ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А51-824/2021 от 10.12.2021 Верховного Суда РФ

[A1] ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  № 303-ЭС21-22995

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва10.12.2021

Судья Верховного Суда Российской Федерации Павлова Н.В., изучив  кассационную жалобу Владивостокской таможни (далее – таможенное  управление, таможня) на решение Арбитражного суда Приморского края  от 26.03.2021 по делу  № А51-824/2021, постановление Пятого арбитражного  апелляционного суда от 03.06.2021 и постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 24.08.2021 по тому же делу 

по заявлению общества с ограниченной ответственностью  «ДальВостокАвто» (г. Владивосток; далее – общество) о признании  незаконным решения таможни об отказе возврате излишне уплаченного  утилизационного сбора от 30.10.2020  № 25-36/43755 в части возврата заявления  от 29.10.2020  № 25015 без рассмотрения; об обязании возвратить излишне  уплаченный утилизационный сбор в размере 729 000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

решением Арбитражного суда Приморского края  от 26.03.2021, оставленным без изменения постановлениями Пятого  арбитражного апелляционного суда от 03.06.2021 и Арбитражного суда  Дальневосточного округа от 24.08.2021, заявление удовлетворено.

В жалобе таможенный орган ссылается на нарушение судами норм  материального права, указывает на применение судами норм права, не  подлежащих применению при рассмотрении настоящего дела.


[A2] Согласно положениям части 7 статьи 2916, части 1 статьи 29111  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее –  Кодекс) кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном  заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если  изложенные в ней доводы подтверждают наличие существенных нарушений  норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на  исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита  нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и  иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом  публичных интересов. 

Оснований для пересмотра принятых по настоящему делу судебных актов  в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам  Верховного Суда Российской Федерации не установлено.

При рассмотрении настоящего дела судами установлено, что обществом  были поданы декларации на товары  № 80895 и   № 100447, а также уплачен утилизационный сбор  на ввезенные товары (грузопассажирские автомобили) в размере 1 296 000  рублей. 

Полагая, что при расчете утилизационного сбора коэффициент 2,88 был  применен необоснованно, поскольку применению подлежал коэффициент 1,26,  общество обратилось в таможенный орган с заявлением о возврате излишне  уплаченного утилизационного сбора, по результатам рассмотрения которого  таможней принято решение о возврате заявлений без рассмотрения (в том числе  заявления от 29.10.2020  № 25015), оформленное письмом от 30.10.2020   № 25-36/43755.

Руководствуясь нормами Федерального закона от 24.06.1998   № 89-ФЗ «Об отходах производства и потреблении», Постановлением  Правительства Российской Федерации от 26.12.2013  № 1291  «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств  (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты  Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление  № 1291) и Техническим регламентом Таможенного союза 018/2011, суды, удовлетворяя  заявленные требования, исходили из наличия факта излишней уплаты  утилизационного сбора и незаконности решения таможни об отказе  в возврате обществу излишне уплаченных сумм.

 При этом суды учли то обстоятельство, что утвержденный  Правительством Российской Федерации порядок исчисления утилизационного  сбора не содержит нормы, предписывающей определять размер  утилизационного сбора в отношении транспортных средств с учетом таких 


[A3] технических характеристик, как максимальная масса груза, водителя и топлива,  в дополнение к фактической массе самого транспортного средства.

 При этом из буквального прочтения положений Перечня, утвержденного  постановлением  № 1291, следует, что в целях определения коэффициента,  необходимого для расчета суммы утилизационного сбора, имеет значение  полная масса транспортного средства. В свою очередь ни Правила,  утвержденные постановлением  № 1291, ни Перечень, утвержденный указанным  постановлением, не содержат указаний на необходимость определения полной  массы транспортного средства как суммарного показателя фактической массы  транспортного средства и его грузоподъемности.

Кроме того, суды также указали, что изменения, внесенные  в Постановление Правительства  № 1291 Постановлением Правительства  Российской Федерации от 18.11.2020  № 1866, не могут быть применены  в спорной ситуации, поскольку началом действия указанных изменений  является 28.11.2020, в то время как ввоз транспортных средств был произведен  в сентябре-октябре 2020 года. 

При таких обстоятельствах доводы таможни не могут служить  основанием для передачи заявления на рассмотрение в порядке кассационного  производства Судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.1, 291.6 и 291.8  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья  Верховного Суда Российской Федерации  

ОПРЕДЕЛИЛ:

в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании  Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской  Федерации отказать. 

Судья Верховного Суда

Российской Федерации Н.В. Павлова