ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
№ 309-ЭС17-13377
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Москва
02 октября 2017 г.
Судья Верховного Суда Российской Федерации Антонова М.К., изучив кассационную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 на решение Арбитражного суда Пермского края от 24.11.2016, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2017 и постановление Арбитражного суда Уральского округа от 30.06.2017 по делу № А50-12535/2016
по иску администрации Ординского муниципального района Пермского края (далее – истец, администрация) к главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (далее – ответчик, глава КФХ) о взыскании средств гранта в сумме 4 321 500 рублей, предоставленного на развитие семейной животноводческой фермы на базе крестьянского (фермерского) хозяйства,
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края, Министерства финансов Пермского края,
установил:
решением Арбитражного суда Пермского края от 24.11.2016, оставленным без изменения постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2017 и постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 30.06.2017, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, глава КФХ, ссылаясь на существенное нарушение норм права, просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов не установлены основания для передачи кассационной жалобы на рассмотрение в судебном заседании Судебной коллегии
по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Как усматривается из судебных актов, между администрацией и главой КФХ заключено соглашение от 16.06.2014 № 7 «О предоставлении гранта главе крестьянского (фермерского) хозяйства на развитие семейной животноводческой фермы на базе крестьянского (фермерского) хозяйства в 2014 году» (далее – соглашение), предметом которого является предоставление главе КФХ гранта из бюджетов Ординского муниципального района, Пермского края и Российской Федерации для реализации мероприятий в соответствии с планом расходов субсидий.
Средства гранта на развитие семейной животноводческой фермы на базе крестьянского (фермерского) хозяйства в сумме 7 000 000 рублей, в том числе за счет средств местного и краевого бюджетов в общей сумме 4 321 500 рублей, получены главой КФХ.
Считая, что средства гранта использованы главой КФХ с нарушением условий, установленных соглашением о предоставлении гранта, администрация обратилась в арбитражный суд.
Удовлетворяя исковое требование, суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 8, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 38, 78, 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717, постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2013 № 1320-п, Порядком предоставления субсидий бюджетам муниципальных районов (городских округов) Пермского края из бюджета Пермского края, утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 25.07.2013 № 980-п, пришли к выводу о доказанности администрацией факта ненадлежащего исполнения ответчиком условий заключенного соглашения, с чем согласился суд округа.
В частности, судебные инстанции указали на то, что в течение 18 месяцев со дня поступления средств на счет главы КФХ грант не был освоен, в установленный соглашением срок не осуществлено строительство запланированных сельскохозяйственных объектов; не созданы рабочие места; отсутствует поголовье птицы, при этом грант предоставлялся на осуществление деятельности, связанной с птицеводством; выполнение целевых показателей деятельности семейной животноводческой фермы главой КФХ не обеспечено, не достигнуты целевые показатели по выручке, поголовью птицы, объему производства мяса, объему реализации мяса; в нарушение пункта 2.3.11 соглашения квартальные отчеты о целевом расходовании средств гранта за 2016 год главой КФХ в администрацию не представлены.
Кроме того, судами установлен факт нарушения пункта 2.3.7 соглашения, согласно которому ответчик был обязан осуществлять деятельность по разведению сельскохозяйственной птицы – гусей в течение не менее пяти лет после получения гранта, поскольку с сентября 2015 года глава КФХ начал заниматься разведением свиней, что подтверждается отчетами о движении скота и птицы на ферме, в которых указано на разведение свиней, а не сельскохозяйственной птицы. Также суды отметили, что часть расходов, на которые ответчик ссылается в качестве подтверждения целевого использования гранта, фактически его целевое использование не подтверждают.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, повторяют позицию предпринимателя по спору, были предметом рассмотрения судов и мотивированно отклонены.
По существу доводы жалобы не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, выражают несогласие с установленными судами фактическими обстоятельствами дела и основаны на ином толковании положений законодательства, в связи с чем не могут служить основанием для отмены судебных актов в кассационном порядке.
При таких обстоятельствах, руководствуясь статьями 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
определил:
отказать главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации
М.К. Антонова