ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А51-15922/20 от 07.10.2021 Верховного Суда РФ


ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

№ 303-ЭС21-17696

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва

Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М.В., рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества «Сибирский горно-металлургический альянс» на решение Арбитражного суда Приморского края от 05.11.2020 по делу № А51-15922/2020, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2021 и постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 11.06.2021 по тому же делу

по заявлению акционерного общества «Сибирский горно-металлургический альянс» (далее – общество) к Дальневосточному межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – управление) о признании незаконным приказа от 07.09.2020 № 496-КНД о проведении внеплановой выездной проверки,

установила:

решением Арбитражного суда Приморского края от 05.11.2020, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2021 и постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 11.06.2021, в удовлетворении заявленного требования отказано.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, общество просит об отмене принятых судебных актов, ссылаясь на существенные нарушения норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.

В силу части 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения Судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных актов в порядке кассационного производства являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Основания для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы отсутствуют.

Как следует из судебных актов, во исполнение поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации от 18.08.2020 № ВАП11-9540 об организации и проведении внеплановых выездных проверок, проведение которых необходимо осуществить в 2020 году в отношении недропользователей согласно прилагаемому перечню, в котором общество было поименовано под номером 91, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования направило руководителям территориальных органов Росприроднадзора распоряжение от 25.08.2020 № 43-р об организации и проведении внеплановых выездных проверок в отношении пользователей недр.

Согласно приложению № 1 к распоряжению от 25.08.2020 № 43-р, общество включено в перечень юридических лиц, подлежащих проверке.

На основании поручения от 18.08.2020 № ВАП11-9540, распоряжения от 25.08.2020 № 43-р управлением издан приказ от 07.09.2020 № 496-КНД о проведении внеплановой выездной проверки в отношении общества, несогласие с которым послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении требования, суды, руководствуясь положениями Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», проанализировав в совокупности и взаимной связи Регламент Правительства Российской Федерации, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2004 № 260, Указ Президента Российской Федерации от 21.05.2012 № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти», Регламент Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденный Приказом Минприроды России от 26.04.2016 № 264, Регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, утвержденный приказом Росприроднадзора от 29.06.2007 № 191, Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по исполнению государственной функции по осуществлению федерального государственного экологического надзора, утвержденный Приказом Минприроды России от 29.06.2012 №191, Положение о Дальневосточном межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, утвержденное Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 27.08.2019 № 500, пришли к выводу о том, что оспариваемый приказ вынесен управлением в пределах предоставленных полномочий и в соответствии с нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность службы по надзору в сфере природопользования.

Суды, принимая во внимание, что управление является специализированным территориальным отделением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, созданным для осуществления функций надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, поручение заместителя Председателя Правительства РФ о проведении проверочных мероприятий в отношении недропользователей могло быть исполнено Федеральной службой по надзору в сфере природопользования только посредством поручения проведения проверочных мероприятий управлению, с учетом цели его создания и возложенных на него специальных функций, исходили из того, что издавая оспариваемый приказ и находясь в непосредственном подчинении Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, управление исполняло указание руководителя центрального аппарата Росприроднадзора, изложенное в распоряжении от 25.08.2020 № 43-р.

Отклоняя доводы общества об отсутствии оснований для проведения проверок в порядке части 2 постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля о внесении изменений в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», суд округа указал, что в отношении общества действуют правила о возможности проведения именно внеплановых выездных проверок в 2020 году, организованных по поручению компетентных лиц и органов, если это прямо указано в таких поручениях. В представленных документах, постановлено организовать в отношении общества именно проведение внеплановой выездной проверки.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов и им дана соответствующая правовая оценка.

Приведенные в жалобе доводы не свидетельствуют о существенных нарушениях судами норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, выражают несогласие с выводами судов по фактическим обстоятельствам спора и направлены на переоценку установленных обстоятельств, в связи с чем не могут служить достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.

Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья

определила:

отказать акционерному обществу «Сибирский горно-металлургический альянс» в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда Российской Федерации

М.В. Пронина