ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А63-9681/16 от 27.10.2017 Верховного Суда РФ


ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

№ 308-КГ17-15458

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва

27 октября 2017 г.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Грачева И.Л., изучив кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Ставропольского края (г. Ставрополь) на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 25.01.2017 и постановления Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14.08.2017 по делу № А63-9681/2016,

у с т а н о в и л:

Открытое акционерное общество «Надежда» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконными отказов Министерства имущественных отношений Ставропольского края (далее - Министерство) от 30.06.2016 № 8383, 8382, 8381, 8380, 8379 , 8378, 8377, 8387, 8389, 8717, 8376, 8375, 8374, 8373, 8372, 8371, 8386, 8385, 8384 в заключении договоров купли-продажи земельных участков; об обязании Правительства Ставропольского края (далее – Правительство) принять решение о предоставлении Обществу в собственность за плату земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 26:19:092301:1, 26:19:091507:1, 26:19:091505:1, 26:19:092306:1, 26:19:092202:6, 26:19:092202:4, 26:19:092302:1, 26:19:092202:5, 26:19:092303:2, 26:19:092302:2, 26:19:091506:1, 26:19:092303:3, 26:19:091504:1, 26:19:091503:1, 26:19:091502:1, 26:19:092202:3, 26:19:092304:1, 26:19:092305:1, 26:19:091501:1; об обязании Министерства в течение 30 дней со дня принятия Правительством решения о предоставлении в собственность за плату указанных земельных участков подготовить и направить для подписания Обществу договоры купли-продажи этих участков.

Арбитражный суд Ставропольского края решением от 25.01.2017 удовлетворил заявленные требования.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд постановлением от 25.05.2017 отменил решение суда первой инстанции и отказал в удовлетворении требований Общества.

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановлением от 14.08.2017 отменил постановление апелляционного суда и оставил в силе решение суда первой инстанции.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Министерство, ссылаясь на нарушение судами первой и кассационной инстанций норм материального и процессуального права, просит отменить решение суда первой инстанции от 25.01.2017 и постановление окружного суда от 14.08.2017 и оставить в силе постановление апелляционного суда от 25.05.2017.

Согласно пунктам 1 и 2 части 7 статьи 291.6 АПК РФ по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит либо определение об отказе в передаче жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, либо о передаче кассационной жалобы вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.

Определение об отказе в передаче жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации судья выносит в том случае, если изложенные в жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.

Изучив доводы жалобы и принятые по делу судебные акты, судья Верховного Суда Российской Федерации считает, что оснований для передачи жалобы Министерства на рассмотрение в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации не имеется.

Как установили суды, Министерство (арендодатель) и Общество (арендатор) заключили договор аренды принадлежащих на праве собственности Ставропольскому краю земельных участков сельскохозяйственного назначения.

Общество обратилось в Министерство с заявлениями о предоставлении в собственность за плату арендованных земельных участков без проведения торгов на основании подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ).

Отказ Министерства заключить договоры купли-продажи участков явился основанием для обращения Общества в арбитражный суд с настоящими требованиями.

Суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, руководствуясь статьями 198, 200, 201 АПК РФ, статьями 39.3, 39.16, 39.17 ЗК РФ, абзацем вторым части 4 статьи 10 Закона № 101-ФЗ, статьей 4 Закона Ставропольского края от 09.04.2015 № 36-кз «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений», приказом Министерства от 25.02.2016 № 178 «Об утверждении административного регламента предоставления Министерством имущественных отношений Ставропольского края государственной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности Ставропольского края, в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование, в аренду, в собственность без проведения торгов» (далее – Приказ № 178), подпунктом 32 пункта 9.5 Положения о Министерстве, утвержденного постановлением Губернатора Ставропольского края от 06.03.2012 № 137 (далее – Положение о Министерстве), пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований Общества.

Суд исходил из следующего: испрашиваемые Обществом земельные участки используются им на основании договора аренды надлежащим образом для ведения сельскохозяйственного производства более трех лет; задолженности по арендной плате у Общества не имеется; документы, подтверждающие надлежащее использование участков, были представлены Министерству при подаче заявлений на выкуп; доказательств того, что Общество допустило нарушения законодательства Российской Федерации при использовании участков, Министерство не представило; оснований для отказа Обществу в предоставлении спорных участков в собственность за плату у Министерства не имелось; принятие решения об отчуждении земельных участков, находящихся в собственности Ставропольского края, и наделение органа исполнительной власти Ставропольского края правом совершать соответствующие сделки отнесено к полномочиям Правительства; согласно статье 39.17 ЗК РФ, Положению о Министерстве и Приказу № 178 после принятия Правительством решения о предоставлении в собственность за плату спорных земельных участков Министерство обязано подготовить и направить для подписания Обществу договоры купли-продажи этих участков.

Суд округа признал выводы суда первой инстанции законными и обоснованными.

Доводы кассационной жалобы Министерства не опровергают выводы судов первой и кассационной инстанций, направлены на переоценку установленных судами обстоятельств, не подтверждают нарушений судами норм материального и процессуального права и не являются основанием для передачи жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации

о п р е д е л и л:

отказать Министерству имущественных отношений Ставропольского края в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации И.Л. Грачева