ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А50-38340/19 от 09.08.2021 Верховного Суда РФ


ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

№ 309-ЭС21-12555

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва

Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С., изучив кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Омикрон» на решение Арбитражного суда Пермского края от 05.11.2020, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2021 и постановление Арбитражного суда Уральского округа от 30.04.2021 по делу
№ А50-38340/2019,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью "Омикрон" (далее - общество "Омикрон", истец) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском о взыскании с Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (далее - Министерство, ответчик) неосновательного обогащения в сумме 8 149 855 руб., возникшего в результате неверного начисления арендной платы по договору аренды лесного участка от 01.06.2009 N 317 и в этой связи произведенной переплаты арендной платы за период 2015 - 2018 г.г.

Решением Арбитражного суда Пермского края от 05.11.2020, оставленным без изменения постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2021 и постановлением Арбитражного суда Уральского округа
от 30.04.2021, в удовлетворении требований отказано.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, заявитель просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, ссылаясь на существенное нарушение норм материального и процессуального права.

В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что судами в нарушение статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации и разъяснений, изложенных в пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 №73 «Об отдельных вопросах практики применения Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды», сделаны неверные выводы о том, что размер арендной платы по договору аренды не является регулируемым.

В соответствии сот статьями 73,78,79 Лесного кодекса Российской Федерации арендная плата в договоре аренды, заключенным по результатам аукциона, складывается из двух составляющих:

-минимальный размер арендной платы, который зачисляется в федеральный бюджет;

-размер арендной платы, зачисляемый в региональный бюджет.

В соответствии с частями 2 и 3 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке. Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Ставки платы за единицу площади лесного участка (минимальные ставки арендной платы) определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 №310 (далее- постановление №310).

Таким образом, минимальные ставки арендной платы , и ,следовательно, минимальный размер арендной платы являются регулируемыми, то есть определяются законом или в установленном им порядке.

Установленные постановлением Правительства №310 минимальные ставки арендной платы были приняты ответчиком не для расчета арендной платы по договору, как это предусмотрено частью 1 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации, а для расчета той части полученной им по договору арендной платы, которая должна быть перечислена в федеральный бюджет. Сама же арендная плата была рассчитана на основе ставок, не и предусмотренных постановлением Правительства №310 и значительно их превышающих.

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.

При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов оснований, по которым жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, не установлено.

Как следует из обжалуемых актов, по результатам проведенных торгов между Агентством по природопользованию Пермского края (арендодатель) и обществом "Омикрон" (арендатор) заключен договор аренды от 01.06.2009 N 317 (далее также - договор), по условиям пунктов 1, 2 которого арендодатель обязался предоставить, а арендатор - принять во временное пользование лесной участок площадью 9445,9 га, находящийся в государственной собственности, с местоположением: Пермский край, Оханский муниципальный район, ГКУ "Очерское лесничество", Оханское сельское участковое лесничество, (СПК "Окуловка"), номера лесных кварталов 3 - эксплуатационные леса, номера лесных кварталов N 1, 4 - защитные леса; Оханское сельское участковое лесничество (ЗАО "Колхоз им. Чапаева), номера лесных кварталов 1, 3, 4, 7 - защитные леса; Оханское сельское участковое лесничество (ТВ "Правда"), номера лесных кварталов 4, 9, 10 - 12 - эксплуатационные леса; Оханское сельское участковое лесничество (ПСК "Осторожка"), номера лесных кварталов 14 - эксплуатационные леса; Оханское участковое лесничество (бывшее Андреевское"), номера лесных кварталов 34 - защитные леса, Оханское участковое (бывшее Оханское), номера лесных кварталов 184 - 189 - защитные леса, Оханское участковое лесничество (бывшее Андреевское"), номера лесных кварталов 1 - 8, 14, 16 - 19, 21 - 27, 29 - 32, 34 - 41, 56, 57 - эксплуатационные леса.

Лесной участок передан арендатору для заготовки древесины с предварительно определенным годовым объемом использования лесов, всего - 8,2 тыс. куб. м, в том числе 4,9 тыс. куб. м по хвойному хозяйству. Точный среднегодовой объем использования лесов определяется проектом освоения лесов (пункты 4, 5 договора).

В соответствии с пунктом 8 договора арендная плата по договору сформировалась по результатам проведенных торгов и составила в год 2 098 000 руб.

Договор заключен на срок с 01.06.09 по 30.05.2043 (пункт 29 договора).

Дополнительным соглашением от 13.11.2012 N 3 стороны договора указали арендодателем Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края.

Пунктами 12, 13 договора предусмотрено, что размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации. Об изменении размера арендной платы арендодатель направляет арендатору соответствующее извещение.

Общество "Омикрон" перечислило арендную плату по сплошным рубкам в спелых и перестойных насаждениях за 2015 - 2018 г.г. в размере, указанном в извещениях Министерства.

По результатам проведенной таксации изменились количественные и качественные характеристики лесного участка, что послужило основанием для обращения общества "Омикрон" в арбитражный суд в порядке статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Пермского края от 28.02.2019 по делу N А50-30025/2018 внесены изменения в договор аренды, в частности изменен размер арендной платы, который составил 2 508 603 руб. в год.

Ссылаясь на наличие переплаты по договору за период 2015 - 2018 г.г., общество "Омикрон" направило в адрес Министерства претензию от 08.04.2019 N 048 с требованием о возвращении излишне уплаченной арендной платы.

Неисполнение Министерством требований, изложенных в претензии, послужило основанием для обращения общества "Омикрон" в арбитражный суд с настоящим иском.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды обоснованно исходили из следующего.

Согласно части 2 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с названным Кодексом.

К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено названным Кодексом (часть 4 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации).

В силу части 1 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 названного Кодекса.

В соответствии с частью 1 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 названной статьи. При использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке (часть 2 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации).

В силу части 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Размер арендной платы по договору аренды лесного участка, заключаемому в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 74 настоящего Кодекса, определяется в соответствии с методикой, установленной Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации).

Ставки за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310.

Как предусмотрено частью 1 статьи 78 и частью 1 статьи 80 Лесного кодекса Российской Федерации, договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, подлежит заключению по результатам аукциона, проводимого путем повышения начальной цены предмета аукциона (начального размера арендной платы или начальной цены заготавливаемой древесины) на "шаг аукциона".

Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь указанными выше нормами права, учитывая, что договор аренды лесного участка от 01.06.2009 N 317 заключен по итогам проведения торгов, в соответствии с условиями которого размер арендной платы установлен в сумме 2 098 000 руб. в год и подлежит изменению пропорционально изменению ставок за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводам об отсутствии переплаты.

Элементы расчета арендной платы, примененные ответчиком при расчете платы в 2015 - 2018 г.г., соответствуют условиям договора аренды, положениям статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации, форме расчета платы за использование лесов по договору аренды лесного участка, установленной приказом Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 01.07.2015 N СЭД-30-01-02-803 (приложение N 7 к приказу), в которой предусмотрено применение при расчете такого показателя как средняя обезличенная ставка платы по договору аренды.

Доводы заявителя жалобы не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.1, 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации

ОПРЕДЕЛИЛ:

Отказать в передаче кассационной жалобы общества с ограниченной ответственностью «Омикрон» для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.С. Чучунова