ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А40-97023/16 от 18.08.2017 Верховного Суда РФ


ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

№ 305-ЭС17-10476

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва

18 августа 2017 г.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Антонова М.К., изучив кассационную жалобу Федеральной антимонопольной службе на решение Арбитражного суда города Москвы от 20.07.2016, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2016 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 20.04.2017 по делу № А40-97023/16

по заявлению публичного акционерного общества междугородной и международной электрической связи «Ростелеком» (далее - общество) к Федеральной антимонопольной службе (далее - ФАС России, антимонопольный орган) о признании недействительным решения от 25.01.2016 № 223ФЗ-11/16 в части пунктов 2, 4, 5 мотивировочной части и пунктов 2, 3 резолютивной части,

при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: общества с ограниченной ответственностью «МодернТех», общества с ограниченной ответственностью «Люксофт Сервисиз» и общества с ограниченной ответственностью «Агентство Контакт Рекрутмент»,

установил:

решением Арбитражного суда города Москвы от 20.07.2016, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2016 и постановлением Арбитражного суда Московского округа от 20.04.2017, заявление удовлетворено частично, признан недействительным пункт 2 решения антимонопольного органа в части признания в действиях общества нарушения части 1 статьи 2, пунктов 10, 12, 13 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках); в удовлетворении остальной части заявленного требования отказано.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, антимонопольный орган, ссылаясь на существенное нарушение норм права, просит отменить судебные акты в части удовлетворения заявленных требований.

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.

При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов не установлено оснований, по которым кассационная жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации

Как усматривается из судебных актов, основанием для признания общества нарушившим положения пункта 10 части 9 статьи 4 Закона о закупках послужил вывод ФАС России о неправомерном установлении в документации о закупке при проведении открытого запроса предложений на право заключения договора на оказание консультационных услуг по подбору персонала (извещение № 31503011696) условия о недопустимости привлечения исполнителем при исполнении договора субподрядчиков или соисполнителей (пункт 19 информационной карты документации).

Признавая позицию антимонопольного органа неправомерной, суды трех инстанций исходили из того, что установление в документации о закупке и договоре на оказание консультационных услуг по подбору персонала условия о личном исполнении кадровым агентством обязанностей по договору прямо следует из положения статьи 780 Гражданского кодекса Российской Федерации, не противоречит действующему законодательству о закупках и не может рассматриваться как незаконное ограничение конкуренции.

Вместе с тем, Закон о закупках направлен не на обеспечение максимально широкого круга участников закупки, а на выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым будет своевременно и полно удовлетворять требования заказчика в товарах (работах, услугах) с необходимыми показателями цены, в наибольшей степени отвечая целям эффективного использования источников финансирования и предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.

При этом антимонопольным органом не доказано, что спорное условие включено обществом в аукционную документацию исключительно с целью обеспечения победы в аукционе конкретному хозяйствующему субъекту.

Также ФАС России пришла к выводу о нарушении обществом пункта 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках в связи с отсутствием в документации даты начала и даты окончания срока предоставления участникам запроса предложений разъяснений ее положений (пункт 25 информационной карты документации).

Удовлетворяя требование общества в указанной части, судебные инстанции, руководствуясь положениями статьи 190 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктов 6 и 25 информационной карты документации, указали на отсутствие неясностей с определением даты начала и окончания предоставления разъяснений и их соответствия положениям Закона о закупках.

В пункте 5 мотивировочной части оспариваемого решения антимонопольный орган пришел к выводу о том, что установленный в документации о закупке срок оценки заявок не позволяет объективно выявить лучшее условие выполнения договора в связи с тем, что в рамках критерия оценки «качество услуг и опыт участника» отсутствует пропорциональная зависимость между информацией, содержащейся в заявке участника, и присваиваемым количеством баллов. На этом основании антимонопольный орган посчитал, что в нарушение пунктов 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках обществом надлежащим образом не установлены в документации критерии, порядок и предмет оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений.

Принимая во внимание положения Закона о закупках, Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», пункта 14.2 Положения о закупках, пункта 15 информационной карты документации и пунктов 14, 15 документации, судебные инстанции пришли к выводу о необоснованности решения ФАС России в указанной части, поскольку установленный обществом порядок оценки предложений участников закупки в действительности является пропорциональным.

Изложенные в кассационной жалобе доводы, по сути, выражают несогласие антимонопольного органа с выводами судов по фактическим обстоятельствам спора и основаны на ином толковании положений закона, не означают допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки, не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не могут служить основанием для отмены судебных актов в кассационном порядке.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 2912.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

определил:

отказать Федеральной антимонопольной службе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда Российской Федерации

М.К. Антонова