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных  требований относительно предмета спора, ФИО1,

установил:

акционерное общество «Московская областная энергосетевая компания» (далееобщество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании  незаконным и отмене постановления от 23.12.2020  № 050/04/9.21-1779/2020  Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области (далееуправление, административный орган) о привлечении общества к административной  ответственности на основании части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) с назначением наказания в 


виде штрафа в размере 100 000 рублей; о признании недействительным  представления от 23.12.2020 об устранении причин и условий, способствовавших  совершению правонарушения.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 11.06.2021 в удовлетворении  заявленного требования отказано.

Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2021,  оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Московского округа  от 18.01.2022, решение суда первой инстанции отменено, заявленное требование  удовлетворено.

В кассационной жалобе административный орган просит отменить постановления  судов апелляционной и кассационной инстанций, считая их незаконными и  необоснованными.

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы, представления  судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в  передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном  заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если  изложенные в кассационных жалобе, представлении доводы не подтверждают  существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального  права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для  пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о  присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок,  а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.

Основания для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам  жалобы отсутствуют.

Как следует из оспоренных судебных актов, основанием для привлечения к  ответственности послужил выявленный административным органом по результатам  рассмотрения обращения гражданки ФИО1 факт нарушения обществом  Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей  электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также  объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным 


лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением  Правительства Российской Федерации от 27.12.2004  № 861 (далее - Правила  № 861),  что выразилось в неразмещении в личном кабинете потребителя документов,  предусмотренных пунктом 105 Правил  № 861, в установленный срок.

Усмотрев в действиях общества состав административного правонарушения,  предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, управление составило протокол об  административном правонарушении и вынесло оспоренные постановление и  представление.

Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность  за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения)  недискриминационного доступа или установленного порядка подключения  (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или)  магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям,  газораспределительным сетям или централизованным системам горячего  водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение  собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства  правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии,  либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных  и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и  (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции  исходил из наличия в деянии общества состава вмененного административного  правонарушения.

Отменяя решение суда первой инстанции, апелляционный суд, повторно  исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их  совокупности и взаимосвязи, руководствуясь положениями КоАП РФ, Федерального  закона от 26.03.2003  № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Правил  № 861, пришел к  выводу о недоказанности наличия в действиях общества состава административного  правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 9.21  КоАП РФ, что в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ исключает производство  по делу об административном правонарушении. Суд округа поддержал данные выводы.


При этом суды апелляционной и кассационной инстанций исходили из того,  что у общества отсутствовала установленная законом обязанность по рассмотрению  заявки физического лица на технологическое присоединение объекта, расположенного  в границах садоводческого товарищества.

Выводы судов не противоречат правовой позиции, изложенной в Определении  Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации  от 14.04.2022  № 305-ЭС21-26462.

При изложенных обстоятельствах суды сделали вывод о необходимости признания  незаконными постановления управления по делу об административном  правонарушении, а также представления, вынесенного на основании данного  постановления.

Несогласие административного органа с толкованием судебными инстанциями  норм законодательства, подлежащих применению к спорным правоотношениям, с  установленными судами фактическими обстоятельствами дела и оценкой доказательств  в силу статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не  является основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном  порядке.

Доводов, подтверждающих существенные нарушения норм материального и (или)  процессуального права, которые могли повлиять на исход дела и являются  достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в порядке  кассационного производства, в жалобе не приведено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской  Федерации

определил:

отказать в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании  Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской  Федерации.

Судья Верховного Суда Д.В. Тютин
Российской Федерации