ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А47-14933/17 от 13.06.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  № 309-ЭС19-8379

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва13 июня 2019 г.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Грачева И.Л., изучив  кассационную жалобу Местной религиозной организации Православного  прихода Храма равноапостольных царя Константина и матери его царицы  Елены г. Оренбурга Оренбургской Епархии Русской Православной Церкви  (Московский Патриархат) (Оренбург) и общества с ограниченной  ответственностью «Статус» (Москва) на постановление Восемнадцатого  арбитражного апелляционного суда от 26.10.2018 и постановление  Арбитражного суда Уральского округа от 11.03.2019 по делу 

 № А47-14933/2017,

у с т а н о в и л:

Местная религиозная организация Православного прихода Храма  равноапостольных царя Константина и матери его царицы Елены г. Оренбурга  Оренбургской Епархии Русской Православной Церкви (Московский  Патриархат) (далее – религиозная организация) и общество с ограниченной  ответственностью «Статус» (далее – Общество) обратились в Арбитражный суд  Оренбургской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации 

(далее – АПК РФ), о признании недействующими пунктов 3.5 и 7.2 приложения   № 1 к постановлению Правительства Оренбургской области от 14.01.2014 

 № 6-п «Об утверждении границ территорий, зон охраны, режимов  использования земель и градостроительных регламентов в утвержденных  границах объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)  федерального значения города Оренбурга Оренбургской области» как  несоответствующих нормам действующего законодательства в той части, в 


которой зона охраняемого природного ландшафта памятника культурного  наследия «Гауптвахта, сер. 19 века» включает в себя территорию, описанную  перечисленными в указанном приложении координатами границ поворотных  точек.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего  самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено  Министерство культуры Российской Федерации (далее – Министерство). 

Арбитражный суд Оренбургской области определением от 27.02.2018  удовлетворил ходатайство Прокуратуры Оренбургской области о вступлении в  дело. 

Названный суд решением от 03.07.2018 удовлетворил заявленные  религиозной организацией и Обществом требования.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд постановлением

от 26.10.2018, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда  Уральского округа от 11.03.2019, в удовлетворении заявленных религиозной  организацией и Обществом требований отказал.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской  Федерации, религиозная организация и Общество, ссылаясь на нарушение  судами апелляционной и кассационной инстанций норм материального и  процессуального права, просят отменить постановления от 26.10.2018 и 

от 11.03.2019 и оставить в силе решение суда первой инстанции.

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 АПК РФ по результатам изучения  кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит  определение об отказе в передаче жалобы для рассмотрения в судебном  заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если  изложенные в жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм  материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на  исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных  актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении  компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а  также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.

Изучив доводы жалобы и принятые по делу судебные акты, судья  Верховного Суда Российской Федерации считает, что оснований для передачи  жалобы религиозной организации и Общества на рассмотрение в судебном  заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда  Российской Федерации не имеется.

Суд апелляционной инстанций, исследовав и оценив по правилам статьи  71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь  статьями 198, 200, 201 АПК РФ, статьями 72, 76 Конституции Российской  Федерации, статьей 26.3 Федерального закона от 06.10.1999  № 184-ФЗ 

«Об общих принципах организации законодательных (представительных) и  исполнительных органов государственной власти субъектов Российской  Федерации», Федеральным законом от 25.06.2002  № 73-ФЗ «Об объектах  культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской  Федерации», Указом Президента Российской Федерации от 20.02.1995  № 176 


«Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия  федерального (общероссийского) значения» (далее – Указ  № 176),  постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2015  № 972  «Об утверждении положения о зонах охраны объектов культурного наследия  (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и о  признании утратившими силу отдельных положений нормативных правовых  актов Правительства Российской Федерации», пришел к выводу об отсутствии  оснований для удовлетворения заявленных религиозной организацией и  Обществом требований.

Суды исходили из следующего: Указом  № 176 «Здание гауптвахты, 

сер. XIX в.» отнесено к объектам культурного наследия федерального значения,  включенным в единый государственный реестр объектов культурного наследия  (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации; в целях  исполнения данного указа и поручения Президента Российской Федерации 

от 20.08.2012  № Пр-2217 по заказу Министерства культуры и внешних связей  Оренбургской области разработан проект зон охраны данного объекта,  предусматривающий на основании историко-архитектурных, 

историко-градостроительных, архивных и археологических исследований  необходимость установления зоны охраняемого природного ландшафта;  поскольку оспариваемое постановление принято в соответствии с  действующим законодательством на основании проекта зон охраны, который  получил положительное заключение государственной историко-культурной  экспертизы и согласован Министерством, границы территории зоны  охраняемого природного ландшафта названного памятника культурного  наследия (в которую вошли земельные участки, арендованные Обществом, и  участок, принадлежащий религиозной организации) утверждены в  соответствии с действующими нормативными правовыми актами, не имеется  оснований для признания оспариваемых пунктов постановления Правительства  Оренбургской области недействующими.

Окружной суд признал выводы суда апелляционной инстанций  законными и обоснованными.

Доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения судов и  получили правовую оценку, не опровергают приведенные выводы  арбитражных судов, направлены на переоценку обстоятельств дела,  установленных судами, не подтверждают существенных нарушений судами  норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.6, 291.8  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья  Верховного Суда Российской Федерации 

о п р е д е л и л:

отказать Местной религиозной организации Православного прихода  Храма равноапостольных царя Константина и матери его царицы Елены 

г. Оренбурга Оренбургской Епархии Русской Православной Церкви 


(Московский Патриархат) и обществу с ограниченной ответственностью  «Статус» в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном  заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда  Российской Федерации.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации И.Л. Грачева