ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А53-25545/2021 от 21.10.2021 Верховного Суда РФ


ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

№ 308-ЭС22-9182

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва

Судья Верховного Суда Российской Федерации Грачева И.Л., изучив по материалам истребованного дела кассационную жалобу Комитета по управлению имуществом города Таганрога (г. Таганрог) на постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 31.03.2022 по делу № А53-25545/2021,

у с т а н о в и л:

Комитет по управлению имуществом города Таганрога (далее – Комитет) обратился в Арбитражный суд Ростовской области с иском к муниципальному унитарному предприятию «Городское хозяйство» (далее – Предприятие) о взыскании 68 424 руб. 84 коп. задолженности.

Арбитражный суд Ростовской области, рассмотрев дело в порядке упрощенного производства, решением от 21.10.2021, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2021, взыскал с Предприятия 61 708 руб. 36 коп. долга, в остальной части иска отказал.

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановлением от 31.03.2022 отменил указанные судебные акты и отказал в иске.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Комитет, ссылаясь на нарушение окружным судом норм материального и процессуального права, просит отменить постановление суда кассационной инстанции и удовлетворить иск Комитета.

Дело 20.06.2022 истребовано из Арбитражного суда Ростовской области.

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.

Изучив доводы жалобы, материалы истребованного дела и принятые по делу судебные акты, судья Верховного Суда Российской Федерации считает, что оснований для передачи жалобы Комитета на рассмотрение в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации не имеется.

Как следует из материалов истребованного дела и установлено судами, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости собственником нежилого помещения площадью 117,2 кв. м, расположенного в многоквартирном доме по адресу: <...>, является муниципальное образование «Город Таганрог».

Комитет приказом от 19.04.2013 № 240 закрепил данное нежилое помещение за Предприятием и передал помещение по акту приема-передачи.

Приказом на Управление муниципальной собственностью и реестров возложена обязанность оформить дополнительное соглашение к заключенному с Предприятием договору от 18.04.2005, а на Предприятие – обязанность зарегистрировать право хозяйственного ведения.

Однако дополнительное соглашение не заключено и право хозяйственного ведения не зарегистрировано.

По иску управляющей компании многоквартирного дома, в котором расположено спорное нежилое помещение, Арбитражный суд Ростовской области решением от 22.01.2021 по делу № А53-38537/2020 взыскал с собственника – муниципального образования 61 708 руб. 36 коп. задолженности по оплате коммунальных услуг и за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома за период с 01.07.2018 по 31.08.2020 и 4084 руб. 48 коп. пеней.

Комитет исполнил указанное решение и обратился с настоящим иском в арбитражный суд, полагая, что оплачивать жилищно-коммунальные услуги должно было Предприятие.

Суды первой и апелляционной инстанций согласились с доводами Комитета и сославшись на статьи 209, 210, 216, 249, 294, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс), статьи 36, 39, 153, 154, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункт 2 статьи 11 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», взыскали с Предприятия 61 708 руб. 36 коп. долга.

Суд кассационной инстанции пришел к выводу о том, что суды неправильно применили нормы материально права, отменил решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда и отказал Комитету в иске.

Суд округа исходил из того, что в силу статей 8.1, 131, 216 Гражданского кодекса, разъяснений, приведенных в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», право хозяйственного ведения на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации. Поскольку данное право за Предприятием не зарегистрировано, в силу Жилищного кодекса обязанность по содержанию общего имущества и оплате жилищных услуг лежит на собственнике – муниципальном образовании.

Оснований не согласиться с данным выводом не имеется.

Обязательство по оплате жилищно-коммунальных услуг возникает у муниципального (государственного) предприятия с момента возникновения права хозяйственного ведения (с даты государственной регистрации данного права) либо в силу добровольно принятых договорных обязательств.

Между тем уполномоченный орган муниципального образования не заключил с Предприятием дополнительное соглашение к договору хозяйственного ведения о включении спорного помещения в данный договор, не проконтролировал в течение 9 лет вопрос о регистрации права хозяйственного ведения Предприятия, учредителем которого он является; Предприятие не принимало на себя обязательство по содержанию этого помещения.

При таком положении доводы кассационной жалобы не подтверждают нарушений окружным судом норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, поэтому не имеется предусмотренных статьей 291.6 АПК РФ оснований для передачи жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации

о п р е д е л и л:

отказать Комитету по управлению имуществом города Таганрога в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации И.Л. Грачева