ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А41-50644/18 от 19.06.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ   № 305-ЭС19-5287

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва19.06.2019

Судья Верховного Суда Российской Федерации Попов В.В., изучив по  материалам истребованного дела кассационную жалобу акционерного общества  «Р-Фарм» на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда 

от 07.02.2019 по делу Арбитражного суда Московской области
 № А41-50644/2018,

установил:

Министерство здравоохранения Московской области (Московская обл.,

г. Красногорск-7, далее – министерство) обратилось в Арбитражный суд  Московской области с иском к акционерному обществу «Р-Фарм» (г. Москва,  далее – общество) о взыскании неустойки по государственному контракту 

в виде пени в размере 51 579, 95 руб. и в виде штрафа в размере 305 668, 40 руб.

Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.

Решением Арбитражного суда Московской области от 12.10.2018 в иске  отказано.

Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда

от 07.02.2019 решение от 12.10.2018 в части отказа во взыскании неустойки  отменено, иск в этой части удовлетворен, с ответчика в пользу истца взыскано  51 579, 95 руб.; в остальной части решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе общество ссылается на нарушение  постановлением суда апелляционной инстанции его прав и законных интересов  в результате неправильного толкования и применения норм права.

Согласно пунктам 1 и 2 части 7 статьи 291.6 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения 


кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит  определение либо об отказе в передаче жалобы для рассмотрения в судебном  заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, либо  о передаче кассационной жалобы вместе с делом для рассмотрения в судебном  заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в порядке  кассационного производства в Судебной коллегии по экономическим спорам  Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения  норм материального и (или) норм процессуального права, которые повлияли  на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита  нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской  и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом  публичных интересов (часть 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации).

Изучив материалы дела и приведенные в жалобе доводы, судья  Верховного Суда Российской Федерации считает, что имеются основания  для передачи кассационной жалобы общества вместе с делом  для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим  спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судами установлено, что 02.04.2015 между министерством (заказчик) и  обществом (поставщик) заключен государственный контракт на поставку  лекарственного препарата.

 Цена контракта составляет 2 540 884,50 рублей, является твердой и  определяется на весь срок исполнения контракта.

 Оплата товара осуществляется в течение 30-ти банковских дней со дня  подписания заказчиком акта о выполнении поставки по контракту.

В пункте 3.1 контракта стороны согласовали срок поставки товара - до  30.06.2015.

 Согласно пункту 7.3 контракта в случае просрочки исполнения или  неисполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, а  также в иных случаях ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств,  заказчик направляет поставщику требование об уплате неустоек (штрафов,  пеней).

Посчитав, что поставщиком надлежащим образом не исполнены  обязательства по представлению оформленной документации, а также нарушен  срок исполнения обязательств по контракту (обязательства ответчика по  контракту были исполнены 27.07.2015), министерство направило претензию об  оплате штрафа и неустойки, которая оставлена поставщиком без  удовлетворения.

 Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения  министерства в арбитражный суд с настоящим иском.

 Отказывая в иске, суд первой инстанции руководствовался пунктом 6.1  статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013  № 44-ФЗ «О контрактной системе  в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и  муниципальных нужд» (далее - Закон  № 44-ФЗ), постановлением 


Правительства Российской Федерации от 05.03.2015  № 196 «О случаях и  порядке предоставления заказчиком отсрочки уплаты неустоек (штрафов,  пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов,  пеней)» и исходил из доказанности наличия оснований для применения к  ответчику мер по стабилизации экономики.

Признав доказанным факт исполнения обязательств ответчиком в полном  объеме в 2015 году, установив, что размер предъявленной к взысканию  неустойки не превышает 5 процентов от цены контракта, суд первой  инстанции пришел к выводу, что взыскание с ответчика начисленной  неустойки нарушает требования законодательства и законные интересы  ответчика.

Кроме того, протолковав условия государственного контракта и придя к  выводу, что штраф за нарушение срока представления документов контрактом  не предусмотрен, суд отказал в иске и в этой части.

 Отменяя решение в части отказа во взыскании неустойки и удовлетворяя  иск, суд апелляционной инстанции руководствовался пунктом 7.3 контракта,  положениями статей 309, 310, 330, 454, 486 506 Гражданского кодекса  Российской Федерации, частями 5, 7 статьи 34 Закона  № 44-ФЗ и исходил из  подтверждения факта просрочки поставки товара по контракту, что ответчиком  не оспаривается.

В кассационной жалобе общество выражает несогласие с выводами суда  апелляционной инстанции, указывает на неправильное применение судом норм  материального права в части решения вопроса о списании неустойки по  контракту.

Ссылаясь на правовой подход Верховного Суда Российской Федерации,  сформулированный в пункте 40 Обзора судебной практики применения  законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере  закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и  муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда  Российской Федерации 28.06.2017, общество отмечает, что списание неустоек  (штрафов, пеней) в соответствии с частью 6.1 статьи 34 Закона  № 44-ФЗ  является обязанностью заказчика.

По мнению общества вывод об отсутствии оснований для списания  неустойки ошибочен, поскольку размер предъявленной ко взысканию пени не  превышает 5 процентов от цены контракта, а материалы дела содержат  доказательства исполнения всех обязательств по контракту в 2015 году. 

Поскольку доводы кассационной жалобы заслуживают внимания и  вызывают сомнение в законности и обоснованности принятого по делу  судебного акта, кассационная жалоба с делом подлежит передаче для  рассмотрения по существу в судебном заседании Судебной коллегии по  экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 291.6, 291.9  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья 


определил:

передать кассационную жалобу акционерного общества «Р-Фарм» с  делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по  экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда Попов В. В. Российской Федерации