ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
№ 307-ЭС23-12579
г. Москва
Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С., изучив кассационную жалобу жилищно-строительного кооператива 1064 на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 31.10.2022, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2023 и постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа
от 25.05.2023 по делу № А56-53157/2020
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников жилья "Яблонька", адрес: 195279, Санкт-Петербург, пр. Наставников, д. 40, корп. 1, лит. А, пом. 14-Н, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Товарищество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к жилищно-строительному кооперативу 1064, адрес: 195279, Санкт-Петербурга, пр. Наставников, д. 40, корп. 1, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Кооператив), об обязании в течение трех рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу передать Товариществу в управление общее имущество по объекту: 195279, Санкт-Петербург, пр. Наставников, д. 40, корп. 1, парадные N 1 - 3 (квартиры N 1, 4 - 216), а также оборудование, техническую и иную документацию, связанную с управлением многоквартирным домом.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен жилищно-строительный кооператив N 1065, адрес: 195279, Санкт-Петербург, пр. Наставников, д. 40, корп. 1, кв. 4 - 7, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - ЖСК N 1065).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.10.2022, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2023 и постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25.05.2023, требования удовлетворены частично: суд обязал Кооператив в течение месяца с даты вступления решения в законную силу передать Товариществу в управление общее имущество по объекту: 195279, Санкт-Петербург, пр. Наставников, д. 40, корп. 1, парадные N 1 - 3 (квартиры N 1, 4 - 216), а также оборудование, техническую и иную документацию, а именно:
проектную документацию на объект;
документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества;
документы (акты) о приемке результатов работ, сметы, описи работ по проведению текущего ремонта, оказанию услуг по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме за период с 2015 года до даты передачи;
документы (акты) о приемке результатов работ, сметы, описи работ по проведению капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме за период с 2010 года до даты передачи (в случае, если капитальные ремонтные работы за указанный период не проводились, то соответствующую справку о не проведении капитальных ремонтных работ);
акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям;
проектно-сметную документацию и исполнительные чертежи на объект;
информацию об оснащении помещений в многоквартирном доме индивидуальными, общими (квартирными) приборами учета ГВС и ХВС, в том числе информацию о каждом установленном индивидуальном, общем (квартирном) приборе учета (копии паспортов, год установки, акты ввода после замены или поверки), дату последней проверки технического состояния и последнего контрольного снятия показаний;
схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, тепло-, электроснабжения и др.;
паспорта лифтового хозяйства;
технический паспорт на объект;
исполнительные чертежи контуров заземления;
журналы заявок жителей;
учетно-регистрационную документацию на граждан, проживающих по адресу: 195279, Санкт-Петербург, пр. Наставников, д. 40, корп. 1, квартиры N 1, с квартиры N 4 по N 216;
сведения о выплаченных паевых взносах собственниками квартир;
справки о выплаченных паевых взносах на квартиры, собственники которых не внесены в единый реестр собственников жилья: квартиры N 13, 26, 72, 91, 107, 128, 149, 175, 189, 190, 194;
копии ордеров и свидетельств о государственной регистрации права собственности, выписки из ЕГРН;
поквартирные сведения о подключенных радиоточках и телевизионных вводах антенны в квартирах, расположенных по адресу: 195279, <...>, с квартиры N 4 по N 216;
ключи от помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в части многоквартирного дома, расположенного по адресу: 195279, Санкт-Петербург, пр. Наставников, д. 40, корп. 1, парадные N 1 - 3;
электронные коды доступа в подъезды и к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений в части многоквартирного дома, расположенного по адресу: 195279, Санкт-Петербург, пр. Наставников, д. 40, корп. 1, парадные N 1 - 3;
иные технические средства и оборудование, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, заявитель просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, ссылаясь на существенное нарушение норм материального права.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что до настоящего времени ТСЖ «Яблонька» к управлению МКД не приступило, фактически управление продолжает ЖСК №1064, на общем собрании вопрос о расторжении договора управления МКД с ЖСК №1064 и ЖСК №1065 не рассматривался, следовательно, договор управления МКД остается действующим.
При отсутствии заявления одной из сторон о прекращении договора управления многоквартирным домом по окончании срока его действия такой договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, какие были предусмотрены таким договором (часть 6 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении МКД управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в МКД за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в МКД.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов оснований, по которым жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, не установлено.
Как следует из обжалуемых актов, многоквартирный дом, расположенный по адресу: 195279, Санкт-Петербург, пр. Наставников, д. 40, корп. 1, находился под управлением Кооператива (парадные N 1 - 3, квартиры N 1, 4 - 216) и ЖСК N 1065 (парадные N 4 - 7).
Общим внеочередным собранием собственников жилых помещений многоквартирного дома, результаты которого оформлены протоколом от 08.07.2017 N 1, в качестве способа управления многоквартирным домом выбрано управление товариществом собственников жилья и принято решение о создании Товарищества. В Единый государственный реестр юридических лиц 20.03.2019 внесена запись N <***> о создании юридического лица - Товарищества.
Товарищество в письме от 28.02.2020 потребовало от Кооператива передать ему в управление общее имущество, техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением этим домом документы в соответствии с частью 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – Жилищный кодекс), Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), и Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416).
Ссылаясь на то, что Кооператив обязанность по передаче документов не исполнил, Товарищество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды, удовлетворяя заявленные требования в части, исходили из следующего.
Согласно пункту 2 статьи 18 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" ранее возникшие обязательства организаций, отвечающих за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, сохраняются до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса Российской Федерации.
Судами установлено и не оспаривается сторонами, что Кооператив осуществлял функции управляющей организации в многоквартирном доме по адресу: 195279, Санкт-Петербург, пр. Наставников, д. 40, корп. 1.
В соответствии со статьей 44 Жилищного кодекса общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления такого дома. К компетенции общего собрания собственников относится, в том числе, выбор способа управления домом.
На основании части 2 статьи 161 Жилищного кодекса собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способ управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3 статьи 161 Жилищного кодекса).
Согласно части 9 статьи 161 Жилищного кодекса многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
При управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома (часть 2.2 статьи 161 Жилищного кодекса).
Согласно части 3.1 статьи 161 ЖК РФ при прекращении управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья, жилищным или жилищно-строительным кооперативом, иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество, кооператив в течение трех рабочих дней с даты принятия решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об изменении способа управления таким домом обязаны передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы, ключи от помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, электронные коды доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и иные технические средства и оборудование, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им, лицу, принявшему на себя обязательства по управлению многоквартирным домом.
Следовательно, создание либо избрание новой управляющей организации, а, соответственно, и наделение ее всеми правами означает прекращение всех прав организации, осуществлявшей функции управления ранее.
Представленным в материалы дела протоколом общего собрания собственников помещений многоквартирного дома подтверждено, что собственниками реализовано право на смену управляющей организации на основании решения общего собрания собственников и отказа от договора с Кооперативом. Протокол собрания от 08.07.2017 признан законным в судебном порядке (решение Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 22.11.2021 по делу N 2-2655/2021, оставленное без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 11.08.2022 и определением Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 16.01.2023).
Отклоняя довод заявителя жалобы о том, что заключенный с Кооперативом договор управления не расторгнут, Товарищество не приступило к управлению многоквартирным домом, суды правомерно исходили из того, что собственники помещений в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом не только в случае, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, но и в случае принятия ими решения о выборе иной управляющей организации или изменении способа управления данным домом.
При непередаче оборудования, технических средств, технической и иной документации на многоквартирный дом создаются препятствия выполнению Товариществом принятых обязательств по управлению многоквартирным домом в интересах собственников помещений этого дома.
Ввиду смены управляющей организации в отношении спорного многоквартирного дома у Кооператива возникла обязанность передать Товарищество оборудование, техническую и иную документацию, связанную с управлением этим домом.
Порядок передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением многоквартирным домом документов, технических средств и оборудования указан в разделе V Правил N 416.
Согласно пункту 18 Правил N 416 в случае принятия собранием решения о смене способа управления многоквартирным домом уполномоченное собранием лицо в течение 5 рабочих дней направляет организации, ранее управлявшей таким домом, а также в орган государственного жилищного надзора уведомление о принятом на собрании решении с приложением копии этого решения. Указанное уведомление должно содержать наименование организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, ее адрес.
Факт направления Кооперативу и в орган государственного жилищного надзора уведомления о принятом на общем собрании решении о смене способа управления домом и создании Товарищества признан судами подтвержденным.
На основании пункту 19 Правил N 416 организация, ранее управлявшая многоквартирным домом и получившая предусмотренное пунктом 18 названных Правил уведомление, передает в порядке, предусмотренном пунктом 22 Правил N 416, техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким многоквартирным домом документы, технические средства и оборудование, а также сведения, указанные в подпункте "б" пункта 4 Правил N 416, организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, по акту приема-передачи не позднее срока, установленного частью 10 статьи 162 ЖК РФ.
Пунктом 21 Правил N 416 установлено, что в случае отсутствия у ранее управлявшей МКД организации одного или нескольких документов, входящих в состав технической документации на многоквартирный дом, и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов, технических средств и оборудования такая организация обязана в течение 3 месяцев со дня получения уведомления, предусмотренного пунктом 18 настоящих Правил, принять меры к их восстановлению и в порядке, предусмотренном пунктом 22 этих же Правил, передать их по отдельному акту приема-передачи организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, органу управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в этом доме одному из собственников, указанному в решении собрания о выборе способа управления этим домом.
Суды заключили, что все документы, которые истребует истец у ответчика, входят в состав документов, которые должны быть переданы предыдущей управляющей организацией новой управляющей компании в силу пунктов 24 и 26 Правил N 491. Нормы действующего законодательства, регулирующие отношения, связанные с прекращением деятельности по управлению многоквартирным домом и передачей технической документации вновь выбранному лицу, приступающему к управлению многоквартирным домом, устанавливают обязательные требования к составу документов, которые подлежат передаче новой управляющей организации, и указанные требования не были исполнены Кооперативом своевременно и в полном объеме.
Доводы заявителя жалобы не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.1, 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации
ОПРЕДЕЛИЛ:
Отказать в передаче кассационной жалобы жилищно-строительного кооператива 1064 для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С. Чучунова