ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А43-17337/18 от 11.07.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  № 301-ЭС19-9986

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва11 июля 2019 года

Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М.В., изучив  кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия «Тепловые  сети» от 14.05.2019  № 846 на решение Арбитражного суда Нижегородской  области от 03.09.2018 по делу  № А43-17337/2018, постановление Первого  арбитражного апелляционного суда от 09.11.2018 и постановление  Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14.03.2019 по тому же делу

по заявлению муниципального унитарного предприятия «Тепловые сети»  (далее – предприятие) к Департаменту региональной безопасности  Нижегородской области (далее – департамент) о признании недействительным  предписания от 27.04.2018  № 35,

установила:

решением Арбитражного суда Нижегородской области от 03.09.2018,  оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного  апелляционного суда от 09.11.2018 и постановлением Арбитражного суда  Волго-Вятского округа от 14.03.2019, в удовлетворении заявленного  требования отказано.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской  Федерации, предприятие просит принятые судебные акты отменить, указывая  на нарушение судами норм материального права.


Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы,  представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит  определение об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для  рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда  Российской Федерации, если изложенные в кассационных жалобе,  представлении доводы не подтверждают существенных нарушений норм  материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на  исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных  актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении  компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а  также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.

Основания для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по  доводам жалобы отсутствуют.

Как следует из оспариваемых судебных актов, в ходе проведенной  плановой выездной проверки соблюдения предприятием требований в области  защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций установлено, что  предприятием не разработан (отсутствует) паспорт безопасности опасного  объекта – системы теплоснабжения города Городца.

Предприятию выдано предписание от 27.04.2018  № 35 об устранении  нарушений обязательных требований в области защиты населения и  территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Полагая предписание незаконным, предприятие обратилось в  арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Как установлено судами, предприятие получило в установленном  законом порядке лицензию на эксплуатацию взрывопожарных  производственных объектов. Выданное предприятию свидетельство о  регистрации от 16.04.2013  № А40-00630 удостоверяет, что опасный  производственный объект (система теплоснабжения города Городца),  эксплуатируемый указанной организацией, зарегистрирован в государственном 


реестре опасных производственных объектов и ему присвоен III класс  опасности.

В соответствии с решением совместного заседания Совета Безопасности  Российской Федерации и Президиума Государственного совета Российской  Федерации «О мерах по обеспечению защищенности критически важных для  национальной безопасности объектов инфраструктуры и населения страны от  угроз техногенного, природного характера и террористических проявлений»  (протокол от 13.11.2003  № 4) приказом Министерство Российской Федерации  по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации  последствий стихийных бедствий от 04.11.2004  № 506 разработан типовой  паспорт безопасности опасного объекта.

В силу пунктов 2, 4, 7 типовой паспорт безопасности предназначен для  разработки паспортов безопасности на объектах, использующих,  производящих, перерабатывающих, хранящих или транспортирующих  радиоактивные, пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические  вещества, гидротехнических сооружениях в случае возможности  возникновения чрезвычайных ситуаций. Разработку паспорта безопасности  опасного объекта организует руководство объекта. Паспорт безопасности  опасного объекта разрабатывается в двух экземплярах. Первый экземпляр  паспорта остается на объекте. Второй экземпляр направляется в Главное  управление МЧС России по субъекту Российской Федерации (по месту  расположения объекта).

Оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями  главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  руководствуясь статьями 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, положениями Федерального закона от 21.12.1994 

 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций  природного и техногенного характера», Федерального закона от 21.07.1997 

 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных  объектов», Федерального закона от 27.07.2010  № 225-ФЗ «Об обязательном 


страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за  причинение вреда в результате аварии на опасном объекте», Приказом  Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны,  чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий 

от 04.11.2004  № 506 (далее – Приказ  № 506), суды нижестоящих инстанций  признали оспариваемое предписание законным и не нарушающим права  предприятия в сфере предпринимательской деятельности.

При этом суды исходили из того, что предприятие, эксплуатируя  взрывопожароопасный производственный объект, имея соответствующую  лицензию на осуществление деятельности по эксплуатации  взрывопожароопасных производственных объектов, а также свидетельство о  регистрации опасного производственного объекта, обязано иметь оформленный  в соответствии с нормами действующего законодательства паспорт  безопасности опасного объекта, разработка которого соответствует основным  целям законодательства в области защиты населения и территорий от  чрезвычайных ситуаций и обеспечивает реализацию основных принципов  защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, определенных в  статье 7 Федерального закона от 21.12.1994  № 68-ФЗ «О защите населения и  территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Вместе с тем паспорт безопасности опасного объекта при проведении  проверки должностному лицу контролирующего органа представлен не был.

При таких обстоятельствах суды признали, что оспариваемое  предписание выдано департаментом в пределах предоставленных ему  полномочий, грубых нарушений при проведении проверки надзорным органом  не допущено.

Довод предприятия о том, что спорный производственный объект не  состоит в реестре потенциально опасных объектов на территории  Нижегородской области, и, соответственно, не нуждается в разработке  паспорта безопасности, был предметом рассмотрения судов и отклонен,  поскольку отсутствие объекта предприятия в перечне потенциально опасных 


объектов на территории Нижегородской области не освобождают заявителя 

от обязанности оформлять паспорт безопасности опасного объекта в  соответствии с требованиями Приказа  № 506.

Изучив доводы, изложенные в кассационной жалобе, суд пришел к  выводу о том, что они не опровергают выводы судов, не подтверждают  существенных нарушений судами норм материального и процессуального  права, повлиявших на исход дела, и в силу статьи 291.6 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации не являются основанием для  передачи жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии  Верховного Суда Российской Федерации.

Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 291.6, 291.8  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья  Верховного Суда Российской Федерации 

определила:

отказать муниципальному унитарному предприятию «Тепловые сети» в  передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании  Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской  Федерации.

Судья Верховного Суда М. В. Пронина Российской Федерации