ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А65-534/2017 от 12.03.2018 Верховного Суда РФ


ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № -КГ18-216

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва

12.03.2018

Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С., изучив кассационную жалобу Исполнительного комитета муниципального образования города Казани на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.05.2017, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2017 и постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 13.11.2017 по делу № А65-534/2017,

УСТАНОВИЛ:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан                                       (далее - ТУ Росимущества в РТ, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к исполнительному комитету муниципального образования города Казани (далее - Исполком МО г. Казани, муниципальный орган) о признании незаконным и отмене постановления                  от 15.09.2015 № 3485 «О предоставлении разрешений на условно разрешенный вид использования и на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства для земельного участка, расположенного на территории                  Фермы-2» (далее - оспариваемое постановление).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество                                  с ограниченной ответственностью «Строй-Ка» (далее - ООО «Строй-Ка», общество), Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - УФАС по РТ, антимонопольный орган).

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.05.2017, оставленным без изменений постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2017 и постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 13.11.2017, заявление удовлетворено, постановление Исполкома МО г. Казани № 3485 от 15.09.2015 № 3485 «О предоставлении разрешений на условно разрешенный вид использования и на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства для земельного участка, расположенного на территории Фермы-2» признано недействительным, на муниципальный орган возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ТУ Росимущества в РТ.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Исполком МО г. Казани просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на их незаконность и необоснованность.

В обоснование доводов жалобы Исполком МО г. Казани указал, что   предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования  земельного участка  или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Статьей 263 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник земельного участка может возводить  на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются  при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.

Порядок застройки земельных участков регулируется законодательством о градостроительстве, которое устанавливает специальные требования и условия такой деятельности исходя из публичных интересов.

В соответствии с частью 1 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические  или  иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Вопрос о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров  разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подлежит обсуждению на публичных слушаниях, проводимых в  порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативно- правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений, предусмотренных статьей 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации(ч.4 ст.40 ГрК РФ).

На основании  решения Казанской городской Думы    от  08.06.2006 № 7-9 « О порядке организации и проведения публичных слушаний в г.Казани» утвержден порядок организации и проведения публичных слушаний по вопросам предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, а также  по вопросам предоставления разрешения  от  отклонение  от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Согласно  Правилам землепользования и застройки часть II Градостроительного устава г.Казани земельный участок, предоставленный ООО «Строй-ка»  по договору аренды сроком на 3 года с кадастровым номером 16:50:171124:162 находится в зоне специального назначения, имеющий вспомогательные и условно разрешенные виды использования земельных участок в и объектов капитального строительства. В условно разрешенных видах данной зоны предусмотрено использование участка под многоквартирные жилые дома, а также установлены предельные (минимальные и (или) максимальные) размеров земельных участков, предельные параметры разрешенного строительства (реконструкции), определяемые по значениям к зонам Ж3,Ж4,Ж5 для разрешенного использования  многоквартирные жилые дома.

В соответствии с договором аренды земельного участка с кадастровым номером 16:50:171124:162 и сведениями государственного кадастра недвижимости, данный земельный участок  имеет вид разрешенного использования- под объекты гостиничного сервиса.

ООО «Строй-Ка» обращалось в комиссию по землепользованию и застройки с целью получения разрешения на условно-разрешенный вид использования земельного участка и  на отклонение о  предельных параметров  разрешенного  строительства в связи с планированием строительства двух 9-ти этажных домов с подземными автостоянками.

В рамках исполнения градостроительного законодательства собственникам смежных земельных участков направлены уведомления  о назначении публичных слушаний, а именно заявителю и ФГБОУ ВПО «Казанский ГАУ».

В ходе публичных слушаний замечаний  и предложений не поступало. Заключение по результатам публичных слушаний  опубликовано 03.09.2015 в Сборнике документов и правовых а ков  муниципального образования  г.Казани №34.

01.10.2015 в Сборнике документов и правовых актов муниципального образования г.Казани №38 опубликовано постановление Исполнительного комитета г. Казани от 15.09.2015 №3485 « О предоставлении разрешений на условно разрешенный вид использования и на отклонение от предельных параметров строительства для земельного участка, расположенного на территории Ферма-2».

По мнению заявителя жалобы, Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом пропустило установленный статей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срок для обжалования  указанного постановления.

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.

При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов оснований, по которым жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, не установлено.

Как установлено судами, между заявителем (арендодатель) и ООО «Строй-Ка» (арендатор) 05.07.2013 заключен сроком на 3 года договор № 13-02з аренды  земельного участка   для строительства гостиничного комплекса «Тулпар», включенного в перечень спортивных и иных объектов для проведения XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани, общей площадью 12 000 кв. м, кадастровый номер: 16:50:171124:162, расположенного по адресу: г. Казань, Приволжский район, на территории Фермы-2, разрешенное использование - под объекты гостиничного сервиса (средства размещения): гостиничный комплекс (пункт 1.1 договора).

Переданный в аренду по указанному договору земельный участок с кадастровым номером 16:50:171124:162 находится в собственности Российской Федерации, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации серии 16-АН № 131117. На данном земельном участке возведен объект капитального строительства - гостиничный комплекс «Тулпар» площадью 4209,4 кв. м, право собственности на который зарегистрировано за ООО «Строй-Ка».

ООО «Строй-Ка» обратилось к председателю комиссии по землепользованию и застройке - первому заместителю руководителя Исполкома МО г. Казани с заявлениями о рассмотрении возможности предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства по отступам от границ для земельного участка с кадастровым номером 16:50:171124:162; о рассмотрении возможности предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования - многоквартирные жилые дома.

Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ). Для этого заинтересованное лицо направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию по подготовке проекта правил землепользования и застройки (часть 1 статья 39 ГрК РФ).

В силу пункта 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004                № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 4.1 данного Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний.

На основании обращения ООО «Строй-Ка» проведены публичные слушания по вопросу предоставления испрашиваемых обществом разрешений на условно разрешенный вид использования земельного участка и на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства для земельного участка с кадастровым номером 16:506171124:162.

По результатам публичных слушаний утверждено заключение по указанным вопросам, на основании которого Исполкомом МО г. Казани вынесено постановление от 15.09.2015 № 3485 «О предоставлении разрешений на условно разрешенный вид использования и на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства для земельного участка, расположенного на территории Фермы-2».

В оспариваемом постановлении Исполком МО г. Казани постановил:               «1. Предоставить ООО «Строй-Ка» для земельного участка кадастровый номер 16:50:171124:162 площадью 12000 кв. м, расположенного на территории Фермы-2, следующие разрешения в зоне специального назначения (ДЗ) для 9-этажных жилых домов с подземными автостоянками: 1.1) на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства в части уменьшения минимальных отступов строений от боковой границы земельного участка, от точки 1 до точки 2 - до 2,5 метра, от точки 2 до точки 3 - до 1 метра, от точки 4 до точки 5 - до 0 метров (приложение); 1.2) на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства по парковочным местам: 80 машино-мест (из общего количества - 299 машино-мест) предлагается разместить на земельном участке кадастровый номер 16:50:171124:12, занимаемом автостоянкой стадиона «Тулпар»; 1.3) на условно разрешенный вид использования - многоквартирные жилые дома (2,6 - многоэтажная жилая застройка: размещение жилых домов, предназначенных для разделения на квартиры, каждая из которых пригодна для постоянного проживания (жилые дома высотой девять и выше этажей, включая подземные, разделенных на двадцать и более квартир); благоустройство и озеленение придомовых территорий; обустройство спортивных и детских площадок, хозяйственных площадок; размещение подземных гаражей и наземных автостоянок, размещение объектов обслуживания жилой застройки во встроенных, пристроенных и встроенно-пристроенных помещениях многоквартирного дома в отдельных помещениях дома, если площадь таких помещений в многоквартирном доме не составляет более 15% от общей площади дома».

ТУ Росимущества в РТ, указывая, что оспариваемым постановлением Исполком МО г. Казани изменил условно разрешенный вид земельного участка с «под объекты гостиничного сервиса (средства размещения): гостиничный комплекс» на «многоквартирные жилые дома», предоставив разрешение на строительство 9-этажных жилых домов с подземными автостоянками, чем нарушил права и законные интересы Российской Федерации, поскольку орган местного самоуправления распорядился собственностью Российской Федерации без согласия ТУ Росимущества в РТ, 11.01.2017 обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суды обоснованно исходили из следующего.

В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).

Исходя  из  Положения «О территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан», утвержденное приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 № 49, суды пришли к выводам , что ТУ Росимущества в РТ осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и т.д.

Сославшись на пункт 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,суды  правомерно указали, что Исполком МО г. Казани в силу действующего законодательства не уполномочен распоряжаться федеральной собственностью.

Как следует из смысла части 1 статьи 40 ГрК РФ орган местного самоуправления имеет право рассмотреть вопрос о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров именно разрешенного строительства, то есть того объекта, на строительство которого получено разрешение, в данном случае - гостиничного комплекса.

Вместе с тем из оспариваемого постановления № 3485 от 15.09.2015 следует, что обществу предоставлено разрешение на отклонение от предельных параметров строительства следующего объекта - 9-этажных жилых домов с подземными автостоянками (фактическое изменение вида разрешенного использования земельного участка), тогда как указанный земельный участок предоставлен обществу только для строительства гостиничного комплекса. Разрешения на строительство жилых домов ООО «Строй-Ка» не выдавалось.

Также судами отмечено, что в   соответствии  с пунктом 2 статьи 30.1 Градостроительного устава города Казани для целей настоящей статьи под правообладателями земельных участков и (или) объектов капитального строительства понимаются, в том числе, арендаторы земельных участков в случаях, если срок аренды составляет не менее пяти лет либо при наличии согласия собственника на изменение одного вида на другой вид разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Срок аренды земельного участка с кадастровым номером 16:506171124:162, согласно договору от 05.07.2013 № 13-02з - 3 года, а доказательств согласия ТУ Росимущества в РТ на изменение вида разрешенного использования земельного участка, являющегося федеральной собственностью,  не представлено.

Отклоняя  довод Исполнительного комитета г.Казани  на пропуск Территориальным Управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом установленного  пунктом 4 статьи 198 АПК РФ срока, суды указали, что  заявитель о нарушении прав оспариваемым постановлением узнал только 03.11.2016 в рамках дела № А65-21237/2016.

Доводы заявителя жалобы не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.1, 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации

ОПРЕДЕЛИЛ:

отказать в передаче кассационной жалобы Исполнительного комитета муниципального образования города Казани для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

                Н.С. Чучунова