ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А41-9815/20 от 01.04.2021 Верховного Суда РФ


ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

№ 305-ЭС21-54

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва

Судья Верховного Суда Российской Федерации Шилохвост О.Ю., изучив по материалам истребованного дела кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Каширский региональный оператор» на решение Арбитражного суда Московской области от 12.05.2020 по делу
№ А41-9815/2020, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2020 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 24.11.2020,

установил:

общество с ограниченной ответственностью Центр средств защиты фирма «Арсеналъ» (далее – общество «Арсеналъ») обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Каширский региональный оператор» (далее – общество «Каширский региональный оператор») с иском об изменении пункта 15 договора
от 09.01.2019 № КРО-2019-0005029 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с изложением его в следующей редакции: «Стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 № 505 “Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов”, следующим способом: расчетным путем исходя из массы твердых коммунальных отходов».

Решением Арбитражного суда Московской области от 12.05.2020, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2020 и постановлением Арбитражного суда Московского округа от 24.11.2020, иск удовлетворен.

Общество «Каширский региональный оператор» 29.12.2020 обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с кассационной жалобой (поименованной надзорной), в которой просит решение от 12.05.2020, постановление от 08.09.2020 и постановление от 24.11.2015 отменить, ссылаясь на существенные нарушения судами норм материального права, повлиявшие на исход дела, и направить дело на новое рассмотрение.

Для проверки доводов кассационной жалобы и решения вопроса о наличии оснований для пересмотра судебных актов дело 28.01.2021 истребовано судьей Верховного Суда Российской Федерации из Арбитражного суда Московской области.

Изучив материалы истребованного дела, судья приходит к выводу о наличии оснований для передачи кассационной жалобы общества «Каширский региональный оператор» вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения Судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных актов в порядке кассационного производства являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Как установлено судами и усматривается из материалов дела, 09.01.2019 между обществом «Арсеналъ» (потребитель) и обществом «Каширский региональный оператор» заключен договор
№ КРО-2019-0005029 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, по условиям которого региональный оператор обязался принимать твердые коммунальные отходы (далее – ТКО) в объеме и в месте, определенных сторонами, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение а соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязался оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора. Стороны согласились производить учет объема и (или) массы ТКО расчетным путем исходя из норматива накопления твердых бытовых отходов (пункт 15).

После оборудования контейнерной площадки по одному из согласованных в договоре мест накопления ТКО общество «Арсеналъ» в ноябре 2019 года потребовало от общества «Каширский региональный оператор» изменить предусмотренные договором правила коммерческого учета объема и массы ТКО: вместо расчетного способа применять фактический учет. Неполучение ответа от регионального оператора на указанное требование послужило основанием для обращения общества «Арсеналъ» в арбитражный суд с настоящим иском.

Удовлетворяя иск, суды руководствовались статьями 12, 307, 420, 432, 450, 452 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах производства), постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» (далее – постановление № 1156) и исходили из того, что потребитель при заключении с региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с ТКО имеет право выбора способа учета объема и (или) массы ТКО.

В кассационной жалобе общество «Каширский региональный оператор» ссылается на то, что в соответствии с Законом об отходах производства и постановлением № 1156 потребитель обязан обеспечивать учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 № 505, в соответствии с пунктами 2, 5, 9 коммерческий учет ТКО «исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения» допускается только при осуществлении расчетов с операторами по обращению с ТКО, владеющими на праве собственности или на ином законном основании объектами обработки, обезвреживания и (или) захоронения ТКО, тогда как истец является потребителем (собственником ТКО), при расчетах с которым учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 названных правил, т.е. «исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема».

Указанные доводы о существенном нарушении судами нижестоящих инстанций норм материального права заслуживают внимания, в связи с чем кассационная жалоба общества «Каширский региональный оператор» с делом подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Руководствуясь статьей 184, пунктом 2 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья

определил:

кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Каширский региональный оператор» с делом № А41-9815/2020 Арбитражного суда Московской области передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Назначить рассмотрение кассационной жалобы общества с ограниченной ответственностью «Каширский региональный оператор» в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации на 26 апреля 2021 года на 10 часов 00 минут в помещении суда по адресу: Москва, улица Поварская, дом 15, зал № 3048 (подъезд 5).

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

О.Ю. Шилохвост